4 октября 1908 года в Саратове открылся епархиальный съезд духовенства. В воскресенье 5 октября в зале музыкального училища состоялись очередные пастырские беседы, на слушание которых собралось множество людей. Чтение начал епископ Гермоген взяв темою: внутренние основы и силы в православно-пастырском трудничестве. «… Пастырство нужно рассматривать как подвиг, подвиг высокий, возвышеннейший, святой, данный с высоты неба, и в то же время... тяжелый, страшно ответственный по своей внутренней чистоте. Чтобы быть истинным пастырем, нужно проникнуться пламенным духом призвания, восторженною любовью к пастыреначальнику Христу. «Любиши ли Мя, Петре?» — обратился некогда Господь и Учитель к возвышеннейшему ученику Своему, и когда уже последний с искренним чувством беззаветной любви ответил Наставнику: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», — то услышал сладостный глас: «Паси агнцев Моих!» Этот высочайший зов Христов к апостолу Петру относится и к нам — пастырям Церкви Божией, эти слова Спасителя нашего и мы, пастыри, должны сохранять непрестанно в верующем сердце, также подражая в глубине души преданному ответу Петрову. Итак, избрание совершилось, служение вручено, благодатные силы даны, следовательно, пастырю Церкви только нужно гореть духом к Господу Иисусу Христу, проникнуться самоотвержением, всеми внутренними чувствами и силами отдаться этому единственному на грешной земле высочайше священному небесному служению. Пастырю Церкви всегда ясно должны представляться заветы Христовы, и этим заветам, заповедям Его, он должен подражать и следовать, чтобы самим собою явить пример и пасомым. Да, это великая трудность! И чтобы восходить к совершенству пастырского духа и горения, необходимо работать внутри себя, чаще проверяя свои внутренние начала, воспитывая в себе первооснову пастырского духа — священную любовь к Божественному Учителю и к своей пастве. Вот почему святой Иоанн Златоуст и говорит в слове о священстве: «Если у пастыря отсутствуют возвышеннейшие начала и господствуют иные, земные, то подобное священство незаконно». Необходимо поэтому обращать самое усиленное внимание на добродетели души своей, освящать ее внутренние качества, и нравственные, и духовные.
Мы часто, имея это чудное пастырское служение, облагодатствованное наитием Святого и Животворящего Духа, не стараемся приблизиться к душам человеческим, далеко отстоим от простого, непосредственного общения со своими пасомыми. А сделать это легко, так как само пастырское дело дозволяет священнику и посидеть в доме своего прихожанина, побеседовать мирно и благодушно за чашкою чая, с сердечным сочувствием расспросить его о нуждах духовно-нравственных, экономических и материальных, вместе с ним поболеть душою, дать тот или иной пастырский совет и прочее и прочее. Если не удовлетворит пасомого простое пастырское слово, то можно и более шире войти в его внутренний дух, дать ему возможность самому высказаться, внимательно выслушать его до конца и затем исчерпать все в области бессмертного духа человеческого и если необходимо, то перейти и на чисто научную, философскую сторону, ибо психология души склонна почерпать и многое иное и, к сожалению, отвергать всякие небесные авторитеты. Вот в последнем-то случае пастырь и должен, как страж веры, выступить для спасения омраченной души своего пасомого, можно и необходимо пожертвовать временем и своим досугом или недосугом, оставив на время исполнение мало существенного, согласно заповеди Христовой: да оставит девяносто девять в горах и шед спасет заблудшую! Но истинный пастырь должен действовать в этом случае не какою-либо хитростью, иезуитством и т. п., а лишь правдою, истиною, самоотверженною любовью. В этот момент дух пастыря должен быть проникнуть именно горением пламенным, исповеданием Петровым! Нельзя назвать истинным пастырем того, кто желает и старается войти в душу человека инуде — это уже не пастырская черта!
Пастырь да потщится просто, непосредственно открыть и повлиять на душу человеческую, и более всего духовными средствами как сродными и близкими ему по врожденности. Человеческая христианская душа — это поистине наша духовная лаборатория, и деятельность пастырской работы принимает на себя тот же характер, как в человеческой лечебнице: когда больной оказывает внимательному врачу безусловное доверие, отчего болезнь открывается сама собою, и уже нетрудно бывает поставить диагноз, определить ход болезни и дать ей испытанными средствами победить временную немощь организма. Горе больному, если врач будет только испытывать его болезнь, следуя влечению чисто научному, и применять одно за другим совершенно посторонние средства, несродные самому характеру болезни: организм его быстро пойдет еще к большему упадку и... к смерти!.. Подобно этому, и пастырю пользоваться иными, не совершенными и даже противными духу христианской любви средствами, т. е. действовать инуде, совершенно нужно оставить. Это — незаконное занятие и чуждое призванию нашей духовной жертвенной благодати! Непрестанная любовь к Спасителю, внутренняя работа над собою, освящение, облагодатствова- ние собственного ума делает пастыря самособранным в себе. Только из самособранности и можно почерпнуть чистые, святые мысли, священную ревность и приложить их благодатно на пользу пасомых. Ведь благодать Святого Духа не должна кого-либо поражать и удивлять в несвойственной степени, а освящать, умирять, давать благотворное успокоение мятущейся душе и неспокойному сердцу.
