Найти тему

... и "рок-группа" на обложке

Оглавление

«Синий» миньон

Первый официальный миньон группы – первый официальный релиз.

Запись:Тбилисская студия грамзаписи фирмы «Мелодия», 18 марта 1980 года. 3 трека

Общая продолжительность: 11’ 10”

Релиз: весна 1981

ХРОНИКА ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОБЫТИЙ

2 мая 1979 года Александр Сиковецкий начинает набирать новую группу, к концу лета состав «Автографа» полностью сформирован.

В октябре 1979 года Артем Троицкий предложил группе официальную путевку на фестиваль Тбилиси-80. Началась подготовка программы.

24 февраля 1980 года, обкатка новой программы, бесплатный концерт («оброк» за аренду базы группы), общежитие ЗиЛ.

28 февраля, первый официальный концерт группы – дебют новой программы, ЦНИИС, Москва.

7 марта 1980 года «Автограф» прилетает в Тбилиси. Регистрация, размещение, жеребьевка.

9 марта выступление в цирке города Гори в рамках фестиваля.

12 марта конкурсное выступление в большом зале Тбилисской филармонии.

15 марта выступление в Тбилисском доме офицеров в рамках фестиваля.

16 марта объявление результатов. «Автограф» занимает второе место и получает специальные призы за "Лучшую композицию фестиваля" и "Лучшее воплощение политической темы", оба – за пьесу «Ирландия. Ольстер». Александр Ситковецкий признан лучшим гитаристом фестиваля. Гала-концерт лауреатов фестиваля. Во время саундчека группа получает приглашение от местного филиала «Мелодии» на запись трех композиций для альбома лауреатов фестиваля.

Вторая премия
Вторая премия

Я помню очень хорошо тот момент, когда я стоял на сцене, это был саундчек для концерта лауреатов, когда ко мне подошел молодой человек грузин и сказал мы с фирмы Мелодия, надо поговорить. Мы отошли. Он говорит мы хотим вас записать. А грузинская Мелодия тогда была более-менее независима, как я понимаю в тот момент была такая маленькая оттепель. Мы хотим записать три песни конкретные, они нам сказали, мы ничего не предлагали. Александр Ситковецкий

После концерта к нам подошел представитель фирмы «Мелодия» и сказал: «Мы очень хотим вас записать, пока вы здесь». Благодаря тому, что запись была сделана тбилисским филиалом «Мелодии», миньон с тремя песнями вышел, минуя наши центральные худсоветы. И когда они чухнулись, пластинка уже увидела свет и продавалась огромными тиражами. [1] Леонид Гуткин

ТРЕКЛИСТ

Все треки для записи были выбраны жюри фестиваля.

1. Пристегните ремни безопасности

муз. Александр Ситковецкий
продолжительность: 3’ 18”
Написана в июле 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980
Впервые издана на сборнике «С Новым годом!» (Мелодия С 60-14507-08, 1980).

2. Ирландия. Ольстер

муз. Александр Ситковецкий, сл. Маргарита Пушкина
продолжительность: 4’ 05”
Написана летом 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980

3. Блюз «Каприз»

муз. и сл. Александр Ситковецкий
продолжительность: 4’ 26”
Написана летом 1979
Первое исполнение: 24 февраля 1980

Никаких худсоветов с участием группы не проводилось.

#всерешиложюри. Александр Ситковецкий

ЗАПИСЬ

Запись проходила на тбилисской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» 18 (или 19) марта 1980 года с 9.00.

Тбилисская студия грамзаписи
Тбилисская студия грамзаписи

Инструментальная часть всех треков записывалась целиком, без монтажа, при ошибках запись повторялась. После завершения записи инструментов был наложен вокал, а затем бэк-вокал. Всё было закончено в течение одного дня.

