«Синий» миньон
Первый официальный миньон группы – первый официальный релиз.
Запись:Тбилисская студия грамзаписи фирмы «Мелодия», 18 марта 1980 года. 3 трека
Общая продолжительность: 11’ 10”
Релиз: весна 1981
ХРОНИКА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОБЫТИЙ
2 мая 1979 года Александр Сиковецкий начинает набирать новую группу, к концу лета состав «Автографа» полностью сформирован.
В октябре 1979 года Артем Троицкий предложил группе официальную путевку на фестиваль Тбилиси-80. Началась подготовка программы.
24 февраля 1980 года, обкатка новой программы, бесплатный концерт («оброк» за аренду базы группы), общежитие ЗиЛ.
28 февраля, первый официальный концерт группы – дебют новой программы, ЦНИИС, Москва.
7 марта 1980 года «Автограф» прилетает в Тбилиси. Регистрация, размещение, жеребьевка.
9 марта выступление в цирке города Гори в рамках фестиваля.
12 марта конкурсное выступление в большом зале Тбилисской филармонии.
15 марта выступление в Тбилисском доме офицеров в рамках фестиваля.
16 марта объявление результатов. «Автограф» занимает второе место и получает специальные призы за "Лучшую композицию фестиваля" и "Лучшее воплощение политической темы", оба – за пьесу «Ирландия. Ольстер». Александр Ситковецкий признан лучшим гитаристом фестиваля. Гала-концерт лауреатов фестиваля. Во время саундчека группа получает приглашение от местного филиала «Мелодии» на запись трех композиций для альбома лауреатов фестиваля.
Я помню очень хорошо тот момент, когда я стоял на сцене, это был саундчек для концерта лауреатов, когда ко мне подошел молодой человек грузин и сказал мы с фирмы Мелодия, надо поговорить. Мы отошли. Он говорит мы хотим вас записать. А грузинская Мелодия тогда была более-менее независима, как я понимаю в тот момент была такая маленькая оттепель. Мы хотим записать три песни конкретные, они нам сказали, мы ничего не предлагали. Александр Ситковецкий
После концерта к нам подошел представитель фирмы «Мелодия» и сказал: «Мы очень хотим вас записать, пока вы здесь». Благодаря тому, что запись была сделана тбилисским филиалом «Мелодии», миньон с тремя песнями вышел, минуя наши центральные худсоветы. И когда они чухнулись, пластинка уже увидела свет и продавалась огромными тиражами. [1] Леонид Гуткин
ТРЕКЛИСТ
Все треки для записи были выбраны жюри фестиваля.
1. Пристегните ремни безопасности
муз. Александр Ситковецкий
продолжительность: 3’ 18”
Написана в июле 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980
Впервые издана на сборнике «С Новым годом!» (Мелодия С 60-14507-08, 1980).
2. Ирландия. Ольстер
муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
продолжительность: 4’ 05”
Написана летом 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980
3. Блюз «Каприз»
муз. и сл. Александр Ситковецкий
продолжительность: 4’ 26”
Написана летом 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980
Никаких худсоветов с участием группы не проводилось.
#всерешиложюри. Александр Ситковецкий
ЗАПИСЬ
Запись проходила на тбилисской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» 18 (или 19) марта 1980 года с 9.00.
Инструментальная часть всех треков записывалась целиком, без монтажа, при ошибках запись повторялась. После завершения записи инструментов был наложен вокал, а затем бэк-вокал. Всё было закончено в течение одного дня.
