Найти в Дзене
МоториУМ

ВАЗу стукнуло 55: почему он заслуживает уважения

Ни разу не реклама, и на "Ладах" я не езжу. Просто мои мысли, почему неправильно оценивать АВТОВАЗ только со знаком "минус". Да, сегодня День рождения Волжского автомобильного завода! 55 лет назад - 20 июля 1966 года - вышло Постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год. Критиковать его легко (место проклятое!), ругать "Жигули" - еще проще. Вот нахлебались они там в Тольятти всего этого. Но я как историк по образованию скажу вам вот что: именно с этого завода началась история массового автомобиля в нашей стране. До ВАЗа, и об этом мало кто задумывается, ставку на развития личного автотранспорта в СССР вообще не делали. Частная собственность - вообще не для советского человека. Машины были для нужд армии и народного хозяйства, а для граждан был пассажирский транспорт. Потому перед хрущебами такие маленькие парковки - никто не думал и не планировал, что машин станет столько. И ведь именно "копейки" принесли идею

Ни разу не реклама, и на "Ладах" я не езжу. Просто мои мысли, почему неправильно оценивать АВТОВАЗ только со знаком "минус".

Тройка или шестерка?
Тройка или шестерка?

Да, сегодня День рождения Волжского автомобильного завода! 55 лет назад - 20 июля 1966 года - вышло Постановление правительства СССР о строительстве в городе Тольятти завода по выпуску 600 тысяч легковых автомобилей в год.

Критиковать его легко (место проклятое!), ругать "Жигули" - еще проще. Вот нахлебались они там в Тольятти всего этого. Но я как историк по образованию скажу вам вот что: именно с этого завода началась история массового автомобиля в нашей стране. До ВАЗа, и об этом мало кто задумывается, ставку на развития личного автотранспорта в СССР вообще не делали. Частная собственность - вообще не для советского человека. Машины были для нужд армии и народного хозяйства, а для граждан был пассажирский транспорт. Потому перед хрущебами такие маленькие парковки - никто не думал и не планировал, что машин станет столько. И ведь именно "копейки" принесли идею частной машины в массы.

Копейка ВАЗ в отличном состоянии
Копейка ВАЗ в отличном состоянии

Дальше едем: почему тупо сравнивать жигули и мерседесы. Да потому что на рынке есть сегментация. Мерседесы - это премиум. Тойота или Ниссан - масс-сегмент. А есть лоукост - дешевые машины. Вот это ниша "Лады", и никому там в голову не взбредет составлять конкуренцию мерседесам или тойотам. Зато народ вовсю упражняется в сравнении.

И третье. За последние 20 лет, которые извечные критики как-то и не заметили, иномарки вдруг стали машинами российской сборки, да не просто путем привинчивания бамперов, а собранными из наших же комплектующих. А самые популярные ныне в России модели - созданы для китайского рынка или для Латинской Америки, в Западной Европе такие не встретишь. При этом Лады получили все эти кондиционеры и электропакеты, ничем по такому оснащению почти не отличаются они от моделей иностранных массовых брендов. Только стоят они по-прежнему дешевле, и в обслуживании оказываются не столь дорогими.

А самое главное: этот завод - есть.

  • АЗЛК нет, на его месте Рено,
  • ГАЗ не делает легковушки под собственным брендом, там теперь идет сборка VAG,
  • ЗАЗ - тут все понятно,
  • УАЗ жив, но когда в последний раз он выпускал новую модель (?),
  • ИЖАВТО - это филиал АВТОВАЗА.

А сам АВТОВАЗ - есть. Да, его защищали. Но других ведь тоже, наверное. Да, его сохраняли, но ведь многим людям он нужен. Да, он тоже теперь не полностью российский.

И хорошо, что он в долях с Рено. Потому что Ниссан тоже там. И Мицубиши тоже. Теперь это часть глобального концерна. И постепенно эти машины станут унифицированными с Дачей, то есть тоже станут не "русскими машинами для русских людей", а нормальной частью нормального глобального рынка в своем сегменте. Надеюсь, мы от этого глобального рынка не станем опять отрезанными, как полвека назад.