Как быстро пандемия изменила рынок труда: кто-то остался без работы, кто-то стал супервостребован (курьеры), но также она изменила и способы подбора сотрудников на вакансии. Собеседования теперь проходят в зуме - да, в официальной одежде, но на фоне шкафов и дверей; незнакомые люди стучатся в вотсап с приглашением на зум-интервью. Если честно, от последнего я до сих пор вздрагиваю и мне некомфортно, поскольку вотсап лично я считаю интимной, приватной зоной, где я не ожидаю встретить "чужаков".
Одно из последних моих онлайн-собеседований проходило по видео в вотсапе. Девушка-эйчар была очень мила, беседа складывалась максимально непринуждённо и приятно. Среди последних моих встреч, связанных с поиском работы, эта была действительно комфортной. Людмила не пыталась задать вопросы с подковыркой, не искала "второе дно" у моих ответов, там, где их нет, да и вопросы были все, что касались моего трудового опыта. Правда, в конце она извинилась и сказала, что вынуждена задать мне вопрос о семейном положении, так как на следующем этапе его обязательно зададут. Я ответила.
Через несколько дней Людмила перезвонила мне и пригласила на следующий этап, который должен был состояться уже очно, попросила прийти одетой максимально по дресс-коду и быть готовой отвечать на "неудобные вопросы", к её огромному сожалению, касаемо семейного положения и наличия недвижимости в собственности. Я сразу Людмилу предупредила, что мне скрывать нечего, но, если совсем начнут лезть в личное, могу вспылить и на место поставить. В общем, мы совместно решили, что это крайняя мера, и обе надеемся, что до этого не дойдёт, тем более очень невыгодно соискателю бодаться и быть строптивым.
К очному этапу я готовилась очень тщательно. В принципе, я всегда ответственно подхожу к таким мероприятиям. Чуть подновила гардероб, проверила и примерила на сочетаемость элементы одежды, обувь выбрала чуть более строгую, вместо чуть более комфортной, даже согласовада количество пуговичек, на которые должна быть застёгнута моя рубашка - под горло, никак иначе. Сказано "максимально по дресс-коду", значит, так и будет.
Офис компании находится в центре Москвы - всё круто, престижно, статусно. Как обычно, я приехала к назначенному времени с запасом. Людмила меня встретила, я оставила верхнюю одежду в гардеробе , сходила в уборную - ремонт там был так себе, не то, чтобы я ценитель плитки в туалетах, но для офиса в центре Москвы, для этой компании не очень, да ещё и вкоридоре на полу 4 дощечки ламината отсутствовали и ведёрко стояло. В общем, внешний вид и пафос немного не соответствовали внутреннему убранству помещений. Разрухой пахнуло, честно скажу. Меня попросили оставить личные вещи в кабинете, ведь там будут ДИРЕКТОРА, "неудобно". Я удивилась, но потом всё-таки уговорила взять с собой телефон, поскольку к ним законнекчены наручные часы, а, как их быстро отключить, я не помнила. В общем, пошла - с блокнотиком с вопросами и телефоном.
Мы прошли на место, сначала я подумала, что мы с Людмилой ждём в коридорчике, пока нас позовут в кабинет. Оказалось, нет. Помещение - коридор, без окон, со множеством дверей в кабинеты, где по сторонам расставлены шкафы и несколько стульев. В открытую в кабинет дверь улыбался мужчина. Он поздоровался с Людмилой, она его предупредила, что у нас собеседование. Мужчина всё понял и дверь закрыл, табличка на двери гласила "Директор административного департамента". Мы остались сидеть в коридоре. Тем временем подошла женщина: "Сейчас вернусь". Людмила стала расставлять стулья от стены в круг. "У них нет переговорной?!.. У них нет переговорной!!!" - билась мысль в моём мозгу. Я пододвинула свой стул со словами: "Здравствуйте, меня зовут Галина, и я алкоголик", - пыталась шутить я, делая вид, что меня не напрягает, что у меня собеседование в коридорчике. Подошли три зрелые женщины, расселись по стульям. Самая старшая (слышала, что её называли Ирина Игоревна) начала меня спрашивать первой.
Для затравки она задала мне вопросы, касающиеся моей личной/семейной жизни, есть ли у меня своё жильё, где я живу, возраст - ну, вот тот самый список вопросов, которые уже давно считаются неэтичными и в компаниях с развитой корпоративной культурой стараются не задавать, а, если нужна эта информация, то стараются на ответы вывести косвенно либо их минимизировать, не уточнять.
