Предыстория:
8 мая 2015 года президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали совместное заявление о сотрудничестве России и Китая в рамках Евразийского экономического союза и трансъевразийского торгово-инфраструктурного проекта Экономического пояса Шелкового пути. Продвигаемый Китаем проект «Нового Шелкового пути» предполагает не просто возрождение древнего транспортного маршрута между Востоком и Западом, но масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь - Центральной Азии. По словам Владимира Путина, «речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающего общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте».
Инициатива цифровизации НШП была объявлена на международной конференции «Один пояс и один путь» в мае 2017 года и подтверждена на XIX съезде КПК осенью того же года. «цифровой Шелковый путь» стал одним из приоритетных направлений КНР, направленных на сокращение производственных издержек, повышение глобальной конкурентоспособности китайской продукции и рост товарооборота со странами - участницами инициативы. Эти цели будут достигнуты путем развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, облачных технологий, интернета вещей, технологий больших данных, спутниковой системы навигации, сверхбыстрой широкополосной связи и др.
Какие рекорды бьют?
По данным Железнодорожной корпорации Китая, в первую половину нынешнего года число грузовых поездов, курсировавших между Китаем и европейскими странами через Россию и Казахстан, составило 5122, подскочив на 36 процентов в годовом исчислении. Такого роста не наблюдалось даже в «тучные» годы. Только в июне 2020 года железнодорожная составляющая Нового Шелкового пути (НШП) приняла 1169 поездов, что стало рекордом. В том числе за первые шесть месяцев года грузовыми поездами по маршруту Китай - Европа перевезена 461 тысяча двадцатифутовых контейнеров (TEU), что на 41 процент больше, чем в 2019 году.
Китай заинтересован в перевозке своих товаров в Европу по сухопутному коридору не только из-за реально коротких сроков доставки, но и учитывая контроль морских коммуникаций со стороны США на всем морском пути от Шанхая до Суэцкого канала, - считают эксперты Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП). Поэтому Поднебесная делает ставку именно на НШП, а дальнейшее строительство его инфраструктуры тесно связано с созданием «цифрового Шелкового пути», который предлагает потребителям китайских товаров новый уровень логистики и ретейла благодаря внедрению современных технологий.
COVID-19 - маски, перчатки
Железнодорожное сообщение между востоком и западом континента играет важную роль в глобальной борьбе с COVID-19: именно по рельсам доставлено огромное количество противоэпидемических средств в пострадавшие от коварной заразы страны и регионы. Сначала медицинские грузы "текли" в сторону Китая, а затем, когда ситуация в Поднебесной стабилизировалась, уже Китай начал направлять лекарственные препараты, средства защиты и медицинское оборудование в западную часть Евразии. С января по июнь этого года грузовые поезда Китай - Европа перевезли 27 тысяч тонн противоэпидемических грузов. И это особенно актуально в связи с тем, что объемы грузовых перевозок по воздуху и морем сильно снизились из-за той же пандемии.
Что такое «цифровой Шелковый путь»?
Если говорить простым языком, Пекин намерен развивать IT-сферу в самых разных областях и выстраивать систему «цифрового мира» вдоль всех маршрутов нового Шелкового пути. Электронная коммерция, промышленные компьютерные сети, интернет-банкинг, связь, высокотехнологичные разработки, «умные города» - все это включено в «цифровой Шелковый путь».
При этом разрабатываться технологии могут и не в Китае. Напротив, Пекин стремится инвестировать средства в создание мощностей за рубежом.
«Цифровой Шелковый путь» по своему духу соответствует принципам индустрии 4.0 и государственной программе КНР «Сделано в Китае – 2025», в рамках которой планируется качественный рост автоматизации промышленности и технологической модернизации, уверены специалисты РАСПП.
Вывод:
Это программа цифровизации НШП. Она неразрывно связана с цифровой трансформацией всей китайской экономики. Приоритетом здесь является превращение Китая в ведущую интернет-державу, внедрение новых технологий во все сферы социальной жизни и экономики. Программа «Сделано в Китае – 2025» позиционируется как "дорожная карта" перехода от модели экстенсивного развития, обеспечившего КНР выдающиеся экономические результаты, - к инновационному, основанному на локальных инновациях, без отрицания инноваций внешних. Цель - удовлетворить прежде всего внутренний спрос, не забывая, конечно, о наращивании экспорта. Когда мы говорим о цифровизации НШП, то имеем в виду инновационное развитие Китая. Основной упор здесь делается на развитие таких IT-компаний-лидеров, как Alibaba, Huawei, Lenovo, НР и других, которые входят в число мировых лидеров интернет-коммерции. Все эти фирмы активно работают на маршрутах инициативы «Один пояс и один путь». Формирование «цифрового Шелкового пути» - не дань моде на цифровизацию, охватившую весь цивилизованный мир. В Китае уже давно осознали, что четвертая промышленная революция, ядром которой является цифровизация, становится новым витком развития мировой экономики. От нее зависит исход конкуренции стран, это ключевой инструмент реализации «китайской мечты» - позиционирование КНР как сильного инновационного государства.
А где же тут Россия? Вот здесь самое интересное. Россия становится не только «Центром Нового Шелкового пути», но и «Центром цифровизации», ранее в статье мы говорили о том, что Китай готов инвестировать в цифровые проекты не только на территории своего государства, но и в других странах, особенно в приоритете будут страны «Нового Шелкового пути». А это значит, что процесс цифровизации в России значительно ускорится. Ведь даже сейчас в цифровую эпоху, двигаясь по трассе, например, от Барнаула до Москвы или даже по автодорогам между населенными пунктами в регионе – частенько пропадает интернет, а потом и сотовая связь.
Как вы считаете, скоро появится стабильная мобильная связь на автодорогах федерального значения?
Рекомендуем к прочтению: