Достаточно много написано и сказано о техниках преодоления страха перед предстоящим событием или будущим в целом, когда речь идет о взрослых. Но что делать, если нервные перегрузки, сильные переживания испытывают школьники? Когда в ситуацию нужно вмешиваться родителям? Чему стоит научить ребенка, чтобы он в нужный момент мог укротить волнение и собрать воедино внутренние резервы организма? Своими рекомендациями с родителями делятся Татьяна Уварова, старший педагог-психолог Павловской гимназии и директор Московского института развития непрерывного образования Наталия Сченснович.
Как понять, что ребенку нужна помощь
Некоторый уровень стресса необходим, чтобы результат нашей деятельности был высоким. Нервная перегрузка мобилизует дремлющие в спокойном состоянии силы человека. Это не плохо и не хорошо, и если стресс не превышает границы допустимого, то, наоборот, улучшает результаты деятельности.
В этом состоянии ученик, например, может решить задачу по наитию, не зная теорем и формул, или вспомнить забытые правила. Главное и самое сложное − отличить тот момент, когда стресс переходит в дистресс и разрушает деятельность,− говорит Татьяна Уварова, старший педагог-психолог Павловской гимназии.
Ее коллега, кандидат педагогических наук, директор Московского института развития непрерывного образования Наталия Сченснович объясняет, что наш организм реагирует на нервную встряску тремя способами: «Бей!», «Беги!», «Замри!». При стратегии «Замри!» у человека холодеют ноги и руки, он покрывается потом, теряет дар речи. Когда организм выбирает реакцию «Бей!», он сопротивляется, мобилизуется и начинает бороться. В этом случае мы сгибаемся, но не ломаемся и не теряем самообладание. При стратегии «Беги!» человек убегает от сложностей и закрывается. Он надеется, что все само собой образуется, но когда уровень перенапряжения зашкаливает, то опускает руки, признавая свою беспомощность. При этой стратегии человек тонет в накопившихся проблемах и не в состоянии выбраться из них самостоятельно.
Если ребенок чего-то боится на протяжении долгого времени, а родители понимают, что это всего лишь страх, главная их задача – не отворачиваться и не игнорировать, стараться разговаривать о чувствах и переживаниях, давать возможность выговориться, «выгружая» страхи.
Следующий этап – проработка того, что пугает. Один из вариантов − задать вопрос «Ну что самого страшного может случиться?» и максимально спокойно поразмышлять над последствиями, стараясь привести ребенка к мысли, что на самом деле они не так уж и катастрофичны. Если после первого-второго такого разговора страх все еще остается, проработку стоит продолжать до тех пор, пока он не покажется откровенным абсурдом самому ребенку.
От теории к практике
Если ребенок нервничает за несколько дней до важного события или встречи, помогите ему отвлечься, переключиться с тревожащих мыслей, позвольте заняться тем, что он любит: поиграть в любимую игру, посмотреть новый фильм, встретиться с друзьями. Неплохим способом снять стресс являются и спортивные нагрузки: пробежки, плавание, футбол и баскетбол – подойдет любой вид физической активности. Ну и конечно же, полезным будет выбрать время и спокойно поговорить о событии, которое волнует, разобрать страхи и помочь сформировать установку «Я справлюсь».
Если особенно сильные переживания начинаются накануне, и ребенок не может заснуть, сделайте вместе с ним дыхательные упражнения на релаксацию:
- Сядьте в удобные позы (стараясь при этом спину держать прямо).
- Сделайте вдох через нос, паузу и выдох ртом на четыре счета. Для большего эффекта считать можно до шести, семи и или восьми. Следите, чтобы все три составляющие (вдох, пауза, выдох) были одной длины.
Повторите это упражнение 5-6 раз, и вы увидите, как ребенок постепенно успокаивается.
Поддержка и еще раз поддержка!
Важно донести до ребенка мысль, что сильно нервничать не стоит. Для этого нужно в первую очередь сформировать позитивный образ стрессового события, то есть проговорить, что ты увидишь, услышишь или почувствуешь, когда все пройдет наилучшим образом,− объясняет Наталия Сченснович.
Далее следует ответить самому себе, какая поддержка и ресурсы понадобятся, чтобы этот сценарий сбылся. Подростку проделать эту работу самостоятельно довольно сложно, поэтому помощь родителей очень ценна. Именно от них зависят правильный настрой на нервирующую ситуацию, возможность убедить ребенка в том, что он молодец, все у него получится.
Материалы для статьи предоставлены пресс-службой Павловской гимназии.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.