Найти тему

Магия чисел в «Пиковой даме» А.С. Пушкина

Рисунки А.С. Пушкина. Источник Яндекс. Картинки
Рисунки А.С. Пушкина. Источник Яндекс. Картинки

Замысел произведения у Пушкина возник в 1828 г., когда он услышал от князя Голицына увлекательную историю. Князь после проигрыша в карты смог выиграть, поставив на карты, подсказанные ему двоюродной бабушкой Н.П. Голицыной. Старая дама была некогда придворной фрейлиной, служившей при четырех императорах и имевшей влияние в обществе. По легенде семейства Голицыных, Наталья Петровна, которую прозвали «Московской Венерой», в молодости проживала в Париже. Светская красавица была страстной картежницей, и знаменитый авантюрист граф Сен-Жермен поведал ей секрет выигрышного карточного расклада. Княгиня Голицына послужила Пушкину прототипом для образа старой графини.

Завершена работа над «Пиковой дамой» была в 1833 г. в Болдино, опубликована повесть в 1834 г. В дневнике поэта осталась запись, что его сочинение «в большой моде». Пушкин в повести затронул тему инфернальных сил, влияющих на человеческую судьбу. Поэт сам верил в судьбу, считал, что разум человека способен анализировать общий ход событий и делать «предположения, часто оправданные временем». Но ум человека не может предусмотреть случая, служащего «мощным и мгновенным орудием провидения». Картам же отводили особую роль, на них гадали, желая поиграть с судьбой, узнать ее планы. Как ни странно, в судьбе автора повести «тройка» и «семерка», упоминаемые в повести, тоже сыграли мистическую роль: он погиб на дуэли в 37 лет в 1837 г.

Пушкин и сам был азартным игроком в штосс (фараон), эта игра и породила сюжетную основу повести. В модной в XIX в. игре участвовали два человека. Один, понтер, загадывал карту и делал на нее ставку. Другой, банкомет, раскладывал поочередно карты на две стопки. Выигрыш доставался тому, в чью стопку падала карта со ставкой. В этой простой, с непредсказуемым результатом игре исключены шулерские проделки или просчет комбинаций карт. Участники игры могут надеяться только на удачу, это игра со случаем. В роли банкомета олицетворена судьба, в роли понтера – человек, играющий с судьбой. В повести сам процесс карточной игры не описан почти до конца. В начале повести игра в карты стала только предметом для разговора о потешной истории старой графини. В финале игра становится роковой для Германна.

В повести смешаны мистика и реализм. Главный герой, приобщившись к потусторонним знаниям, использует их, чтобы обрести материальную выгоду. Между мистическими и реальными событиями имеется некоторая взаимосвязь, отраженная в названии произведения и эпиграфе. Названием стала игровая карта определенной масти, разрушившая жизнь молодого человека, в эпиграфе – дано гадальное толкование карты как «тайная недоброжелательность». К тому же слово «пиковая» образовано от «пика», что означает оружие, т.е. символизирует угрозу.

Германн в компании карточных игроков узнал о том, что старая графиня владеет тайной выигрышных карт, которую ей открыл в Париже знакомый оккультист. Она всего лишь дважды использовала секрет. Первый раз, чтобы отыграть деньги, во второй раз подсказала комбинацию знакомому молодому человеку, пожалев его. Но он нарушил обещание не играть впредь и умер нищим, промотав выигранные миллионы. Графиня тайны не открыла ни одному из своих сыновей, которые были заядлыми игроками, ни внукам.

Игроки историю восприняли в шутку, только Германн, не игравший, а только наблюдавший за игрой, проявил интерес к этой «сказке». Он себе не позволял рисковать скромными средствами, ночами просиживал, наблюдая за чужой игрой, пытаясь просчитать систему выигрыша. Рациональный Германн считал, что козырями в его жизни являются «расчет, умеренность и аккуратность». Он не полагался на волю случая. Однако в рассказе про графиню история чудесного выигрыша повторилась дважды, и это его заинтриговало. Повторяющийся случай кажется закономерностью.

