Найти тему
Новый драматический театр

9 фактов о "Женитьбе" Гоголя, о которых вы могли не задумываться

Ознакомившись с классическим произведением, мы запоминаем его сюжет, — а детали со временем утрачивают своё значение, стираются из памяти. Не занимаясь профессионально историей литературы, мы редко перечитываем пьесы, которые изучали в школе или институте. Искусство театра прекрасно ещё и тем, что заставляет нас возвращаться к этим бессмертным текстам, вчитываться в них, анализировать, размышлять...

Иллюстрация И. Востриковой к пьесе "Женитьба" (источник фото: illustrators.ru)
Иллюстрация И. Востриковой к пьесе "Женитьба" (источник фото: illustrators.ru)

1. Жанр пьесы автор определяет как "совершенно невероятное событие в двух действиях", но есть и скрытый жанровый смысл. Дело в том, что в 1842 году, когда была завершена пьеса, на русской сцене ещё царили водевили и мелодрамы. Как правило, все эти пьесы заканчивались свадьбой. Сюжет о счастливой, или как минимум выгодной женитьбе —популярнейший в то время, и Гоголь как бы выворачивает его наизнанку, высмеивает, заставляя Подколёсина сбежать из-под венца. Нелюбовь Николая Васильевича к водевилю автор сам объясняет в "Театральном разъезде", когда осуждает "стремление посмеяться над кривым носом человека" вместо "кривой души" его.

Афиша первого представления комедии в Москве (источник фото: culture.ru)
Афиша первого представления комедии в Москве (источник фото: culture.ru)

2. В первоначальном варианте действие происходило в деревне, которую ряд исследователей считают украинской. Главной героиней была разбитная помещица Авдотья Гавриловна, посылавшая разыскивать для себя женихов Марфу Фоминишну (не профессиональную сваху, а свою домашнюю прислугу) на ярмарке. С углублением работы над комедией действие было перенесено в Петербург, а помещица Авдотья превратилась в Агафью, купеческую дочь. Почему? Во-первых, чтобы уйти от чистой развлекательности к сатирическим мотивам; во-вторых, из-за характерной общественной ситуации, когда началось сближение купечества с дворянством (первые искали сословных привилегий, вторые — материального благополучия). В качестве композиционной основы для пьесы это было гораздо современнее и острее.

"Женитьба" (Театр на Малой Бронной, режиссёр Анатолий Эфрос). Источник фото: kstolica.ru
"Женитьба" (Театр на Малой Бронной, режиссёр Анатолий Эфрос). Источник фото: kstolica.ru

3. Подколёсин в окончательной редакции — не просто чиновник ("экспедитор"), а надворный советник. Это высокий чин, соответствующий подполковнику в армии. К его обладателю обязаны были обращаться "Ваше высокоблагородие". Вся жизнь Подколёсина подчинена продвижению по карьерной лестнице, это его способ существования в механизме российской действительности. В его возрасте и чине уже ПОЛОЖЕНО жениться, если этого не произойдёт — будут косо смотреть ("Вот так живешь, и вдруг такая скверность становится!"). Это и есть основной двигатель действия: антураж службы, государственного устройства, который вроде бы вне основного текста пьесы, незримо проникает в неё, заставляет героя действовать не по велению чувств, а по необходимости. Финальный прыжок из окна в этих условиях — настоящий бунт, сознательный САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ поступок в результате собственного решения.

"Женитьба" (МХТ им. А. П. Чехова, режиссёр Роман Козак). Источник фото: mxat.ru
"Женитьба" (МХТ им. А. П. Чехова, режиссёр Роман Козак). Источник фото: mxat.ru

4. Цензурой было изъято немало реплик. "Конечно, хоть я и экзекутор, ну, есть у меня казённое жалованье и там, пожалуй, ещё кое-что перепадает при покупке дров и прочего", — простодушно сообщает Яичница, фактически признаваясь в том, что берёт взятки. "А дворянин полиции кукиш покажет, — говорит Фёкла. — Полиция знай своё дело: полиция хватай чёрный народ". Это далеко не все купюры, но даже с поправками комедия вызвала недовольство благонамеренной части зрителей. Намерение Гоголя работать над сюжетом, "невинным, которым бы и квартальный не мог обидеться", обернулось цензурными запретами и упрёками со стороны театральной прессы.