Ирина Игоревна сразу взяла быка за рога. БОльшую часть собеседования вела она. Две другие тоже иногда задавали вопросы, в основном, не мешали Ирине Игоревне. Например, одна из них задавала провокационные вопросы. В принципе была "жалостливая":
- Где вы простыли?
- Я не простыла, у меня всегда такой голос.
- Я не про голос. Что у вас сглазом?
- В смысле? - опешила я.
- Что у вас с правым глазом? Он у вас опух.
- Я так выгляжу, - с достоинством ответила я, но женщину это нисколько не смутило. То есть в её системе координат это приемлемый вопрос незнакомому человеку при приёме на работу. Ок. Также, когда я рассказывала о своих предыдущих местах работы, среди которых было сокращение, именно эта чудесная женщина спросила:
- Как вы думаете, почему именно вас уволили?
- Тогда две трети компании вышли на улицу, - усмехнулась я. Манипулятивность её вопроса я раскусила сразу, попытка навязать мне вину за сокращение навязла на зубах, но от этого стало только неприятнее находиться в этом кружке, где мы сидим рядом друг с другом и нас не разделяет даже стол. Чудесная женщина, имени которой я так и не узнала, задала мне всего несколько вопросов, но все они были гниленькие, подленькие. Возможно, в этой ситуации она была бы "злым полицейским", вот только "доброго" не было. Третья женщина давила на то, что у меня не хватает энциклопедических знаний по её вопросам. А Ирина Игоревна - звезда этой труппы - она отжигала! Мало того, что она пыталась доказать мне, что я никто и ничто, мой опыт - ничто, так и компании, в которых я работала, гораздо крупнее и именитее, чем та, в которую я пришла, тоже так себе.
- Так уже не работают! - безапелляционно заявила она.
Мало того, что она толком не ответила ни на один мой вопрос (кто мой непосредственный руководитель, особенности функционала, почему ушёл предыдущий сотрудник), говоря, что "это не моё дело", "это меня не касается", так и умудрилась ещё спросить, есть ли у меня ещё вопросы. Я приоткрыла рот, посмотрела на свой список вопросов, и ответила: нет. А про себя подумала: " А смысл задавать вопросы, на которые вы всё равно не отвечаете?"
Ирина Игоревна, рассказывая о потенциальной работе, пыталась меня запугивать тем, что им нужен сотрудник, которого не надо ничему обучать, который сам придёт и начнёт работать, ни у кого не спрашивая помощи. Прозвучала фраза: "Мы никому помогать не будем".
- Ирина Игоревна, - хотелось мне сказать ей, - так давно уже нигде не работают. Все современные компании стараются быть максимально дружелюбными и приветливыми на входе. Все, наоборот, обещают всестороннюю помощь и поддержку в период адаптации. То, что вы говорите, - это совковая чушь. И давным-давно уже в деньгах посчитано, что вовлечение и удержание имеющегося сотрудника гораздо выгоднее, чем поиск, обучение и адаптация нового. Но вы же об этом не слышали, Ирина Игоревна. Вы только верите, что, если застращать подчинённого, держать его в ежовых рукавицах, то тогда он не "забалует". То, что не "забалует"- точно, а вот будет ли эффективно работать - вопрос. И если вы думаете, что вы умеете проводить стрессовое интервью, то это не так. И вообще, так уже не делают.
В общем, на том собеседовании я старалась отвечать впопад, не давать себя особо в обиду, не реагировать на выпады и молчать, потому что это тоже моя профессиональная компетенция - молча слушать и кивать, когда говорят чушь, в одних случаях; молча слушать и идти выполнять чушь - в других.
Я сидела и слушала, что я "недостаточно хороша" для них, а сама сидела и понимала, что не встала и ушла с этой унизительной порки только потому, что позади меня сидит Людмила, которая мне очень понравилась, и ей потом влетит от этих мегер, что она приводит на собеседование эмоционально незрелых кандидатов. Вот честно, сидела и жалела её. Но моё терпение тоже не безгранично. Ирина Игоревна так увлеклась чтением нотаций, что стала советовать мне искренне и от всей души на выходных изучить вопрос, в котором, как она считала, я некомпетентна. Ибо мне по жизни пригодится, если не у них, то в другой компании. Вот тут она перешла черту: непрошеные советы - это вот красная тряпка для меня. Я на такое не подписывалась, идя на собеседование. Я вам не подхожу - это одно, а выслушивать, как мне дальше жить, - это уже слишком! я чуть было с ходу не заявила ей, что на выходных я буду гулять с ребёнком, а ваше мнение я вертела.