У Германна рождается план, он продумывает тактику обольщения воспитанницы графини ради встречи со старухой. Неслучайно один из его друзей заметил, что у обрусевшего немецкого военного инженера «профиль Наполеона» и «душа Мефистофеля». Он выстаивает часами под окнами дома графини, пишет любовные послания Лизе, чтобы уговорить ее о свидании в доме. Лизе Германн показался героем ее романа, и она доверилась ему, помогла проникнуть в дом. Пробравшись в покои графини, Германн приводит старухе массу доводов открыть ему тайну, он даже готов взять на душу ее грехи, но чтить ее, «как святыню». Мольбами, обещаниями, угрозами он пытается завладеть секретом графини, которая от пережитого страха внезапно умирает.

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Не добившись желаемого, Германн направился к Лизе объясниться, но не в любви, что не имело больше смысла. Лиза осознает, что поведением ее «романического» героя руководила страсть не к ней, а к богатству, которого «алкала его душа». Хотя в облике Германна есть наполеоновские и сатанинские черты, он мелок, с помощью зла, лжи, обмана просто хочет получить деньги, решив просчитать формулу судьбы. Однако помимо его воли начинают происходить мистические события.

Молодому человеку на похоронах почудилось, что мертвая старуха в гробу ехидно прищурилась, ночью мерещится ее призрак, раскрывший тайну трех карт. Его воображение порабощено открывшейся тайной. Вскоре в Петербурге объявился известный игрок, делающий крупные ставки, и Германн решается рискнуть. Дважды он выигрывает, в третий раз «обдернулся», поставив случайно не на ту карту, и проигрывает. Проигравшийся молодой человек оказался в психиатрической лечебнице. Однако с ума Германн сошел не после проигрыша, а гораздо раньше.

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Игра в сюжете окружена мистическими оккультными тайнами, связанными с загадочным Сен-Жерменом, таинственным загробным откровением призрака мертвой старухи. Игра, которая вначале рассматривалась как «сказочное» средство обогащения, превращается в демоническое средство управления подсознанием человека. Расчетливый военный инженер просчитался самым чудовищным образом. Полагая, что секрет карт он использует в своих меркантильных целях, Германн сам невольно попадает в зависимость от игры, которая подчинила себе его мысли, желания, сны. Карточная игра породила игру разума с судьбой. Всем существом Германна овладела загадка заветных карт, названия которых он постоянно нашептывал. Все мысли были заняты «тройкой», «семеркой» и «тузом», в мечтах грезилось, как он «утроит», «усемерит» свое состояние, достигнув «покоя и независимости». Поверив в иллюзию, что деньги дают независимость, сам впадает в болезненную зависимость от навязчивой идеи мгновенного обогащения.

Все в его горячем воображении было связано с картами, которые стали обретать символический смысл. Стройная девушка виделась ему «червонной тройкой», полный мужчина – «тузом». На вопрос о времени он непроизвольно отвечал: «Без пяти минут семерка». В тревожных снах он играл и выигрывал, проснувшись, переживал о потерянном несуществующем богатстве. Ему снились мистические образы: «туз» виделся огромным пауком, «тройка» принимала форму пышного цветка, семерка превращалась в готические ворота.

Во время решающей игры Германн спокоен, он убежден, что овладел «закономерностью» случая. Он делает только одну ставку за вечер, как велел призрак старухи, выигрывает дважды. Причем закономерность была подтверждена: выиграли все указанные графиней карты. Германн сам случайно напутал с картами, а это стало доказательством превосходства случая. Состояние, «утроенное, усемеренное» за две игры, в один миг пополнило капиталы Чекалинского. У Германна остается только роковая карта с прищуром и усмешкой покойной графини, лишившая его рассудка. Омертвевшая еще при жизни графиня словно оживает после смерти, мстит человеку, который стал виновником ее внезапной кончины. Два смысла вложено в обращение к проигравшему игроку: «Дама ваша убита». Оно не только означает результат игры, но и намекает на реальное, хотя и косвенное убийство старой графини.

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Затронутая в повести тема случая и судьбы представляет собой поиски возможностей изменить жизнь с помощью неких таинственных знаний. Неизвестно, является ли определенное сочетание карт магическим инструментарием, или такая комбинация - игра воспаленного воображения героя. Судьба посмеялась над малодушной алчностью героя, отняв у него деньги и рассудок. Ради денег человеческая жизнь стала в картежной игре самой незначительной ставкой.

Спасибо за прочтение, лайк и комментарий.