Поэтому между пастырем и пасомым необходимо должно быть искреннее взаимоотношение, взаимопонимание, со стороны пастырской даже до самоотречения от личного спокойствия и самопожертвования! Святой Иоанн Златоуст, говоря о высоте и достоинствах пастырского служения, приравнивает его к царскому. Это возвышеннейшее и святейшее господство над пасомыми не наше чисто человеческое, а Божией благодати. Характер пастырского руководствования и преобладания святой Иоанн Златоуст только приравнивает к царскому — в виде подобия, но оно и выше царского, ибо пастыри имеют власть, какой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам! Такое возвышеннейшее преимущество пастырского звания неумолкаемо зовет пастыря работать над собою непрерывно, чтобы приблизить себя к Всеобразу — Всепастырю Иисусу Христу!
Поэтому пастырю необходимо отрешиться от мирского, тленного, воспитывая в себе мудрствование о возвышенном, небесном! Или, как говорят святые, «отдать плоть, получить дух!».
Личные качества, удовольствия, желания, чувствования, побуждения и прочее и прочее должны быть претворены в нового человека в духе духовного трудничества... Дай Бог, чтобы эта работа созидалась всегда в наших пастырях! Чудным пастырем может быть только тот, кто стремится навсегда запечатлеть прекрасные черты истинного пастыря, о которых так возвышенно говорит святой Иоанн Златоуст в своем знаменитом слове о священстве. Воспитывать эти дивные черты вполне возможно именно при непосредственном общении с пасомыми, посещая их семьи, любовно вскрывая язвы нравственных болезней, внимательно стоя на страже, когда иные люди, непризванные учители, стараются извне отвлеченными учениями вытравить у пасомых и веру, и нравственность. Пастырю необходимо любящим сердцем отметить коренные запросы своих пасомых и всею душою откликнуться непосредственно и внимательно осветить все существенное, объяснить со всяким усердием непонятное. И не с амвона только, не в виде речей, мыслей, мимолетных убеждений, случайных разговоров — это имеет только характер оглашения, а не настоящей пастырской работы.
Истинный пастырь непосредственною любовью должен приблизиться к нравственной ране своего пасомого, не только поспешить на его зов сыновний, а и самому прийти к нему с пастырским советом, Христовым утешением. Общей какой-либо пастырской мерки в этом особом бодрствовании над душою пасомого нет, не указывает ее и святой Иоанн Златоуст. Но иначе и быть не может, как только пастырствовать непосредственно, просто, сердечно, чутко относиться ко всякой нужде пасомых. Или, как научает святой Иоанн Златоуст, «скорбеть, болеть, сокрушаться о всем, назидая и себя сокрушением о своих пастырских немощах, непрестанно молиться — вот первая сила для пастыря, совершеннейшее начало среди других подвигов!» Крайне полезно и размышление о пороке и нравственном вреде от него вместе с пасомым: это как бы обоюдное назидание! <…>
И самим пасомым нужно заботиться о духовном самоусовершенствовании: читать хорошие религиознонравственные книги (а не одни философско-пустые и малосодержательные), например Евангелие, творения святых отцов, знаменитых учителей и святителей Церкви Божией, усердно посещать храмы, с глубоким вниманием слушать беседы и поучения пастырские, к священникам относиться с доверием и уважением, усиленно бороться с противными течениями современной жизни, в особенности с порнографией — этой новейшей мерзостью неверующих проповедников свободы. Наши просветители наизнанку почти у самого кафедрального собора соорудили праздношатающийся театр с какими-то картинами сомнительного свойства и излюбленного вкуса и, конечно, усиленно стараются заманивать туда и наших верующих простецов. При первой же картине этого театра нужно бы бросить этот соблазн, но нет у бедного человека духовного опыта мужества, нет силы бороться против отвратительных способов порнографического искусства (нового излюбленного детища диавола!), которое устремилось, как разрушающий поток вулканической лавы, воспитать порочного человека-зверя! Старцы, юноши и девицы к стыду нашему, жалости и позору... забавляются этими отвратительными порнографическими картинками, а сколько раз я просил, убеждал, умолял не смущать малоопытных и юных, но последние спешат на это безобразное зрелище ужасных картин! Родители и воспитатели наших милых детей сами ходят и последних водят на эти занятные развлечения! И, вероятно, по душевной слепоте не замечают, что семя пороков и страстей развивается и дает мерзостный и погибельный всход именно тут, когда картина демонстрирует воочию и выпукло пошлые и отвратительные сцены животной страсти. Родители, остановитесь сами и не водите туда детей! Умоляю вас архипастырскою любовью. Пастыри добрые! Прошу и вас: оберегите дорогих детей, войдите в опустошенные безнравственным влиянием дома православных семей и ревностною любовью скажите им слово против современных, безумных и растлевающих способов воспитания и влияния на детей! Юноши потому надсмехаются над всем священным и насмешливо относятся к духовным запросам и предметам, ибо в них, к сердечной печали нашей и горю родителей, укоренились страсти и открыли... прямой путь к разнообразным порокам!»
Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской читайте на сайте Фонда "Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви" www.fond.ru