В общем, пытка закончилась, разошлись мы очевидно недовольные друг другом, но внешне этого якобы не давая понять.
- Испанский стыд! - шепнула мне Людмила, когда мы вышли. С ней мы расстались абсолютно дружелюбно. На выходе из офиса мы встретили мужчину в лётной форме. Он был очень симпатичным, да и форма ему шла. Я посмотрела на него с интересом, а про себя подумала, что лицезрение мужчин в красивой форме, возможно, единственный бонус, которого я лишаюсь, не получив эту работу.
Недалеко от офиса находился парк, в него я и направилась. Была пятница и через пару часов мне предстояла долгожданная встреча с моими подругами. На улице светило ласковое весенне солнышко, пели птички, рядом Москва-река, люди гуляли, наслаждались жизнью, пейзажем, друг другом... Всё было прекрасно в этом мире! И весь этот мир меня радовал. А ещё меня радовало то, что я сейчас в этом прекрасном парке, а не сижу в душном офисе этой компании с невменяемым руководством, с непонятным графиком за небольшую зарплату и не корю себя за то, что совершила сделку с совестью. ( Первоначально я пошла на собеседование в эту компанию, так как мне было бы удобно добираться и я думала, что я буду успевать жить вне работы, но не тут-то было).
Я так кайфанула от этой прогулки по парку! Такая лёгкость в душе и теле! Я не вляпалась в это г..но, я вовремя его распознала. Просто это очное собеседование было настолько плохим, настолько неприемлемое отношение к другой личности, что я просто вышла и мысленно перекрестилась. Ту мач. Если бы эти люди постарались хоть сколько-нибудь этично себя вести, я могла задуматься о том, чтобы пойти туда. а так - всё было очень плохо и у меня не осталось никаких шансов, чтобы совершить ошибку. Настолько меня пытались унизить, что я даже не восприняла на свой счёт ничего из сказанного. "А вот, что подумал Кролик, ..."©
Вечером я встретилась с подружками, мы насладились гастрономическими изысками в заранее забронированном ресторане, я рассказала им о своём неудачном собеседовании. Одна из моих подружек спросила, какой глаз у меня припух, потому что, по её мнению, у меня оба такие! Хахаха!!!
ПС это был исключительный опыт собеседования, который научил меня тому, что нужно ценить себя и не продаваться ради спорных профитов, а ещё, что нужно очень высоко себя оценивать в плане зарплаты, иначе будут попадаться вот такие шаражки, где к персоналу относятся, как к скоту. Есть с чем сравнить. Такая серая контора с токсичным коллективом уже была на заре моей юности. С тех пор я старалась устроиться на работу в крупные компании с хорошей корпоративной культурой, и, к счастью, мне это удавалось.
Думала, что больше мне с таким собеседованием не придётся столкнуться. Однако буквально через пару недель мне назначили скайп-собеседование с руководителем в другой компании. К 10-ти утра я уже сидела перед камерой, одетая с иголочки, уложенная, с неброским, но тщательным макияжем, настраивала угол камеры. Позвонил мужчина с корпоративного аккаунта. В общем, он даже не удосужился включить свою камеру. Сначала я подумала, что это техническая заминка, а, оказалось, что так и задумано. В общем, это ужасно! Сидишь, как дура, готовишься к собеседованиям, а у людей не хватает элементарного этикета на то, чтобы представиться, включить камеру, поприветствовать... Это очень неприятно, и с таким я столкнулась за свою пандемийную корпоративную коммуникацию впервые: мужчина посчитал нормальным, что я сижу перед камерой, отвечаю на его вопросы, а он даже не представляется и не включает свою! Это при том, что эйчар предупредила меня, что руководитель - сова, поздно встаёт. Особенно неприятно было потом думать, что я сидела в рубашке и жакете, с раннего утра марафетилась, а он сидел с чашкой утреннего кофе, чесал, что обычно чешут мужчины по утрам, и говорил со мной. Бееееее! Естественно, собеседование не получилось.
Надеюсь, что уровень общения даже в маленьких компаниях вырастет, что люди будут более приветливы и адекватны при онлайн-коммуникациях. Я свою новую работу нашла, к счастью. Но очень обидно соискателям, когда некоторые люди, будучи руководителями в больших и маленьких компаниях, забывают об элементарных правилах этикета в очных и онлайн-собеседованиях, используют такие собеседования для удовлетворения чувства собственного превосходства. Не стоит забывать, что все мы люди, и многие из нас - наёмный персонал, который завтра может оказаться по другую сторону экрана и компании. Всем добра!
#поиск работы #онлайн-собеседование #как пройти собеседование