Мы писались в гордом одиночестве. Запись состоялась буквально в течение 2-3 дней после предложения, но не на следующий день. Началась в 9 утра, Лебедев с Макаром опоздали, чуть не упав в горную пропасть (по их словам) и приехали в достаточно “приподнятом” настроении. Наверное, поэтому у Лени так здорово вышло фортепианное соло в Блюзе. :) Все записали за один день - сначала весь инструментал все вместе (Ольстер повторяли - кто-то ошибся), остальное - с ходу. Потом наложили вокал и подпевки я с Крисом (в Блюзе). Александр Ситковецкий

Мы практически все с первого-второго дубля писали, потому что времени было очень мало, я помню, что были какие-то чужие и очень неудобные инструменты и я был недоволен, как я сыграл и мне не дали второй дубль - перезаписать какие-то вещи, [которые] я хотел сделать по-другому. Мы очень торопились и все время был какой-то цейтнот и Саша Ситковецкий переживал, что мы чего-то не успеем, нам обязательно надо записать три пьесы. Владимир Якушенко

В записи приняли участие:

Александр Ситковецкий – гитара, бэк-вокал
Леонид Гуткин – бас-гитара
Леонид Макаревич – клавишные
Крис Кельми – клавишные, бэк-вокал
Владимир Якушенко – ударные
Сергей Брутян – вокал

Руководил записью Дмитрий(?) Демуров при участии штатного звукорежиссера группы Леонида Лебедева. Сведение выполнил тот же коллектив студии уже без участия группы.

Инструменты и оборудование:

орган Vermona
синтезатор
Roland, 2-х голосый
синтезатор
Crumar Performer
студийный рояль
бас-гитара
Jolana Vikomt Bass с звукоснимателем Di Marzio
гитара
Fender Stratocaster Sunburst 1972
педаль
Electro-Harmonix Big Muff
педаль
Electro-Harmonix Electric Mistress Flanger/Filter
студийная ударная установка

пульт
Amek Angela
магнитофон
Studer A800, 24 канала

Студия была прекрасно оснащена пультом Amek, полным набором процессоров и эффектов. Писали на 24-х канальный Studer A800. Сделали весь tracking, потом overdubs. 24 дорожки позволяли спокойно все записать, потом сводить. Думаю, что из моих педалей я мог сразу “идти” через Direct Box в пульт... Сводили грузины, молодые ребята, сами, без нас. Свели в тот же или на след. день и я с собой в Москву уже забрал катушки ¼” 19 м/сек с копией мастера. Александр Ситковецкий

Была очень скромная [студия], очень скромная, я говорю, что барабаны были какие-то неудобные, ощущение осталось дискомфорта. Вот этого кайфа студийной работы, когда ты никуда не торопишься и можешь переделать, переписать, что-то нафантазировать или что-то переслушать и т.д., вот этого ощущения там не было. Мы очень торопились, потому что кто-то после нас [должен] был срочно писаться или боялись, что придут какие-то начальники, я уже детали не помню, но спешка было точно. Там двойной альбом писали, я думаю, что, наверно, с этим связано. С одного-двух дублей все писали. Блюз вообще по-моему с первого дубля писали. Владимир Якушенко

МИНЬОН

Решение о выпуске индивидуальной маленькой пластинки, по всей видимости, было принято во время фестиваля, т.к. только «Автограф» и «Интеграл», именно те группы у которых в последствии вышли миньоны, записали по три трека, именно столько сколько требовалось для такой пластинки.

Когда писали знали только, что запись делается для альбома лауреатов конкурса, о миньоне речь не шла. Александр Ситковецкий

Почему только у этих двух групп были выпущены индивидуальные пластинки достоверной информации нет, можно предположить, что на решение выпустить индивидуальные пластинки повлияли следующие факты:

Автограф

– Ирина Якушенко была представителем фирмы «Мелодия»
после выступления группы ряд, где сидели члены жюри, аплодировал дольше, чем вся остальная часть аудитории [2]

Интеграл

– практически спас фестиваль своей аппаратурой
произвел необыкновенный фурор на этом фестивале своим шоу [3]

-4

Миньон группы оказался неожиданным и для музыкантов, они узнали о нем лишь когда Александр Ситковецкий был приглашен в офис «Мелодии» для проверки правильности информации указанной на конверте.

Сейчас уже трудно сказать. С Мелодии позвонили и сообщили о готовящемся выпуске миньона, потом началась работа по оформлению, тексту и пр. Думаю, что летом 1980-го. Можешь поверить, можешь нет это все было вообще вне нашего контроля, они предложили, записали и выпустили. Александр Ситковецкий

Треки на миньоне располагались следующим образом:

Сторона 1

Ирландия. Ольстер

Пристегните ремни безопасности

Сторона 2

Блюз «Каприз»

Из-за технических ограничений по времени звучания стороны композиция «Пристегните ремни безопасности» выпущена в урезанной на 27 секунд версии.

