Дочитала неожиданную для себя книжку — роман Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.» и не понимаю, получится ли у меня отзыв, потому что обычно романы Пелевина все любят и знают чуть ли не всю его библиографию, а я когда-то давно прочитала «Generation П», на свой прошлый день рождения замирала от восхищения, читая «Числа», и вот сейчас испытываю гамму совершенно разных эмоций после прочтения этого романа.
Скажу сразу, первая часть мне давалась не очень легко, зато вторую «проглотила» за пару дней. Я люблю читать про искусственный интеллект, пусть и в настолько изысканной интерпретации, как у Виктора Олеговича. Уроки нейробиологии, лингвистики, истории и философии от суры великолепны ровно настолько, что хочется такого «друга» рядом. Но проявление сучества на максимуме вызывало у меня только одну эмоцию: раздолбить ее о стенку и плевать на отсутствие гарантии из-за таких настроек. Кстати, я не знаю, какие бы настройки выставила я, но точно знаю, что максимум эмоций возможен только в обе стороны полярных переживаний. То есть либо ваша жизнь спокойная, невеселая, неинтересная и скучная, либо у вас каждый день космическое «солнышко», причём как по, так и против часовой стрелки.
А вообще главного героя жалко. Но он, конечно, дурак. Хоть и умный дурак. Я не очень понимаю, хотел ли Пелевин добиться того, чтобы читатель воспылал к суре и Грыму лютой ненавистью, а над действиями, желаниями, да и жизнью Дамилолы в целом сломал голову, но со мной у него такое провернуть получилось.
Ещё при чтении второй части меня не покидала мысль насколько мир Пелевина в «Снаффе» похож на мир Глуховского в «Будущем». Я даже полезла в Гугл свериться по датам: у Пелевина роман вышел в 2011, у Глуховского в 2013, а сравнивать почему-то хочется в обратную сторону :) Если вы тоже читали оба этих произведения, то найдёте сходство даже в мелочах, но у Глуховского на мой вкус мир красочнее, более эстетичен и соответствующий времени (это я о стилистике).
Надеюсь, вы меня не будете сильно ругать, если я скажу, что в «Снаффе» Пелевин не смог отвязаться от стилистики 90-х, которую, судя по двум другим его романам, мной прочитанным, он прямо-таки любит смаковать. Это такое пространство «бабы-мужики-телевизор», в котором есть своя специфика с собственной речью, внешним видом, поведением и желаниями. Он как бы попытался прыгнуть в футуристику, кое-где даже удачно предсказав реальность выдуманными аллегориями и прекрасно расставляя по полочкам мировые приоритеты вместе с человеческим поиском своего «я», но по ощущениям то новорусское прошлое держит его золотыми цепями с крестом на шее. Хотя, что и говорить, читать технологические опусы в десятом романе Виктора Олеговича, обогнавшие своё время, было дико интересно.
Дочитала неожиданную для себя книжку — роман Виктора Пелевина «S
20 июля 202120 июл 2021
3
2 мин