Почему продавцы на рынке стали символом хитрости и нечестности? На них атмосфера торговых павильонов по-особому действует? Вне работы, они наверняка, ведут себя прилично. Приходят в магазины — становятся обычными покупателями, в салонах красоты — клиентами, в больнице — пациентами.
Отчего рынок — это территория обмана?
Не верится, что среднестатистический продавец, приходя с утра на рынок, лёгким движением руки сбрасывает с себя свою покупательско-домашнюю личность и вместе с униформой натягивает личину ушлого торгаша. И до окончания рабочего дня живёт по принципу: «не обманешь - не продашь».
А по окончанию рабочего дня снова превращается в сознательного гражданина.
Сразу сделаю оговорку, что мой текст не имеет отношения к честным и добросовестным продавцам-рыночникам, которых, наверняка, многие тысячи, и они прекрасно работают для общего блага.
Я говорю о совершенно конкретной ситуации. В очередной раз наступила на знакомые грабли. Покупала на рынке абрикосы, которые сейчас и с виду, и на вкус хороши несказанно. Сочные, крупные, жёлто-оранжевые.
У продавщицы, с которой видимся каждую неделю уже лет десять. Допускаю, что она меня не помнит, хотя это маловероятно. При большом количестве встреч постоянные покупатели давно, что называется, примелькались.
Собираю абрикосики в пакет с «развала» самолично, аккуратно, не «копаясь», не давя, не переворачивая. То есть, со своей стороны, соблюдаю все неписаные правила рыночного приличия. Подаю продавщице.
Спрашивает: "Доложу до ровного?" Чтобы без мелкой сдачи, понимаю и не возражаю. Добавляет в мой пакет четыре штучки. Спасибо-пожалуйста-кушайте на здоровье! Дома вижу, что из "доложенной" четвёрки абрикосов — два подгнивших, два заплесневелых.
Ну, почему?!
Она же не думала, что я, не глядя, по дороге начну закидывать в рот немытые абрикосы и незаметно заглочу гниль и плесень? Невозможно так думать. Значит, она, вообще, ни о чём не думала. Стоит у неё под рукой тазик с неликвидом, и она потихоньку, с вежливой улыбочкой этот неликвид распихивает.
Заметил покупатель — придётся поменять гнилой продукт на хороший. Не заметил — победа! Обманули, ха-ха-ха, на четыре... абрикоса!
Не велика моя денежная потеря, шyт бы с ней. Отвратительна сама ситуация. Когда продавец норовит обвести вокруг пальца, не заботясь о собственной репутации. У нас город небольшой, половину рыночников не только в лицо, но и по именам знаем. Через неделю снова встретимся у того же прилавка. А продавщице наплевать.
А если pиcкнуть своим здоровьем и нервами и попытаться её пристыдить?
Тогда она резонно ответит,
- что никто ей пол-ящика брака не спишет. А она за всё заплатила. Ещё за место и за грузчика.
- Да поднялась она ни свет, ни заря, чтобы в тридцатиградусную жару целый день продавать эти портящиеся на глазах абрикосы.
- И постояла бы я на её месте, поторговала фруктами, погоняла воришек, пообщалась бы с капризными покупателями и заносчивыми проверяющими — что бы тогда осталось от моей совести?
Словом, нечего пенять на злобного продавца, если сама ленишься проконтролировать весь процесс покупки. Где глаза были? Куда смотрели? Теперь ешьте выбрасывайте свежекупленную некондицию.
А насчёт того, что «вы меня в прошлый раз обманули - я к вам больше не приду», она не беспокоится.
Не приду я, придут другие. Это онлайн-коучей и психологов сейчас развелось немерено, а продавцов фруктами-овощами на рынке раз-два и обчёлся.
И ведь в чём-то она права. Конечно, я не буду вечно держать в памяти эту историю и всю оставшуюся жизнь обходить стороной нечестный прилавок. Забуду и снова приду на то же место покупать фрукты-овощи. И снова доверюсь улыбчивой сладкоголосой продавщице. Потому что у меня других забот и тревог хватает, помимо пары порченых абрикосов.
И не в обиду ей будь сказано, поскольку любой труд почётен — но стоять «на её месте» и заключать сделки с совестью я не планирую. У меня есть своя работа, которая приносит деньги, в том числе, и на абрикосы.
А на вопрос, чей труд тяжелее, есть невежливый ответ: кто на что учился.
Спасибо, что дочитали. Не пожалейте «лайк»👍, если понравилось. Искренне рада всем, кто читает, и признательна тем, кто подпишется.
Ранее на канале: «Моим клиентам не нужно знать, что я о них думаю». Откровенный разговор с домработницей