Мы писались в гордом одиночестве. Запись состоялась буквально в течение 2-3 дней после предложения, но не на следующий день. Началась в 9 утра, Лебедев с Макаром опоздали, чуть не упав в горную пропасть (по их словам) и приехали в достаточно “приподнятом” настроении. Наверное, поэтому у Лени так здорово вышло фортепианное соло в Блюзе. :) Все записали за один день - сначала весь инструментал все вместе (Ольстер повторяли - кто-то ошибся), остальное - с ходу. Потом наложили вокал и подпевки я с Крисом (в Блюзе). Александр Ситковецкий
Мы практически все с первого-второго дубля писали, потому что времени было очень мало, я помню, что были какие-то чужие и очень неудобные инструменты и я был недоволен, как я сыграл и мне не дали второй дубль - перезаписать какие-то вещи, [которые] я хотел сделать по-другому. Мы очень торопились и все время был какой-то цейтнот и Саша Ситковецкий переживал, что мы чего-то не успеем, нам обязательно надо записать три пьесы. Владимир Якушенко
В записи приняли участие:
Александр Ситковецкий – гитара, бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Леонид Макаревич – клавишные
Крис Кельми – клавишные, бэк-вокал
Владимир Якушенко – ударные
Сергей Брутян – вокал
Руководил записью Дмитрий(?) Демуров при участии штатного звукорежиссера группы Леонида Лебедева. Сведение выполнил тот же коллектив студии уже без участия группы.
Инструменты и оборудование:
орган Vermona
синтезатор Roland, 2-х голосый
синтезатор Crumar Performer
студийный рояль
бас-гитара Jolana Vikomt Bass с звукоснимателем Di Marzio
гитара Fender Stratocaster Sunburst 1972
педаль Electro-Harmonix Big Muff
педаль Electro-Harmonix Electric Mistress Flanger/Filter
студийная ударная установка
пульт Amek Angela
магнитофон Studer A800, 24 канала
Студия была прекрасно оснащена пультом Amek, полным набором процессоров и эффектов. Писали на 24-х канальный Studer A800. Сделали весь tracking, потом overdubs. 24 дорожки позволяли спокойно все записать, потом сводить. Думаю, что из моих педалей я мог сразу “идти” через Direct Box в пульт... Сводили грузины, молодые ребята, сами, без нас. Свели в тот же или на след. день и я с собой в Москву уже забрал катушки ¼” 19 м/сек с копией мастера. Александр Ситковецкий
Была очень скромная [студия], очень скромная, я говорю, что барабаны были какие-то неудобные, ощущение осталось дискомфорта. Вот этого кайфа студийной работы, когда ты никуда не торопишься и можешь переделать, переписать, что-то нафантазировать или что-то переслушать и т.д., вот этого ощущения там не было. Мы очень торопились, потому что кто-то после нас [должен] был срочно писаться или боялись, что придут какие-то начальники, я уже детали не помню, но спешка было точно. Там двойной альбом писали, я думаю, что, наверно, с этим связано. С одного-двух дублей все писали. Блюз вообще по-моему с первого дубля писали. Владимир Якушенко
МИНЬОН
Решение о выпуске индивидуальной маленькой пластинки, по всей видимости, было принято во время фестиваля, т.к. только «Автограф» и «Интеграл», именно те группы у которых в последствии вышли миньоны, записали по три трека, именно столько сколько требовалось для такой пластинки.
Когда писали знали только, что запись делается для альбома лауреатов конкурса, о миньоне речь не шла. Александр Ситковецкий
Почему только у этих двух групп были выпущены индивидуальные пластинки достоверной информации нет, можно предположить, что на решение выпустить индивидуальные пластинки повлияли следующие факты:
Автограф
– Ирина Якушенко была представителем фирмы «Мелодия»
– после выступления группы ряд, где сидели члены жюри, аплодировал дольше, чем вся остальная часть аудитории [2]
Интеграл
– практически спас фестиваль своей аппаратурой
– произвел необыкновенный фурор на этом фестивале своим шоу [3]
Миньон группы оказался неожиданным и для музыкантов, они узнали о нем лишь когда Александр Ситковецкий был приглашен в офис «Мелодии» для проверки правильности информации указанной на конверте.
Сейчас уже трудно сказать. С Мелодии позвонили и сообщили о готовящемся выпуске миньона, потом началась работа по оформлению, тексту и пр. Думаю, что летом 1980-го. Можешь поверить, можешь нет это все было вообще вне нашего контроля, они предложили, записали и выпустили. Александр Ситковецкий
Треки на миньоне располагались следующим образом:
Сторона 1
Ирландия. Ольстер
Пристегните ремни безопасности
Сторона 2
Блюз «Каприз»
Из-за технических ограничений по времени звучания стороны композиция «Пристегните ремни безопасности» выпущена в урезанной на 27 секунд версии.
