Решил снимать свой первый фильм и не знаешь, в каком жанре себя попробовать?
Или может ты уже стал мастером съёмки музыкальных клипов, но решил попробовать игровое кино?
Давай разберём основные жанры кино с точки зрения сложности и особенности съёмок.
Сперва давай сразу определим, что хорроры, боевики, комедии и так далее — это маркеры основного направления фильма.
Это не говорит о том, что нам запрещено мешать их между собой или вносить в одно элементы другого. Жанр — понятие условное, и не жанр определяет фильм, а получившийся фильм причисляют к определённому ярлыку.
То есть, если ты решил снимать тяжёлую драму про онкологического больного, это не значит что в фильме нет места для юмора или романтической линии. Хотя, признаемся честно, погоня с перестрелкой будет выглядеть странно.
Итак, давай разбираться в 6 самых популярных жанрах:
Хорроры. Сильный сценарий, слабое освещение.
Лёгкость съёмка такого жанра заключается в том, что для хорошего хоррора не требуются большие финансовые вложения. Отснять в одной локации весь фильм — не нонсенс, а вполне реальная возможность. К игре актёров здесь нет больших требований, а недостатки реквизита можно спрятать недосветом.
Сложность заключается в том, что жанр визуальных хорроров уже давно изживает себя. Ввести зрителя в состояние страха, напряжения и нервотрёпки становится всё сложнее и сложнее, поэтому сценарий — самый важный аспект хоррора.
Вторым сложным моментом становится работа со светом. Приличный гаффер и съёмка хоррора — это такое же неразделимое явление, как Боярский и его шляпа. Человеческое сознание привыкло бояться неизвестного, и освещение — ключ к созданию такой атмосферы.
Боевики. Реквизит, пиротехники и каскадёры.
Снимая боевик, тебе вряд ли потребуется сильный сценарий или актёр, который сможет передать всю гамму чувств. В этом жанре актёры и сценарий — явление вторичное.
Зато здесь важны пиротехники, нужные для работы со взрывами и огнестрельным оружием. Хореографы или мастера боевых искусств, которые поставят сцены ближнего боя. И, конечно же, каскадёры, чтобы исполнить все эти трюки.
Локации для съёмок будут зависеть от сценария, но снять в ограниченном формате вряд ли получится. Другая головная боль — несколько камер. Чем больше камер, тем легче тебе будет на посте при монтаже сложных экшн-сцен.
Комедии. Аудитория, мораль и актёры.
Болезненный жанр для мейнстримного российского кинематографа и ужасно непопулярный для авторского кино не зря так нелюбим киноделами. Снимать сложно, потому что здесь уже не захватишь зрителя взрывами и стрельбой. Сценарий, сценарий и ещё раз сценарий.
Один из важных аспектов при написании сценария — определить свою аудиторию, на которую будут ориентироваться юмористические сцены. Снимаете фильм для солдат — армейские шутки, снимаете фильм для молодёжи — шутки, которые смешны им. Плюс тебе в карму, если на этапе написания сценария ты будешь консультироваться у представителей аудитории, а не писать исходя из «наверное, они поржут над этим».
Локации, профессионализм актёров, необходимость спецэффектов — всё будет зависеть от сценария. Однако зачастую на этот жанр уходит меньше денег, потому что инвесторы стремятся экономить, а объяснить целесообразность дорогих элементов кино в таком жанре обычно сложно.
Драмы и трагедии. Сценарий, монтаж, музыка
Здесь ситуация схожа с комедиями, в том плане, что на сценарий должно уйти максимальное количество времени и сил. Он должен получиться лучшим из всего, что можно было бы написать.
Разница в том, что этот жанр слегка развязывает руки в драматургии. Монтаж, музыкальное сопровождение, варианты настроений, которые можно придать сценам — используемые инструменты значительно шире, чем в комедийном жанре, поэтому можно слегка разбежаться.
Важный аспект здесь — сюжет и сценарий должны иметь «выхлоп», мораль, конец и итог. Либо твой персонаж должен измениться, либо должны измениться события вокруг персонажа, либо должно произойти какое-то важное событие.
Мелодрамы. Актёры, актёры и ещё раз актёры.
Драмы о романтических отношениях уже потеряли былую популярность, однако это всё ещё довольно интересный жанр.
Актёры — ваши лучшие друзья. Срастись с ними в единое целое, помоги им выстроить химию между друг другом. Искренние чувства между двумя людьми видно издалека, так же как и их отсутствие, поэтому создать фикцию на экране становится ужасно сложно.
Важный аспект здесь, на который вообще мало обращают внимание, — важность не только химии, но и любых взаимодействий между персонажами. Если люди трогают друг друга, то как они это делают? Как они обнимаются? Как передать робость и смущение при первом поцелуе?
Помни, что заставить поверить зрителя в происходящее на экране невероятно сложно. Так что устраивай тестовые съёмки и прорабатывай все возможные варианты съёмок.