Найти тему

Генеральный директор Минского моторного завода — об отношении к санкциям и внедрении передовой системы бережливости

Оглавление

Белорусские моторы санкциями не заглушить

Капитуляционные прогнозы в отношении Беларуси, которые делали западные «эксперты», не сработали. Итоги работы экономики страны за пять месяцев — лучшее тому подтверждение. Прирост ВВП составил более 103 процентов. Прибавили практически все отрасли. Сейчас одна из приоритетных задач Правительства — не допустить ущерба для предприятий страны от введенных ограничительных мер со стороны Запада. Важно, что есть четкий план в нынешних условиях. Отсутствие эффекта от санкций — это главная контрсанкция. Любые внешние переломы — это во многом стимулирующий и мотивирующий фактор для специалистов в разработке новых направлений. Такой философии придерживается генеральный директор Минского моторного завода Александр Рогожник. В интервью «Р» он рассказал об отношении к санкциям, деятельности предприятия в условиях пандемии и внедрении системы бережливости.

Санкциям вопреки

— Александр Николаевич, начать наш разговор хотелось бы с одной из самых обсуждаемых тем последнего времени — санкций ЕС в отношении нашей страны. Насколько сильно затронули эти ограничительные меры ММЗ?

— Открою небольшой секрет: любой производственник ориентируется не на громкие слова непрофильных специалистов, а на конкретные заказы потребителя и рынки сбыта продукции. И я уверен, что лучшее подтверждение успешности нашей работы — 58-летняя история развития предприятия. За этот период и в жизни страны, и в мире происходило огромное количество всевозможных политических и экономических катаклизмов. Мы все были свидетелями закрывающихся производств, разорения предприятий в соседних странах. Одно время и ММЗ вынужден был выпускать утятницы со сковородками и наборы игрушечных алюминиевых солдатиков, чтобы остаться на плаву. Завод никогда не бездействовал и не зависит от импорта во многом благодаря тому, что за десятилетия работы четко реагировал на все изменения и вызовы. Мы не ориентируемся на кем-то сделанные громогласные заявления, мы отвечаем за качество своей продукции и производство, которое не было остановлено ни на один день даже в период пандемии в отличие от большинства предприятий стран мира.

— В условиях ограничений со стороны ЕС многие предприятия задумываются о переориентации своих экспортных потоков. Куда сейчас поставляется продукция ММЗ и какие новые экспортные маршруты прорабатываются?

— География поставок продукции Минского моторного завода сегодня включает 21 страну. Двигатели, запасные части к ним и спецтехника поставляются в РФ, государства СНГ и другие. Доля России в общем объеме отгрузок в нынешнем полугодии составила более 28 процентов. Белорусские двигатели в составе разнообразной техники ездят по всему миру. Останавливаться на достигнутом не собираемся: работаем над наращиванием поставок продукции в Узбекистан, Египет, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Пакистан. Большой потенциал на новых рынках сбыта в Юго-Восточной Азии, Африке, Вьетнаме, Зимбабве, Турции.

Нашим задачам способствует расширение товаропроводящей сети предприятия. Только в этом полугодии были заключены новые дилерские соглашения с крупными компаниями из Таджикистана и Афганистана, Кыргызстана, промышленной компанией из Пакистана.

Интенсивная работа по увеличению экспорта продолжится. Все предпосылки для наращивания темпов есть, экономические условия благоприятные.

— С какими показателями социально-экономического развития заканчивает первое полугодие ММЗ?

— Мы выполнили все установленные на этот период ключевые показатели эффективности, планы по объемам производства и реализации продукции, в том числе на экспорт, рентабельности продаж и чистой прибыли. Реализация мер, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия в существующих условиях, характеризующихся высокой динамикой цен на ресурсы, способствовала снижению уровня затрат на производство продукции.

По продаже специализированной техники прирост реализации составил 150 процентов к аналогичному периоду прошлого года.

В целом высокие результаты достигнуты за счет гибкой ценовой политики, оперативности отгрузок и создания привлекательных условий поставок потребителям. Отлично сработала и служба маркетинга: активизировала поиск новых покупателей, изменила политику продаж и подходы к действующим покупателям.

Сухой язык цифр способен быть красноречивым. Темп роста экспорта Минского моторного завода за январь — май 2021-го превысил 122 процента к аналогичному периоду прошлого года. Доля экспорта в общем объеме продаж на конец мая равнялась почти 37 процентам. Лидируют в объеме отгрузки (в денежном выражении) дизельные двигатели — более 78 процентов.

На второе полугодие мы также ставим перед собой амбициозные задачи, имея все предпосылки для их реализации.

-2

Новая философия

— Как известно, ММЗ внедряет систему бережливости 5S. Расскажите подробнее об этом и ожидаемом эффекте от ее внедрения.

— Это новое для нас направление с японским акцентом. Берем лучшее из практики мировых достижений. Решение о внедрении 5S как элемента системы бережливого производства у нас было принято в прошлом году. По сути, это производственная философия, включающая пять шагов: аккуратность, порядок, чистота, стандартизирование, дисциплина.

Данная система увеличит производительность труда и существенно усовершенствует производственный процесс за счет рациональной организации рабочих мест, улучшения качества труда, позволит экономить время и повысит корпоративную культуру.

Мы разработали внутризаводской стандарт, с которого началось внедрение 5S на предприятии: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй и совершенствуй. Казалось бы, простые истины, но часто они игнорируются. И насколько легче становится работать, когда все на своих местах, каждый сотрудник четко понимает свой потенциал и функциональность. Действия на местах приводятся к единому стандарту, чтобы любой новый специалист мог быстро включиться в производство, не испытывая проблем с обучением.

Процесс внедрения 5S длительный, пошаговый и может занять не один год. Фактически элементы системы бережливости применялись давно. Но теперь она будет внедряться комплексно и совершенствоваться по всем направлениям деятельности, соответствовать ведущим производствам.

— Традиционно лето — горячая пора не только для аграриев, но и для ММЗ. Ежегодно предприятие создает мобильные бригады для помощи в ремонте техники во время массовых полевых работ. А как в нынешнем году?

— Безусловно, эта практика продолжается. Минский моторный завод всегда в полной мере выполняет гарантийные обязательства по обслуживанию двигателей на технике, задействованной в полевых работах.

В 2021-м на поля республики вышло более 50 тысяч единиц сельскохозяйственной техники с двигателями ММЗ, из которых 26 434 — гарантийные. На восстановление гарантийных двигателей отводятся сутки. Во многих случаях ремонт осуществляют сервисные центры, с которыми у завода заключены договоры, — в Беларуси их 53. Завод обеспечивает центры бесплатными гарантийными комплектами и подменными двигателями. Если требуется устранить более сложный дефект, к аграриям выезжают мобильные бригады Минского моторного. Стоит признать, что мы ежегодно фиксируем снижение количества отказов двигателей ММЗ и серьезных поломок техники, используемой на полях.

Режим повышенной боевой готовности для обеспечения работоспособности двигателей на технике, занятой в аграрном секторе, соблюдается весь сельскохозяйственный сезон. С каждой областью страны через систему райагросервисов налажена реализация запчастей по ценам ММЗ.

География поставок продукции Минского моторного завода включает 21 страну.
География поставок продукции Минского моторного завода включает 21 страну.

sb.by

https://www.sb.by/articles/belorusskie-motory-sanktsiyami-ne-zaglushit.html