НАЗВАНИЕ
Специального названия миньон не имел, но вскоре после выхода в народе он стал называться «синим», по цвету конверта или «Ирландия. Ольстер» по заглавному треку.
ОБЛОЖКА
С 1984 года фирма «Мелодия» перешла на выпуск пластинок только в индивидуальных конвертах, до этого пластинки издавались в конвертах трех видов:
- индивидуальный конверт, разработанный специально для конкретного издания;
- общий, с одним или двумя отверстиями, конверт не несущий информацию о релизе, использовался для любых пластинок;
- “квази” индивидуальный, общий конверт без отверстий c информацией об исполнителе и/или релизе, один конверт мог быть использован для нескольких пластинок с соответствующими релизам надписями. Для изданий ленинградского и ташкентского завода такие конверты встречались и после 1984 года.
Апрелевский завод прекратил с этого года выпуск так называемых «общих» безликих конвертов, изготовляемых из мягких сортов бумаги. И в дальнейшем мы будем делать все возможное, чтобы все пластинки, выпускаемые предприятиями фирмы, были одеты в яркие, красочные конверты. [4]
Дизайн конверта для миньона «Автографа» был разработан на фирме «Мелодия» художником Гавриилом(?) Шульцем, на лицевой стороне обложки в синих тонах изображен круг, напоминающей символическое изображение Солнца с расходящимися лучами и надписи: рок-группа “Автограф” руководитель Александр Ситковецкий. Именно этот конверт стал первым в Советском Союзе на котором появилось слово «рок-группа».
Кстати, именно на этой синенькой миньонной пластинке было впервые написано "рок-группа" и это заслуга моей рок-мамы. Абсолютно точно. Поскольку она в Тбилиси была, как представитель "Мелодии". И они собственно с Юрием Сергеевичем Саульским договорились, что это будет выходить под названием рок-группа "Автограф". Так что это точно абсолютно, первый раз было написано слово ["рок-группа"] на конверте в Советском Союзе*. Знаковая пластинка и я горжусь, что я имею маленькое отношение к истории. Владимир Якушенко
* Строго говоря это не совсем так, слово "рок-группа" появлялась на пластинках и раньше, так на альбоме "Зодиака" - "Дискоальянс" было написано "инструментальная рок-группа", а на пластинке группы "Яблоко" значилось кантри фолк рок-группа. Возможно были и другие пластинки.
Тут же был записан наш первый миньон, очень быстро разошедшийся каким-то сумасшедшим тиражом. Более того, стараниями мамы Володи Якушенко, которая работала редактором на фирме «Мелодия», этот диск стал первой советской пластинкой, на обложке которой было написано «рок-группа». [5] Леонид Гуткин
На обратной стороне напечатаны: треклист с указанием авторов композиций и продолжительностью звучания, состав группы и аннотация, написанная Борисом Станиловым. Кроме того на обратной стороне конверта находится информация о технических характеристиках издания. Оформление обратной стороны конверта имеет незначительные отличия на каждом из заводов изготовителей в части размещения текста.
По непонятной причине при подготовке конверта к изданию из состава группы исчезло имя Криса Кельми, который принимал участие в записи, возможно, это произошло из-за того, что на момент выхода пластинки Крис Кельми в составе группы уже не числился.
Я помню какой он мне скандал по этому устроил, я говорю, вот иди туда, к какой-то девочке, редакторше, которая у меня брала [данные] и сам с ней разбирайся. Александр Ситковецкий
Редактор пластинки Анна Качалина.
Конверты печатались на картоне двух видов: твердом и мягком. Качество печати у всех доступных экземпляров очень хорошее, основной цвет варьируется от бледного зелено-голубого до темно-фиолетового. Особняком стоят три первых тиража ташкентского завода, выполненные в розовом и коричневом тонах. Почти у всех конвертов апрелевского и ташкентского заводов клапаны "обвертывают" заднюю сторону и наклеены поверх её (flipback).