"Женитьба" (Театр "Ленком", режиссёр Марк Захаров). Источник фото: mosteatr.com
"Женитьба" (Театр "Ленком", режиссёр Марк Захаров). Источник фото: mosteatr.com

5. Когда критика обвиняла Гоголя в "искажении натуры", она была отчасти права, только не стоит считать эти "искажения" недостатком. Позднейшие исследователи, а впоследствии и режиссура XX-XXI веков усматривали в тексте пьесы гротескную, фантастическую и даже абсурдистскую основу. Есть и сюжетные параллели с повествовательными линиями романтической новеллы Гофмана "Выбор невесты", основная мысль которой — недостижимость счастья и тщетность надежд на любовь в браке. И в этом смысле финал комедии может трактоваться и как возвращение героя в мир привычного уклада, и как некий духовный подвиг, состоящий в отказе от земной любви ради высокой гармонии.

"Женитьба" (Малый театр, режиссёр Юрий Соломин). Источник фото: culture.ru
"Женитьба" (Малый театр, режиссёр Юрий Соломин). Источник фото: culture.ru

6. Есть версия, что "Женитьба" является отчасти автобиографическим произведением. В комедии могли найти косвенное отражение несчастливые обстоятельства личной жизни писателя: его неудачное сватовство к Анне Вильегорской, платоническая влюблённость в Александру Смирнову-Россет.

"Женитьба" (МХТ им. А. П. Чехова, режиссёр Игорь Золотовицкий). Источник фото: korenets.ru
"Женитьба" (МХТ им. А. П. Чехова, режиссёр Игорь Золотовицкий). Источник фото: korenets.ru

7. В пьесе 12 действующих лиц, но это не все её персонажи. Гоголь любит вводить внесценических героев, которые непосредственно на сцене не появляются и не принимают участия в интриге, но описаны довольно ярко. Есть такие и в "Женитьбе" — купец Тихон Купердягин (отец невесты), чиновник Пантелеев, мичман Дырка, купец, нанимающий у Купердягиных огород под капусту. Также есть и придуманные персонажи (фантомы), например, несуществующий брат Агафьи, выдуманный Кочкарёвым; Капитан, которого сочинила Фёкла, якобы ещё один жених, великан с громким голосом.

"Женитьба" (Александринский театр, режиссёр Валерий Фокин). Источник фото: teatral-online.ru
"Женитьба" (Александринский театр, режиссёр Валерий Фокин). Источник фото: teatral-online.ru

8. Главная загадка пьесы — мотив поведения Кочкарёва. В чём его интерес? В комедийной традиции такая помощь необходима для благополучного финала: любовники настолько заняты своими переживаниями, что им обязательно нужен сват, чтобы довести дело до благополучного конца. При этом наперсник имеет и достаточную психологическую мотивировку, стремясь параллельно и к собственной цели (устроить себе сытую жизнь, самому жениться на служанке и так далее). У Кочкарёва таких мотивов нет, и это даёт режиссуре целый веер возможностей для интерпретации. Отвечая на вопрос, ЗАЧЕМ Кочкарёву непременно нужно женить Подколёсина, можно выстроить концепцию спектакля.

"Город. Женитьба. Гоголь" (Театр им. Ленсовета, режиссёр Юрий Бутусов) Источник фото: start-std.ru
"Город. Женитьба. Гоголь" (Театр им. Ленсовета, режиссёр Юрий Бутусов) Источник фото: start-std.ru

9. Первыми исполнителями роли Подколёсина были Александр Мартынов (Петербург) и Михаил Щепкин (Москва). Оба не имели успеха, несмотря на то, что были в своём времени лучшими, мастерами высочайшего класса и обладали великим комедийным даром. Вообще, "Женитьба" долго оставалась в тени "Ревизора", и подлинный интерес к ней вспыхнул лишь в 1920-е годы. Именно эта комедия лидировала в послереволюционном театре, как профессиональном, так и самодеятельном. Её структура оказалась удивительно гибкой, и легко укладывалась в любую режиссёрскую систему: академисты ценили её за традиционность, а новаторы за возможность эксперимента, синтеза быта и гротеска, игры и реальности, обыденного и "совершенно невероятного"... Как пример яркого эксперимента можно привести спектакль ФЭКСов 1922 года (режиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг), который нашёл ироническое отражение в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" (глава "В театре Колумба"). В полной мере сценические возможности "Женитьбы" оценил советский и постсоветский театр.