Найти в Дзене
Елена Левин

Дела советской первоклассницы. Как я была октябренком.

Всех ребят-первоклассников в Советском Союзе принимали в октябрята. Я ждала этого события с нетерпением. Ну а как же! Конец первой четверти в школе. Скоро каникулы. Слякотная осень позади,погода уже вполне зимняя. Световой день короткий -- пока все домашние дела переделаешь,пока уроки, в магазин или в сберкассу сходишь -- везде очереди. Можно и погулять, а уже темно. Вечером мама разрешала погулять во дворе ,если она после работы постоит у подьезда. Тогда можно было побегать. В общем, к концу 1 четверти моего первого класса было довольно скучно. А тут такое событие -- принимают в октябрята! Напомню,это было начало ноября 1980 года в городе Омске. Мама выстирала и отгладила мое школьное платье,пришила новые манжеты и воротничок,накрахмалила белый фартук,заплела косы и завязала белые банты. Я надела белые колготки,которые прислала бабушкина однополчанка из Риги, а в школе надела парадные туфли,которые надевала на выпускной утренник в детском саду и 1 сентября в школу. В общем,была собой

Всех ребят-первоклассников в Советском Союзе принимали в октябрята. Я ждала этого события с нетерпением. Ну а как же! Конец первой четверти в школе. Скоро каникулы. Слякотная осень позади,погода уже вполне зимняя. Световой день короткий -- пока все домашние дела переделаешь,пока уроки, в магазин или в сберкассу сходишь -- везде очереди. Можно и погулять, а уже темно. Вечером мама разрешала погулять во дворе ,если она после работы постоит у подьезда. Тогда можно было побегать. В общем, к концу 1 четверти моего первого класса было довольно скучно. А тут такое событие -- принимают в октябрята! Напомню,это было начало ноября 1980 года в городе Омске.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Мама выстирала и отгладила мое школьное платье,пришила новые манжеты и воротничок,накрахмалила белый фартук,заплела косы и завязала белые банты. Я надела белые колготки,которые прислала бабушкина однополчанка из Риги, а в школе надела парадные туфли,которые надевала на выпускной утренник в детском саду и 1 сентября в школу. В общем,была собой довольна. Красавица да и только!

Нас построили в рекреации возле классной комнаты. Мы хором рассказали Правила Октябрят. До сих пор их помню!

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

Затем пионеры вынесли красное знамя и торжественно прошли вдоль строя первоклассников.

Пионервожатая поздравила нас с этим событием,а пионеры прикрепили к нашей школьной форме значки.

-3

На этом мероприятие закончилось. Ни тебе музыки,песен и плясок на торжественной линейке. Ни директора с приветственным словом, ни ветеранов,ни чаепития после линейки,ни подарков от родительского комитета.

Разочарование было сильным. Всё-таки культурных событий в нашей детской жизни тогда было маловато. И мы с восторгом отзывались на участие в любом мероприятии. В начале школьной жизни нам ещё все было интересно и необычно.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника

И потекла наша октябрятская жизнь.

Наш класс стал октябрятским отрядом,в котором ребята были распределены учительницей по звездочкам. В каждой звёздочке 5 лучей -- 5 ребят. В каждой звёздочке был один сильный ученик и обязательно 1-2 отстающих. Сильные должны были подтягивать слабых в учебе. Учительница назначила меня командиром 6 звёздочки. Среди нас,пятерых,один мальчик был сильно отстающий в учебе. Именно тогда поняла,что бывает так,что никакое трудолюбие не поможет учиться,если нет мозгов. Если человек необучаемый. Именно в первом классе на собственной шкуре ощутила инклюзию в школе во всей красе. Напишу как-нибудь об этом отдельно. За 10 лет в школе натерпелась от этого настолько,что предприняла ВСЕ возможные меры,чтобы мои дети учились в школе с мотивированными на учебу детьми.

Как ощутила инклюзию? Я должна была делать уроки с двумя отстающими учениками. Оба мальчика оказались очень неприятными детьми. У одного постоянно висели сопли,а его мама не давала ему носового платка. Я не понимала,как можно так ходить. Он постоянно ковырялся в носу,доставал оттуда свои козюли,рассматривал их,нюхал,иногда ел,но в основном размазывал где ни попадя. Он вообще не интересовался уроками. Я сделала за него уроки несколько раз и отказалась его "тянуть". Второй мальчик постоянно болел бронхитами, тонзиллитами, ангинами, гайморитом, отитами и всем подряд. В школе не появлялся месяцами. Он тоже хотел,чтобы я делала уроки вместе с ним. И бабушка с дедушкой этого мальчика так хотели. Ходила и занималась -- болеет ведь человек. Пока этот мальчик не пришел в школу,где начал меня задирать и обзываться. На этом гуманитарная помощь отстающим закончилась. Учительнице сказала,что заниматься с другими учениками некогда -- надо маме помогать. Это было чистой правдой.

