Нет это вовсе не то, что у А.С. Пушкина: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче... Мать одного известного педагога в интервью журналистке Комсомольской правды выразила мысль, что любить ребенка значит - "НЕЛЮБИТЬ". Макаренко А. С. советовал, чтобы воспитать хорошие привычки у подростка, необходимо требовать, требовать и требовать... И какая уж тут любовь? Правда и в том, что в способности педагога предъявить требование, так чтобы воспитанник сказал: "Спасибо за науку" проявляется его высший профессиональный пилотаж... Каждый должен и сам требовать от себя. Такой подход совпадает с мнением еще одного мученика, но уже от астрономии - Г. Галилея, пытавшегося доказать консервативному миру, что Земля, на которой мы живем, "Она все таки вертится!" Г. Галилей считал, что человека нельзя ничему научить, можно только помочь обнаружить нечто в себе...
Дисциплина должна ходить на мягких лапках да так, в конечном итоге, чтобы все воспитательное пространство быть наполнено ожиданием завтрашней радости, рациональной мечтой обрамленной разумом и волей. Великий и мудрый педагог считал, что человека вероятно следует не лелеять и лепить, а - ковать, а устойчивые традиции каждой семьи и каждого коллектива в формировании привычек - основа успеха. Вспомним переведенный боле чем на 100 языков мира, но изъятый из школьной программы роман Н. Островского "Как закаляется сталь". Если согласиться с автором, назвавшим свой роман именно так, то склонимся к выводу, что вероятно характер определяющий судьбу человека следует все таки "ковать". Остается только определится с мастером такой ковки. Как из любого полена можно сделать и грубое топорище, и дорогую безделицу, так из куска металла может получиться и "пшик" и шедевр...
Парадоксально, но факт: воспитать без любви, понятно, не возможно, а вот на вопрос "А что такое любовь?" краткого рационального ответа пока ни философы, ни поэты, художники так и не дали.. Педагоги тоже не дали ответа, но это явление - любовь в педагогической среде рассматривается в в основном в романтическом направлении (Ромео - Джульетта) и вызывает тревожность и напряжение - "нелюбовь". Даже если рассуждать о любви к Отечеству, то детальное и полное толкование и процесс воспитания приведет многих к оторопи...
Я посмел рискнуть заменить в обиходе такое возвышенное слово как любовь, простовато - грубоватым: "Любовь - есть труд". Вдумчивый собеседник случайно забредший на эту страницу без разъяснения поймет, что в эту фразу вмещается и любовь к людям: детям, женщинам, родителям, единомышленникам... А.С. Макаренко утверждал, что слово, не подкрепленное упражнением сродни преступлению... Парадоксально - мудрые предки определил и воспели в стихах и песнях что любовь к родной земле начинается с заботы о матери и обустройстве у родного порога. Пришли демократы и начали для матерей обустраивать дома пристарелых, а для обустройства собственного двора и наведения порядка, красоты платных уборщиков... И любовь к труду умственному, труду физическому и производной от них - труду ратному... В конечном итоге все требует полной отдачи сил и максимального напряжения, чем раньше-тем лучше...
И по духу со стихами любимого многими поэта Н. Заболоцкого
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гармони в достижении целей мешает конфликт мнений: "Что бы все было по - моему" утверждает мать... Отец чаще имеет несколько иное мнение, такой процесс постоянно тлеет не только в каждой семье. В основе противостояния стоит: "думаю \знаю". Досадно, что именно это противостояние значительно сократило жизнь А. С. Макаренко, чье имя через полвека после смерти, ЮНЕСКО в 1988 году назвало в числе четырех определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Смею заметить, что А.С. Макаренко представляет принципы коммунистического воспитания... Однако жена В. И. Ленина Н.К. Крупская придерживалась либерального мнения: "У ребенка должно быть детство." Своих детей у Надежды Константиновны не было, ее личная педагогическая практика сомнительна: "Теория мой друг суха, но зеленеет жизни древо".
Если "ковать", значит готовить к преодолению невзгод , трудностей и неважно в чем в слове, поступке, преодолении препятствий, к борьбе и нести ответственность за жизнь ребенка... Кстати автор этих слов И. Гетте относясь к делу воспитания серьезно, как и польский еврей, педагог, детский писатель Януш Корчак намекал, да простит меня всевышний, но смею выразить их мнение, что процесс воспитания предполагает и подготовку к самопожертвованию - к смерти... Что порождено Священным писанием и вошло в народ как традиция: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя."
К слову даже некоторые животные организмы способны на самоуничтожение для спасения себе подобных: муравьи с острова
Борнео, бурые сумчатые мыши, рыба-черт...Исходя из того , что я тут намолол вам, уважаемый и постарайтесь используя запятую расставить акцент в этом деле: "Как же воспитать настоящего Человека?"
Кто тот настоящий человек? Н.А. Некрасов был категоричен:
"Иди на бой за честь отчизны.
За убежденья, за любовь...
Иди, и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь..."
Слово - самое сильное и гуманное оружие, должно идти впереди и творить в мире благо. На этой мысли сошлись и марксисты - материалисты и священнослужители - духовники... Возражайте, господа демократы. Поддерживайте товарищи коммунисты... Ищем истину...