Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Как выучить стихи с особенным ребёнком? Приемы

В предыдущей статье вы узнали о том, какую пользу приносит для особенного ребенка работа со стихотворениями и заучивание их на память, мы поговорили о множестве задач, решаемых с помощью таких занятий. Сегодня мы с вами поговорим непосредственно о том, как учить стихи. Итак:
Какие же приемы эффективно использовать при заучивании стихотворений и для решения перечисленных (
в этой статье) задач?

1. Самое первое и самое главное с чего следует начать - это выразительно прочитать стихотворение. Для того, чтобы не возникло такое явление, как вербализм (когда ребёнок употребляет слово без осознания его значения) - по ходу чтения разбирайте и объясняйте ребёнку все непонятные и незнакомые слова. Помните о том, что вы работаете с особенным ребёнком, и незнакомыми и непонятными для него словами могут быть такие, о которых вы даже не догадываетесь. Для этого спрашивайте ребёнка, как он понял то или иное слово, словосочетание или фразу, чтобы он объяснил вам своими словами. Для лучшего понимания значения слов, используйте наглядность - изображения и картинки, иллюстрирующие данные предметы или явления. Таким образом прорабатываете всё стихотворение от начала до конца, чтобы каждое слово и фраза была понятной для ребёнка и за ней стояло конкретное представление и понятие.
Темы и содержание стихотворений подбирайте под возможности ребенка, его жизненный опыт, способность воспринимать и понимать текст. В целом, содержание стихотворения должно быть доступно и понятно ребенку. Брать абстрактную, лирическую или историческую поэзию не нужно.

2. В любом стихотворении заложен определенный ритм. Для того, чтобы этот ритм лучше воспринимался ребенком, и следовательно, легче было запомнить строчки – прохлопывайте или протопывайте этот ритм, отстукивайте его палочкой.
Выкладывайте визуально-ритмический ряд заучиваемого стихотворения, чередуя любые два вида предметов или карточек: на ударный слог одни, на безударные – другие. Ребенку будет легче воспроизвести текст, опираясь на визуальную подсказку, которую до этого выкладывал самостоятельно, либо с вашей помощью.
Ритмично, синхронно с проговариванием строчек, кидайте друг другу мячик. Действие должно быть ритмичным, повторяющимся и однообразным, но несложным для ребенка – таким, чтобы он мог выполнять его не задумываясь и не отвлекаясь на этот процесс.

Пример визуально-ритмического ряда. 
Карточка по развитию чувства ритма (громко-тихо)
Пример визуально-ритмического ряда. Карточка по развитию чувства ритма (громко-тихо)

3. Наглядность – верный помощник в развитии практически любых умений у особенного ребенка, наглядность никто не отменял. Самое лучшее – представить стихотворение перед ребенком в виде серии изображений, пусть даже схематичных. За каждым изображением должен быть закреплен какой-то небольшой кусочек текста, который ребенок вспомнит, только взглянув на картинку. Конечно, я сейчас не говорю о заучивании огромных текстов - для особенного ребенка это и не нужно. Я говорю о коротких стишках, состоящих из 1-2 четверостиший, а поначалу пусть даже из двух строчек – в зависимости от возможностей ребенка.
Если содержание текста позволяет – проиграйте его в виде сценки: в диалоге с ребенком, или используя игрушки/куклы.
Только помните о том, что при таком подходе рассказывать обязательно нужно выразительно (выразительно, на самом деле, нужно рассказывать всегда). Можете даже преувеличивать, утрировать интонацию и эмоции – детям это нравится, и эмоциональное преподнесение способствует гораздо лучшему запоминанию, поскольку включает непроизвольную память. Эмоции и интонация (невербальные проявления) запоминаются гораздо лучше, чем слова. А соединение речи и невербальных сигналов обеспечивает прочное усвоение материала. В связи с этим следующий прием:

4. Соединение речи и движения (жестов).
Для начала, небольшое отступление – почему так важно сочетать движения с речью, и каково влияние движений на речь?
Речь – это тоже движение, только более тонкое и мелкое. Все мы знаем о связи мелкой моторики и речи – зоны, отвечающие за эти функции, в головном мозге расположены очень близко друг к другу, и оказывают взаимное влияние на развитие друг друга. Но на речь, как ни странно, влияет не только мелкая моторика, но и крупная – это движения тела, рук и ног. Недаром педагоги, которые занимаются развитием и запуском речи детей, начинают работу с ним не с нанизывания бусинок на веревочку (до этого еще далеко), а с крупных движений, упражнений и развития координации. И затем, постепенно, развивают более мелкие движения ребенка, пока не переходят к самым тонким движениям – движениям органов артикуляционного аппарата, т.е. речи.
Соединение речи и движения облегчает запоминание текста, словесной информации, а также опирается на мышечную память.
Каждому слову или словосочетанию присвойте определенное движение или жест, желательно связанный с содержанием текста. Проговаривая стихотворение, одновременно выполняйте разработанные упражнения. Повторив текст таким образом несколько раз, вы увидите, что при его последующих воспроизведениях, ребенок опирается на выученные движения (мышечная память сильнее словесной) и по ним восстанавливает ход стихотворения.

5. Соединение речи и музыки (пропевание). Любой ребенок гораздо лучше запоминает песенки и потешки, спетые мамой или услышанные из других уст, чем монотонный текст. Пропевание слов и стихов включает у ребенка оба полушария, улучшает память и речь. Пропевание также задействует непроизвольное запоминание, т.к. это более древний и более ранний способ общения, как в историческом плане, так и в течение жизни ребенка с момента его рождения.
Пропевайте стихотворение на несложные мотивы сначала самостоятельно, а затем вместе с ребенком. Еще большего эффекта можно достичь, добавив к пропеванию движения/жесты или ритмичные прохлопывания. С помощью этого метода вы задействуете у ребенка непроизвольную, мышечную и слухоречевую память, будете развивать плавность и четкость речи, заниматься профилактикой или преодолением заикания, развитием координации, слаженности и ритмичности движений. Развитию всех этих способностей организма и психики ребенка, а также коррекции определенных нарушений - посвящен такой метод, как
логоритмика, который соединяет слово, движение и музыку. Элементы логоритмики также будут эффективны при заучивании стихотворений.

Таким образом, мы рассмотрели с вами пять приемов, которые улучшают и облегчают запоминание стихотворений и текстов особенным ребенком, развивают его внимание, мышление, речь, способности к планированию своей деятельности, самоконтролю и саморегуляции. Используйте эти приемы, учите стихотворения, пойте песни, занимайтесь со своим ребенком и никогда не опускайте руки - только тогда вы добьетесь положительных результатов.

Мои статьи на похожие темы:

Нужно ли учить стихи с особенным ребенком, и какую пользу ему это принесет?
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ21 июля 2021
Полезная литература для развития особенных детей - обзор двух книг
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ9 июля 2021
"Читает, но не понимает..." Учим особенного ребенка осознанному чтению
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ2 июля 2021

=================================
Мой канал в Телеграм: АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ (нажимайте на ссылку, либо набирайте название канала в строке поиска)
________________________________
Уважаемые читатели, также в Телеграме создан КЛУБ-чат для объединения родителей и педагогов!
Присоединяйтесь, чтобы:
- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы
- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком
- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно
- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей
- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Особенный КЛУБ", либо переходите по этой ссылке.
________________________________
Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу. В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту:
asya.defectologist@mail.ru