Сезон ЕГЭ 2021 года остался позади, и наступило время подвести итоги. Каким же он был? Чем запомнился выпускникам и экспертам? Каковы были типичные ошибки и что нас ждет в следующем году?
Начну с того, что средний балл ЕГЭ по английскому языку традиционно является одним из самых высоких. А в 2021 году наши выпускники побили все рекорды: по данным Рособрнадзора средний балл составил 72,2 (для сравнения – в 2020 году он был 70, 9). На данный момент это самый высокий показатель среди всех предметов.
Хорошо это или плохо? С одной стороны, это результат отличной работы преподавателей и выпускников. С другой стороны – человеку несведущему может показаться, что такой высокий балл говорит о том, что экзамен слишком легкий. Так что нам, людям, которые «варятся» в системе подготовки и проверки, кажется, что расслабляться не стоит.
И все же вернемся к самому экзамену. Не буду анализировать тестовую часть: там все было традиционно. Хочется обратиться к заданиям 39, 40, а также устной части.
По моим ощущениям и по отзывам коллег-экспертов, письма в этом году были вполне адекватные, соответствовали базовому уровню сложности, и при должной подготовке выполнить это задание в принципе особой сложностью не является. Типичные ошибки, которые из года в год допускают выпускники – неумение логично связать ответы на вопросы, непонимание самого вопроса, игнорирование видо-временной формы глагола в вопросе/ответе, в результате чего ответ или вопрос вообще не засчитывается.
Задание 40 в 2021 году порадовало своим философским подходом: во многих регионах выпускникам (а затем и экспертам) предлагалось порассуждать на тему, что необходимо подросткам для счастья: понимающие родители, много денег или интересная работа?
К сожалению, именно эти темы оказались сложными для ребят: они уходили от темы в область важности денег, игнорируя ограничитель “a lot of” и зависимость счастья от денег, писали о взаимоотношениях детей и родителей, упуская наличие “understanding”, или начинали рассуждать о важности работы как таковой, не для счастья, а в принципе.
Я рекомендую внимательно читать высказывание, с которым вам предстоит согласиться или не согласиться: в нем могут быть слова, моделирующие его смысл (still, always, soon, very, etc.). Кроме того, важно учиться навыку перефразирования, а также обогащать запас синонимов и антонимов.
Говоря об устной части, отмечу лишь несколько моментов: во-первых, внимательно читайте формулировку второго задания. Когда вы будете задавать вопросы, обращайте внимание на наличие определенного/неопределенного артикля именно в формулировке, а не в подписи к картинке.
В третьем задании избегайте клише. Ваше объяснение, почему вы храните фото и показываете его другу должно быть связано с содержанием этого фото. Ну а в четвертом задании помните, что наличие волос и пальцев, а также белой футболки или красного платья не является сходством\различием при описании картинок, например, на тему активного или пассивного отдыха.
Обращайте внимание на форму глагола prefer (prefer/preferred/ would prefer) в четвертом аспекте.
Друзья, если вам интересна тема подготовки к ЕГЭ по английскому языку, и хочется узнать подробнее о том, что ждет выпускников в 2022 году, как готовиться к тому или иному заданию, или как составить чек-лист для самоподготовки – пишите в комментариях.