НАЗВАНИЕ

Специального названия миньон не имел, но вскоре после выхода в народе он стал называться «синим», по цвету конверта или «Ирландия. Ольстер» по заглавному треку.

ОБЛОЖКА

С 1984 года фирма «Мелодия» перешла на выпуск пластинок только в индивидуальных конвертах, до этого пластинки издавались в конвертах трех видов:

- индивидуальный конверт, разработанный специально для конкретного издания;
- общий, с одним или двумя отверстиями, конверт не несущий информацию о релизе, использовался для любых пластинок;
- “квази” индивидуальный, общий конверт без отверстий c информацией об исполнителе и/или релизе, один конверт мог быть использован для нескольких пластинок с соответствующими релизам надписями. Для изданий ленинградского и ташкентского завода такие конверты встречались и после 1984 года.

Апрелевский завод прекратил с этого года выпуск так называемых «общих» безликих конвертов, изготовляемых из мягких сортов бумаги. И в дальнейшем мы будем делать все возможное, чтобы все пластинки, выпускаемые предприятиями фирмы, были одеты в яркие, красочные конверты. [4]

Дизайн конверта для миньона «Автографа» был разработан на фирме «Мелодия» художником Гавриилом(?) Шульцем, на лицевой стороне обложки в синих тонах изображен круг, напоминающей символическое изображение Солнца с расходящимися лучами и надписи: рок-группа “Автограф” руководитель Александр Ситковецкий. Именно этот конверт стал первым в Советском Союзе на котором появилось слово «рок-группа».

Кстати, именно на этой синенькой миньонной пластинке было впервые написано "рок-группа" и это заслуга моей рок-мамы. Абсолютно точно. Поскольку она в Тбилиси была, как представитель "Мелодии". И они собственно с Юрием Сергеевичем Саульским договорились, что это будет выходить под названием рок-группа "Автограф". Так что это точно абсолютно, первый раз было написано слово ["рок-группа"] на конверте в Советском Союзе*. Знаковая пластинка и я горжусь, что я имею маленькое отношение к истории. Владимир Якушенко

* Строго говоря это не совсем так, слово "рок-группа" появлялась на пластинках и раньше, так на альбоме "Зодиака" - "Дискоальянс" было написано "инструментальная рок-группа", а на пластинке группы "Яблоко" значилось кантри фолк рок-группа. Возможно были и другие пластинки.

Тут же был записан наш первый миньон, очень быстро разошедшийся каким-то сумасшедшим тиражом. Более того, стараниями мамы Володи Якушенко, которая работала редактором на фирме «Мелодия», этот диск стал первой советской пластинкой, на обложке которой было написано «рок-группа». [5] Леонид Гуткин

На обратной стороне напечатаны: треклист с указанием авторов композиций и продолжительностью звучания, состав группы и аннотация, написанная Борисом Станиловым. Кроме того на обратной стороне конверта находится информация о технических характеристиках издания. Оформление обратной стороны конверта имеет незначительные отличия на каждом из заводов изготовителей в части размещения текста.

По непонятной причине при подготовке конверта к изданию из состава группы исчезло имя Криса Кельми, который принимал участие в записи, возможно, это произошло из-за того, что на момент выхода пластинки Крис Кельми в составе группы уже не числился.

Я помню какой он мне скандал по этому устроил, я говорю, вот иди туда, к какой-то девочке, редакторше, которая у меня брала [данные] и сам с ней разбирайся. Александр Ситковецкий

Редактор пластинки Анна Качалина.

Редактор "Мелодии" Анна Качалина, отвечавшая за выход пластинки
Редактор "Мелодии" Анна Качалина, отвечавшая за выход пластинки

Конверты печатались на картоне двух видов: твердом и мягком. Качество печати у всех доступных экземпляров очень хорошее, основной цвет варьируется от бледного зелено-голубого до темно-фиолетового. Особняком стоят три первых тиража ташкентского завода, выполненные в розовом и коричневом тонах. Почти у всех конвертов апрелевского и ташкентского заводов клапаны "обвертывают" заднюю сторону и наклеены поверх её (flipback).

Год выпуска миньона указан только на конвертах рижского завода, определить год издания пластинки других заводов можно по косвенным признакам: типу, цвету и тексту этикетки пластинки, логотипам фирмы «Мелодия», артикулу и цене.