Я так и не подружилась ни с кем из сильно отстающих в учебе ребят. А их было немало в классе -- около десятка. (сильно отстающие -- это те,кто не научился читать к 8 классу или читал с трудом,не понимая прочитанного или слабо понимая). Я не обижала этих ребят,но у нас не было точек соприкосновения: они не могли полноценно участвовать в общении,играх,не понимали почти ничего в нашей усложняющейся день ото дня жизни. Мы привыкли к ним,и очень быстро перестали замечать. Наверное,это плохо. Но ведь плохо было всем и ребятам,которые вообще ничего не понимали в классе,и тем,кто уже самостоятельно прорешал учебник математики до самой последней задачки. А дальше то куда?

В общем, с помощью одноклассникам в учебе не задалось. Хотя,с ребятами,с которыми подружилась,все складывалось отлично. Мы вместе играли,участвовали в школьной жизни,ходили в кружки,в кино,в библиотеку,катались на санках и на лыжах,и конечно помогали друг другу во всем,в том числе и в учебе.

Учительница придумала новое дело,чтобы я откровенно не скучала на уроках. На уроке чтения,пока нечитающие дети продирались сквозь дебри букваря,она усаживала меня за последнюю парту,давала пачку тетрадей и велела проверять домашнюю работу по математике или письму. Это жутко не нравилось. Не хотела ставить плохие отметки моим друзьям и одноклассникам. И вообще не хотела ставить единицы,двойки и тройки. И ставила всем четверки и пятерки. Потому что знала,как плачет над уроками Ира. Каждый день. И все равно получает 3 и 2. А я ей четверки ставлю -- за то,что в тетрадке чисто и старается она сильно. А то,что ошибок много,так этого не изменить. Не научится Ира писать грамотно. Никогда. Зачем ее мучить? Понимала это,будучи семи с половиной лет от роду. Но образование у нас одинаковое для большинства детей было. Не можешь -- научим,не хочешь -- заставим.

В общем, поняла учительница,что толку от меня мало. Не стала больше тетради давать на проверку. И отлично!

Но все равно вся наша школьная и октябрятская жизнь была у учительницы под контролем.

На внутренней стороне двери нашей классной комнаты висел кусок ватмана,на котором были нарисованы 6 стрелок,ведущие к центральному кругу. Называлось это Экран Соревнований.На эти стрелки наклеивались разноцветные звездочки. Какая звёздочка наберёт больше всех красных звёздочек -- те победители соревнования по учебе. После каждой контрольной или диктанта учительница обсуждала результаты и клеила звёздочки. За отличный результат (все ребята написали на 4 и 5) -- красную, за хороший результат (с одной тройкой -- синюю),за удовлетворительный результат (без двоек) -- зелёную, а тем,у кого в звёздочке есть двойки -- жёлтую. Ребята у нас в классе были очень увлечены этим соревнованием. Двоечникам тяжело приходилось. Никто не хотел жёлтую звёздочку. Были разные конфликты. Как-то быстро поняла,что мои пятерки никак не влияют на общие показатели нашей звёздочки из-за двоих двоечников,которых невозможно вытянуть даже на тройки. Иногда учительница ставила этим ребятам тройки,чтобы не ставить двойку за четверть. Тогда у нас бывала зелёная звёздочка. Было ясно,что в нашем классе красную звёздочку получить невозможно,потому что отстающие были в каждой. Почему-то взрослые решили,что дети должны заниматься нерешаемыми проблемами с учебой других детей. И вот таким способом влиять на мотивацию детей к учебе. Не знаю,как другие ребята,но я к этому соревнованию относилась равнодушно. С радостью помогала одноклассникам с учебой,но если эта помощь находила понимание.

Кстати об октябрятском значке. Было непонятно,почему значок можно просто так купить в магазине,а не получить его,как награду. Мои одноклассники не ценили значок. Если во время игры значок терялся,то никто по этому поводу не расстраивался. Могли подолгу ходить в школу без значка,пока родители новый не купят.

Ходила в библиотеку,читала Календарь октябрят "Звёздочка". Очень интересовалась октябрятской жизнью. Но у нас в школе ничего такого не было,чтобы увлечь октябрят интересными делами. Каждый сам по себе. Главное,чтобы двоек не было и поведение хорошее.

Фото взято из открытого источника
Фото взято из открытого источника
-6

Ещё у нас проходили субботники,уборка класса,утренники,смотры строя и песни и сборы макулатуры. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Другие мои публикации:

Дела советской первоклассницы. Обеды без мамы.

Консервирование моей мамы Почему мы выжили в 90-е

Новогодний стол из 80-х.

Спасибо,что дочитали.

Доброго дня и доброго здоровья!

Берегите себя и своих близких!

Подписывайтесь на мой канал!