Дорогие друзья! Такая встреча бывает только раз в жизни! Мне повезло пообщаться с человеком, очевидцем заключительных событий ВОВ в Берлине. С какими людьми ему довелось заканчивать войну!
Я слушал его и не верил своим глазам…
"Нет, - думал я, - этого не может быть!.. Просто невероятно!…"
Дед с иронией посмотрел на меня и повторил: - Да, воевал... 756 полк Зинченко, 150 Идрицкая стрелковая дивизия, 3-я ударная армия, 1-ый Белорусский фронт.
"Ну и ну!!! Так это же всем известные надписи на Знамени Победы!" - понял я - Может дед просто шутит или с головой у него неладно?" - А Вы были командиром взвода в этом полку?! - снова переспросил я.
- Точно.
- И видели всех их?!.. Егорова, Кантарию, лейтенанта Береста, командира роты Неустроева?
- Видел и воевал рядом с ними. На построениях полка после Победы в Берлине тоже встречались…
- Неужели о Вас до сих пор ничего не было написано?!..
- Один военачальник упоминал меня в своих мемуарах… Больше ничего. - Тогда, расскажите!!!..
(В заглавии статьи слово "Последний" взял в кавычки, не могу отойти от этой мысли - а вдруг это действительно так и есть, ибо много уже лет прошло с того времени)
УШЁЛ НА ФРОНТ В 1941, А ВОЕВАЛ В АПРЕЛЕ 1945 г.
Рассказываю с его слов... Алексея Васильевича призвали в армию в декабре 1941 г и вместо фронта попал он в училище на Урале. Окончил его в 1943 г. и был отправлен на передовую. Но воевать ему так и не не пришлось, служил с год в запасных частях и лишь весной 1945 г. оказался в боевой обстановке у Зееловских высот под Берлином.
Был он на полигоне, участвовал в репетиции штурма высот, тогда прожектора установили на деревьях и "шли в атаку", отрабатывая взаимодействие между частями войск. Там же он видел Жукова Г.К.
А когда началась настоящая атака, он принял командование над миномётной ротой и на танках подобрался к склону высот... Схватка была яростной, фашисты отчаянно сопротивлялись. Старшина разорвал простынь и солдаты повязали её куски на рукава, чтобы в темноте как-то различать друг друга. Около него взорвалась граната, но ему повезло (показывал шрам на руке выше локтя). От осколков его спасла телогрейка и автомат ППШ, который пришёл в негодность.
Тяжело там было, миномётным огнём они подавляли очаги сопротивления противника, сражались на пределе сил и даже смогли захватить под конец двух пленных. "Я плакал - рассказывал он - людей было жалко, в роте - 70 человек, а вывел оттуда всего 15 ..."
- А как же начало боя с прожекторами, когда осветили высоты? Я читал, что от этого особого эффекта не было, поскольку ослепить-то их ослепили, но и сами штурмующие оказались видны как на ладони - спросил я.
- Ну, да!- отчаянно возразил он - я там был!
- Выходит, не зря это было сделано... За тот бой Фадеева А.В. наградили орденом Ленина, отметив его отвагу и умелое руководство ротой, а дальше по счастливой случайности Алексей В. попал в знаменитый полк Зинченко, с которым прошёл в уличных боях к рейхстагу.
В Берлине продвигались с большим трудом. Прочёсывали подвалы зданий, а начинали с верхних этажей. Боролись и с "фаустниками", такие тоже попадались. Бои в городе отличались своей спецификой...
Рейхстаг обороняли отборные части СС, площадь перед ним полностью простреливалась. Когда штурмовики подбирались ближе к его стенам, Алексей В. прекращал вести огонь из миномётов, чтобы не задеть их, и так было не раз... А после, немецких пулемётчиков из амбразур первого этажа засекали и последовательно уничтожали...
На этом всё для него и закончилось, в бое внутри рейхстага он не участвовал. После Победы оставался ещё в Берлине, а потом отправился домой в звании старшего лейтенанта...
Меня сразу удивило то, что он обладал потрясающей памятью до мельчайших подробностей. Алексей В. свободно перечислял мне разные даты и, помнил, например, сколько патронов входит в диск пулемёта ППД... Удивительный он человек, скромный, но с крепким характером, о чём свидетельствует ещё один орден Ленина, которым его наградили в мирное время за труд на заводе. В середине 1960-х годов Мелитон Кантария прислал ему письмо: "Алексей! Давно тебя не видел, приезжай ко мне..."
Алексей Васильевич гостил у него дома в Абхазии и пил домашнее вино...
Я несколько раз встречался с ним летом 2014 г, тогда ему было под 90 лет и было у меня ещё несколько его фото, включая военные снимки, но не могу пока их отыскать...
Конечно, от общения с таким человеком находишься надолго под впечатлением. Живой огонёк горел в его глазах, что было свойственно многим ветеранам, прошедшим войну...
(Фото и изображения к статье из свободных источников)