Accuphase M60 - это мощные моноблоки, которые производились с середины 70-х годов и стоили 290000 японских Йен каждый, что в переводе по курсу того времени составляло около 1000 долларов США за одну штуку. Мне они попались впервые и в отличном состоянии. Аппараты мультивольтажные, хотя на основной табличке сзади написано, что 100 В. Насколько я понял, Accuphase M60 не часто попадаются на вторичном рынке.
Технические параметры, заявленные производителем:
Усилитель работает в классе АВ с небольшим током покоя - 50 мА на пару транзисторов. Общей ООС в этих моноблоках нет - одна петля охватывает входной каскад с усилением 10 дБ, а вторая - драйверный и оконечный каскад, с общим усилением 17,78 дБ. Отсюда скромные показатели по нелинейным искажениям и небольшой коэффициент демпфирования нагрузки. Свой вклад внесли и эмиттерные резисторы огромного номинала: 1 Ом\10 Вт. Тут, похоже, инженеры больше заморочились на надежность моноблоков, чем на качество звука. Выходной фильтр тоже сделан по максимуму: цепь Цобеля 0.22 мкФ + резистор 5 Ом 21 Вт (три в параллель 15 Ом\7 Вт), катушка 2 мкГн с параллельным резистором 10 Ом\5 Вт. Стоит упомянуть еще и о том, что в усилителе на пути сигнала есть несколько разделительных конденсаторов, хотя и пленочных. Если быть точным - их в схеме три штуки.
Когда увидел балансные входы и радиаторы по бокам у каждого моноблока, то проскочила мысль, что они балансные от входа до выхода, то есть в каждом моноблоке по два оконечных усилителя. Но еще до вскрытия посмотрел схему и увидел, что это совсем не так, мало того, еще и вход балансный не настоящий - просто XLR разъем, который припаян в параллель с RCA двумя проводами, как несимметричный, и усилитель в моноблоке один, естественно.
Плат в усилителе 4 штуки:
В целом, конструкция солидная и схема неубиваемая - может работать на нагрузку 1 Ом и даже выдерживает короткое замыкание на выходе, что не мудрено с такими эмиттерными резисторами.
Когда установлены все внутренние крышки, это выглядит так:
Основные электролиты 22000 мкФ\100 В - питание высокое: +\- 91 В, то есть, энергоемкость БП каждого моноблока 182 Дж - это достаточно много, но в пересчете на 1 Вт выходной мощности на нагрузку 8 Ом цифра получается скромная: 0.61 Вт\Дж. Мелкие электролиты пришлось менять все, потому что у выборочно выпаянных пяти штук, ESR оказался больше в разы и ток утечки заметно завышен. Если учесть, что им по 46 лет, то не удивительно.
Более половины веса моноблока приходится на трансформатор питания - он достаточной мощности (Ватт 500, наверное), в глухом экране, на котором, кроме схемы включения первичных обмоток, нарисовано и расположение плат, устанавливаемых слева и справа от трансформатора. Это очень хорошо, так как в разъем их можно воткнуть, как перевернутыми наоборот, так и вообще, одну вместо другой.
В оконечном каскаде установлено по 4 пары мощных транзисторов в металлических корпусах ТО-3, которые расположены на радиаторах по бокам корпуса, по две пары с каждой стороны. Вместе с ними, на одной стороне прикручена и предоконечная пара:
А на другой стороне - транзистор, относящийся к системе защиты.
Естественно, чтобы все эти мощные транзисторы соединить с платой усилителя, а потом с защитой и выходными терминалами, понадобилось прокладывать через весь корпус длинные провода, что совсем не хорошо. Но в 70-е годы так делали практически все производители, поэтому удивляться нечему.
Реле защиты в моноблоках стоят такие, каких не видал нигде - огромные, с двумя парами контактов, миллиметров 5 в диаметре, которые еще и соединены в параллель. Но все черное от окислов, нужно как следует отмывать химией. Контактные группы реле внизу, на фото не попали:)
На входе моноблоков установлены ступенчатые аттенюаторы, выполненные на очень качественных галетниках - эти штуки почти вечные, только иногда почистить и смазать контактные группы.
Рядом с аттенюатором закреплен биполярный электролит Elna, который проводами подсоединен на колодку с контактами, но там он закорочен проводком. Одинаково в обоих моноблоках, а перемычки, судя по всему, штатные, с завода:) Его менять не стал.
Моноблоки пришли без шнуров питания, поэтому пришлось поменять штатные силовые гнезда на стандартные - шнуры оригинальные купить сложно, а другие туда не подходят. Но крепежные винты совпадают полностью, поэтому тут обошлось без слесарных работ.
Поменял, также, и акустические терминалы - их, можно сказать, толком и не было: кабели АС зажимались пластиной с винтиком, как на колодке в электрощитке. Под новые терминалы пришлось спиливать ребра штатной колодки и сверлить отверстия.
По окончании всех процедур профилактики и доработок, подключил моноблоки послушать в свою систему. В принципе, играют они неплохо, чувствуется большой запас по мощности - они не напрягаются вообще, все играют легко и непринужденно с отличной макродинамикой. Но микродинамические показатели у них скромные, эмоциональная подача есть, но без тонких материй. Рок и поп музыку на них слушать приятнее, чем джаз и классику.
Вообще, наблюдается довольно устойчивая тенденция: очень мощные усилители редко имеют хорошую микродинамику и эмоциональную подачу, они все больше "рубят" крупными штрихами, не уделяя достаточного внимания мелким деталям.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Винтажные полные усилители в моих обзорах
Мои статьи о винтажных проигрывателях винила
Мои статьи о винтажных ресиверах
Мои статьи об импортных винтажных магнитолах
Мои статьи о катушечных магнитофонах
Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР
Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках
Ламповые усилители в моих обзорах
Цифровые источники звука в моих обзорах
Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах
Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
С уважением, О. Шаманков ( Prophetmaster )