Год выпуска миньона указан только на конвертах рижского завода, определить год издания пластинки других заводов можно по косвенным признакам: типу, цвету и тексту этикетки пластинки, логотипам фирмы «Мелодия», артикулу и цене.
ПЛАСТИНКА
Впервые сообщение о выпуске миньона было опубликовано в газете «Комсомольская правда», 25 января 1981 года:
Фирма «Мелодия» подготовила миньон «Автографа», инструментальная пьеса «Пристегните ремни безопасности» включена в диск «С новым годом», а в самом ближайшем будущем группа приступает к работе над большой авторской пластинкой. [6]
Пластинка с каталожным номером С62-15403-4 появилась в продаже весной 1981 года.
Совершенно легендарный миньон, воспроизводящий три номера, вошедшие в сборник "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (урезанная на 27 секунд "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз"). Пластинка, на обложке которой впервые в истории СССР фигурировал термин "рок-группа" и которая на ближайшие четыре года оказалась единственным легальным изданием записей "Автографа" [7] Всеволод Баронин
В период 1981-85 гг. миньон допечатывался более 40 раз, удивительно, но в 1989 году также была допечатка пластинки. Общий подтвержденный тираж (по тиражам конвертов) составил 762 920 экземпляров, если учесть, что большая часть пластинок распространялась в общих конвертах, то с уверенностью можно сказать, что итоговый тираж намного превысил 1 миллион штук. Однако, при таком большом тираже купить пластинку, особенно в провинции, было большой проблемой.
Минимальный тираж мог составить 1 млн экз. Допечатки - от 100 тыс. до 2-3 млн экз. [8]
Сводная таблица выпущенных экземпляров по заводам и годам (на основе тиражей конвертов):
Печать всех дисков произведена с одной матрицы:
Пластинки выпускались с розовыми, желтыми, фиолетовыми, синими, красными и белыми этикетками и упаковывались в конверт без внутреннего пакета.
Цена в индивидуальном и “квази” индивидуальном конверте в 1981-1982 гг. – 1 руб., в 1983 г. – 1 руб. 50 коп., в 1984-89 гг. – 1 руб. 20 коп.; в общем конверте в 1981-1982 гг. – 85 коп., в 1983 г. – 1 руб. 35 коп., в 1984-89 гг. – 1 руб. 10 коп.
Год выпуска пластинки можно приблизительно определить по типу, цвету и тексту этикетки пластинки, или по особенностям конверта, если пластинка упакована в индивидуальный или “квази” индивидуальный конверт.
Официальная информация о выходе миньона была опубликована в каталоге-бюллетене «Мелодия» №3 за 1981 год.
АЛЬБОМ
Релиз двойного альбома «Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы». Тбилиси-80» состоялся летом 1981 г., через год с небольшим после записи, выпуск миньона, как и положено, почти предшествовал ему.
Из статьи Артема Троицкого к альбому:
«Автограф» выступил четко. Ансамбль совсем молодой, и для большинства его участников тбилисский фестиваль оказался дебютом на большой сцене - все тем не менее было в порядке. Сложные, грамотно и со вкусом выстроенные композиции, современные электронные аранжировки и безупречная игра солистов позволили этой московской рок-группе занять II место. [9]
Оценочный тираж альбома 150-200 тыс., он имел огромный успех, и считался одной из самых дефицитных пластинок того времени, купить его было практически невозможно.
ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ
Миньон можно найти на пиратском MP3-сборнике:
- Автограф (Fresh Media, 2009)
- Артём Троицкий Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... - М.: Искусство, 1991
- В. В. Сухорадо Фирме «Мелодия» – 20 лет. – Мелодия, №2, 1984
- Автограф. – In/Out, №66, 8 октября 2008
- Сергей Глубокий «Дисконт-дображелон», или 30 лет спустя. - Маркетинг: идеи и технологии, январь 2017