ПЛАСТИНКА

Впервые сообщение о выпуске миньона было опубликовано в газете «Комсомольская правда», 25 января 1981 года:

Фирма «Мелодия» подготовила миньон «Автографа», инструментальная пьеса «Пристегните ремни безопасности» включена в диск «С новым годом», а в самом ближайшем будущем группа приступает к работе над большой авторской пластинкой. [6]

Пластинка с каталожным номером С62-15403-4 появилась в продаже весной 1981 года.

Совершенно легендарный миньон, воспроизводящий три номера, вошедшие в сборник "Весенние ритмы. Тбилиси-80" (урезанная на 27 секунд "Пристегните ремни безопасности", "Ирландия. Ольстер" и "Блюз "Каприз"). Пластинка, на обложке которой впервые в истории СССР фигурировал термин "рок-группа" и которая на ближайшие четыре года оказалась единственным легальным изданием записей "Автографа" [7] Всеволод Баронин

В период 1981-85 гг. миньон допечатывался более 40 раз, удивительно, но в 1989 году также была допечатка пластинки. Общий подтвержденный тираж (по тиражам конвертов) составил 762 920 экземпляров, если учесть, что большая часть пластинок распространялась в общих конвертах, то с уверенностью можно сказать, что итоговый тираж намного превысил 1 миллион штук. Однако, при таком большом тираже купить пластинку, особенно в провинции, было большой проблемой.

Минимальный тираж мог составить 1 млн экз. Допечатки - от 100 тыс. до 2-3 млн экз. [8]

Сводная таблица выпущенных экземпляров по заводам и годам (на основе тиражей конвертов):

-8

Печать всех дисков произведена с одной матрицы:

-9

Пластинки выпускались с розовыми, желтыми, фиолетовыми, синими, красными и белыми этикетками и упаковывались в конверт без внутреннего пакета.

Цена в индивидуальном и “квази” индивидуальном конверте в 1981-1982 гг. – 1 руб., в 1983 г. – 1 руб. 50 коп., в 1984-89 гг. – 1 руб. 20 коп.; в общем конверте в 1981-1982 гг. – 85 коп., в 1983 г. – 1 руб. 35 коп., в 1984-89 гг. – 1 руб. 10 коп.

Год выпуска пластинки можно приблизительно определить по типу, цвету и тексту этикетки пластинки, или по особенностям конверта, если пластинка упакована в индивидуальный или “квази” индивидуальный конверт.

Официальная информация о выходе миньона была опубликована в каталоге-бюллетене «Мелодия» №3 за 1981 год.

Сообение о выпуске миньона в каталоге-бюллетене «Мелодия» №3, 1981
Сообение о выпуске миньона в каталоге-бюллетене «Мелодия» №3, 1981

АЛЬБОМ

Релиз двойного альбома «Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы». Тбилиси-80» состоялся летом 1981 г., через год с небольшим после записи, выпуск миньона, как и положено, почти предшествовал ему.

Из статьи Артема Троицкого к альбому:

«Автограф» выступил четко. Ансамбль совсем молодой, и для большинства его участников тбилисский фестиваль оказался дебютом на большой сцене - все тем не менее было в порядке. Сложные, грамотно и со вкусом выстроенные композиции, современные электронные аранжировки и безупречная игра солистов позволили этой московской рок-группе занять II место. [9]

Оценочный тираж альбома 150-200 тыс., он имел огромный успех, и считался одной из самых дефицитных пластинок того времени, купить его было практически невозможно.

ДРУГИЕ ИЗДАНИЯ

Миньон можно найти на пиратском MP3-сборнике:

- Автограф (Fresh Media, 2009)

  1. Юлия Костерова «Автограф» – музыка вне времени. – Шоу-Мастер, №3(70), 11 октября 2012
  2. Артём Троицкий Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... - М.: Искусство, 1991
  3. Владимир Молчанов До и после.... - Ностальгия, 2008
  4. В. В. Сухорадо Фирме «Мелодия» – 20 лет. – Мелодия, №2, 1984
  5. Автограф. – In/Out, №66, 8 октября 2008
  6. Олег Панов Право на автограф. – Комсомольская правда, 25 января 1981
  7. Всеволод Баронин Кружатся диски. – Play #12 (67), 2005
  8. Сергей Глубокий «Дисконт-дображелон», или 30 лет спустя. - Маркетинг: идеи и технологии, январь 2017
  9. Артём Троицкий Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы». Тбилиси-80. – liner notes альбома, 1981