Найти в Дзене
Культур-трегер

Зачем Брижит Макрон в Петергофе давали трогать голыми руками музейные вещи, с которых нужно буквально сдувать былинки

На фото мадам Брижит Макрон трогает голыми руками туфли Екатерины II в Большом дворце Петергофа в 2018 году. Согласно правилам музейного хранения подобные раритеты имеют право брать в руки только специально обученные хранители, и только в матерчатых перчатках. Это необходимо для того, чтобы не оставить на старинной ткани частицы пота или кожного жира, которые потом иногда просто невозможно вывести в виду хрупкости предмета. Обращаться со старинными тканями и предметами одежды можно только как на этой фотографии, сделанной в фондах Эрмитажа. Более того, музейный хранитель, который халатно обращается с доверенными ему ценными предметами, должен получить как минимум дисциплинарное взыскание или денежный штраф, а то и вообще отстранен от своей должности. Предметов гардероба Екатерины II до наших дней дошли считанные единицы (ранние венчальное и коронационное платья и несколько более поздних мундирных платьев), а из обуви - всего пара/тройка туфель. Посмотрите, в каком состоянии конкретно

На фото мадам Брижит Макрон трогает голыми руками туфли Екатерины II в Большом дворце Петергофа в 2018 году. Согласно правилам музейного хранения подобные раритеты имеют право брать в руки только специально обученные хранители, и только в матерчатых перчатках. Это необходимо для того, чтобы не оставить на старинной ткани частицы пота или кожного жира, которые потом иногда просто невозможно вывести в виду хрупкости предмета.

Хранитель фонда Западно-Европейских тканей в Эрмитаже
Хранитель фонда Западно-Европейских тканей в Эрмитаже

Обращаться со старинными тканями и предметами одежды можно только как на этой фотографии, сделанной в фондах Эрмитажа. Более того, музейный хранитель, который халатно обращается с доверенными ему ценными предметами, должен получить как минимум дисциплинарное взыскание или денежный штраф, а то и вообще отстранен от своей должности.

Туфли императрицы Екатерины Великой. Россия, 1770-е. Шелк, кожа, галун. Из личных покоев Екатерины II в Петергофе.
Туфли императрицы Екатерины Великой. Россия, 1770-е. Шелк, кожа, галун. Из личных покоев Екатерины II в Петергофе.

Предметов гардероба Екатерины II до наших дней дошли считанные единицы (ранние венчальное и коронационное платья и несколько более поздних мундирных платьев), а из обуви - всего пара/тройка туфель. Посмотрите, в каком состоянии конкретно эти туфли из музея Петергофа: им около 250 лет, они сильно изношены и повреждены временем. С этих туфель нужно буквально сдувать былинки, или мы будем лишены и этих последних личных памятных вещей Великой императрицы.

Однако, как мы видим, эти ценнейшие для нашей истории предметы не просто халатно хранит нерадивый хранитель, они выдаются на руки посторонним лицам, которые могут их (пусть и нечаянно) испачкать, уронить (и поломать) или еще каким либо образом повредить. А если бы мадам Макрон захотела примерить эти туфли? Неужели окружающие услужливо бы захихикали и дополнительно дали бы еще старинную музейную банкетку для того, чтобы супруга президента Франции смогла присесть?

Вот как отмечен этот факт на сайте самого музея заповедника Петергоф:

"Сотрудники ГМЗ "Петергоф" подготовили госпоже Макрон интересный сюрприз. В диванной Большого дворца для нее были приготовлены, обычно экспонирующиеся в Особой кладовой, туфли императрицы Екатерины II."

То есть самой мадам Брижит Макрон эти туфли вообще не были нужны. Хорошо, если она вообще знает кто такая Екатерина II (хотя супруга президента Франции учитель по профессии, и по идее должна быть образованным человеком).

Так зачем вообще нужен был весь этот спектакль с выдачей на руки посторонним (для музея) лицам ветхих раритетов Российской истории? Вопрос, конечно, в значительной степени риторический. Я сильно сомневаюсь, что руководству музея звонили откуда-то сверху, и в ультимативной форме заставляли выдать супруге президента Франции музейные предметы.

Скорее всего, это обычная попытка руководства музея выслужиться и быть (фигурально выражаясь) "Святее самого папы Римского". Но, все же примем этот факт как случившийся, и посмотрим на впечатления самой мадам Макрон, может быть она хотя бы испытала трепет от того, что держала в руках личные вещи одной из величайших женщин в истории?

А супруге президента Франции было абсолютно все равно, сильно похоже на то, что французам действительно близко и интересно только то, что связано с ними самими. Вот отзыв Брижит Макрон (размещенный на сайте музея) о посещении Петергофа (жирным текстом я выделил подтверждение моих мыслей):

"(...)Здесь царствует просвещенная эпоха, которая была дорога нашим философам. Здесь много общего с нашим Версалем. Все здесь напоминает о Великом императоре. Здесь был бы счастлив побывать Вольтер(...)".

Если не считать дежурного (и заметим косвенного) упоминания о Петре I, то все остальное в этом тексте дифирамб Франции (зачем то даже упомянут Вальтер, который здесь никогда не был). Просто восхищает, как мадам Макрон оставляет отзыв вежливости о Петергофе, но, по сути, хвалит свою страну. Сразу же вспоминаются известные поговорки про бисер, но, пожалуй, не будем об этом... и ... надеюсь, что туфли Екатерины II все-таки не сильно пострадали.

Всем читателям добра и здоровья, и особенно благодарю тех, кто дочитал статью до конца.