Найти в Дзене

Русский демон

Оглавление

Всякое искусство - и русское, и зарубежное - неоднократно обращалось к темам любви, войны, смерти и жизни. Однако особое место занимает религия: немало образов взято от туда, например, для литературных произведений. И это вполне объяснимо: во веки веков человек задавался вопросами о том, кто есть он, откуда пришёл и кто его создатель. В религии есть множество колоритных персонажей: от хитрого Змия в Ветхом Завете (если касаться христианства) до "филантропического" Иисуса. В этой статье мы рассмотрим главного антагониста Библии - дьявола.

Возвращаясь к религии, хочется сказать, что оттуда мы и получаем результаты всеми известных творцов: замечательные романтические образы лермонтовского Демона, всезнающего байроновского и страшного повелителя "дантевского" подземелья. Конечно, это касается не чисто литературного процесса. Есть и художественный, о котором сегодня и пойдёт речь.

Собственно, кого в этой статье прозвали русским демоном? Да, в общем-то, и никого. Считайте, что Вы имеете дело несколько с собирательным образом. Однако не хотелось бы кидать читателя в бесконечные поиски и догадки: материала для этого достаточно много.

Предлагаю остановиться на образе врубельского демона. И здесь возникает вопрос: кто же такой Врубель?

Иконописец

Да! Да! И ещё раз - да! И ничего удивительного в этом нет. Человек, так искусно изображающий демона, должен быть знаком как минимум с историей изображаемого. Стало быть, начало начал, основа, база известного русского художника закладывалась именно в иконописи. Чтобы продемонстрировать мастерство Врубеля иконописца, ниже прикреплена иллюстрация одной из известных его работ.

Богоматерь с младенцем, 1885 г.
Богоматерь с младенцем, 1885 г.

Душа

В русском искусстве Врубель представляет собой некую философскую линию. И действительно: его персонажи неземные. Можно сказать, что до демонического образа его натолкнула однажды "работёнка": художник иллюстрировал поэму М.Ю.Лермонтова "Демон". Здесь Михаил Александрович и увидел своего "брата-близнеца" в великом русском поэте.

По М.Ю.Лермонтову, Демон - существо романтическое, а значит, для этого мира лишнее. В таком же ключе этот религиозный образ начал изображать на своих полотнах и художник. Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом всём величавый.

«Демон» же – это «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения».
М. А. Врубель.

Но по истине настоящим трагизмом картины стали дышать после катастрофического для Врубеля случая: смерть своего ребёнка, который умер после года рождения в результате пневмонии. Такое потрясение бесследно не покинет никакого родителя.

Демон сидящий

Третьяковская галерея,1890 г.
Третьяковская галерея,1890 г.

Фигура демона вызывает ощущение могучей силы, которая скована столь же сильной тоской. Она кажется исполинской: ей тесно в пространстве картины. Образ наполнен неземной печалью, будто демона гнетёт собственное могущество. Руки вывернуты довольно неестественно: свидетельство о внутренней борьбе персонажа с сами собой.

Фигура сидит на вершине горы среди таинственного, бесконечного космического пространства - признак вселенской скорби и нечеловеческого одиночества.

Этак картина стала своеобразным портретом души художника.

Ниже представлен эскиз картины.

-3

Демон поверженный

Поздний этап творческой жизни Врубеля. Это происходит в то время, когда художника поразила душевная болезнь. В этой картине ему удалось воплотить страдание теряющего зрение творца и великую муку души, постепенно погружающуюся в хаос безумия. Именно с этим демоном художник не может расстаться: он всё время что-то переделывает, поправляет. Тело демона здесь приобрело пыточно вывернутый вид.

1902 г.
1902 г.
Деталь из "Демона поверженного"
Деталь из "Демона поверженного"

Творчество Врубеля, пожалуй, отразило противоречия той эпохи, в которой он прожил. На его похоронах А. Н. Бенуа обронил фразу: "Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, - дивная патетическая* симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения... будут оглядывать на последние десятки лет XIX века как на "эпоху Врубеля"... Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно.

"Самое красивое и самое печальное". Душевное. Врубелевское. На этом, и закончим!
________________________________________________

*патетический - наполненный пафосом, чрезмерно эмоциональный.