Найти тему

НОМ: Наследники по прямой

“Петерсен: Да что же это за книга?
Макаров: Название этой книги таинственно…
Петерсен: Хи-хи-хи!
Макаров: Называется эта книга МАЛГИЛ
(Петерсен исчезает)”.
Хармс “Макаров и Петерсен №3”


НОМ
“Малгил”, 2021  

У прославленного ансамбля — пожалуй, самого последовательно ироничного коллектива на одной шестой суши, вышел альбом, про который сказать “давно ожидаемый” — самое справедливое дело. Неформальное Объединение Молодежи наконец-то взялись за творческое наследие ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — легендарной группы писателей и деятелей культуры, существовавшей в 1927 — начале 1930-х годов в Ленинграде. Впрочем, выход в свет этого опус-магнума был всего лишь вопросом времени. Если у поэта нет предшественников — он обязан их выдумать. У НОМа такой необходимости нет — они очевидные наследники ОБЭРИУ по прямой.

Восемь композиций на стихи Даниила Хармса, Николая Олейникова, Константина Вагинова, Игоря Бахтерева, Александра Введенского и Александра Введенского, плюс буги-зонг “Котяты”, написанный художественным руководителем коллектива Андреем Кагадеевым и контекстуально перекликающийся со всей поэзией альбома.

-2

Судьба была жестока к поэтам-абсурдистам Советской России: ранние смерти, преследования и жесточайший прессинг со стороны тогдашней власти, на дух не переносившей ничего “непонятного”, выбивающегося из стройных рядов строителей коммунизма. Подробнее об ОБЭРИУ стоит и необходимо прочитать вот здесь: https://arzamas.academy/materials/1492

Собственно НОМ блестяще справились с поставленной ими самими задачей, создав эпическое оперно-рок-индустриальное звуковое полотно, логично расставляя мизансцены и всяческие контрапункты в озвучивании выбранных поэз. Музыкальный монолит с супрематической обложкой, несется как локомотив-тяжеловес, разгоняясь от вступительной “Пробуждение элементов” на стихи Хармса, до трагического крещендо “Прощание с друзьями”, очевидной эпитафии Николая Заболоцкого своим друзьям-поэтам. Выходившая предварительно синглом “Страшно жить на этом свете” — вообще динамичный боевик.


“Малгил” сочинен и исполнен большой командой постоянно меняющегося НОМа во время коронавирусного сидения. Отрадно, что выдающийся шоумен коллектива Александр Ливер принял самое горячее участие в его создании, приятно вокальное разнообразие — баянистка Варвара Зверькова блистает на ряде композиций. Достойный звук и изрядный набор музыкальных инструментов — с этим не соскучишься. И все это происходит сейчас, когда нам в весьма абсурдные времена на самом деле необходимо возвращение и переосмысление работ русского авангарда. Теперь эти стихи играют в новом свете.

Очень важная, очень нужная, очень своевременная работа.

Леонид Новиков

P.S.: Что касается самого слова “малгил” то с ним, явно придуманным псевдокабаллистическим кунштюком, нагнал туману Хармс, назвав так в своих “Диалогах” книгу о превращении людей в шары: “Макаров (читает): «…Постепенно человек утрачивает свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания». Занавес.

P.S.2: Но это конечно же ничего не объясняет и не должно объяснять.