Всякое искусство - и русское, и зарубежное - неоднократно обращалось к темам любви, войны, смерти и жизни. Однако особое место занимает религия: немало образов взято от туда, например, для литературных произведений. И это вполне объяснимо: во веки веков человек задавался вопросами о том, кто есть он, откуда пришёл и кто его создатель. В религии есть множество колоритных персонажей: от хитрого Змия в Ветхом Завете (если касаться христианства) до "филантропического" Иисуса. В этой статье мы рассмотрим главного антагониста Библии - дьявола.
Возвращаясь к религии, хочется сказать, что оттуда мы и получаем результаты всеми известных творцов: замечательные романтические образы лермонтовского Демона, всезнающего байроновского и страшного повелителя "дантевского" подземелья. Конечно, это касается не чисто литературного процесса. Есть и художественный, о котором сегодня и пойдёт речь.
Собственно, кого в этой статье прозвали русским демоном? Да, в общем-то, и никого. Считайте, что Вы имеете дело несколько с собирательным образом. Однако не хотелось бы кидать читателя в бесконечные поиски и догадки: материала для этого достаточно много.
Предлагаю остановиться на образе врубельского демона. И здесь возникает вопрос: кто же такой Врубель?
Иконописец
Да! Да! И ещё раз - да! И ничего удивительного в этом нет. Человек, так искусно изображающий демона, должен быть знаком как минимум с историей изображаемого. Стало быть, начало начал, основа, база известного русского художника закладывалась именно в иконописи. Чтобы продемонстрировать мастерство Врубеля иконописца, ниже прикреплена иллюстрация одной из известных его работ.
Душа
В русском искусстве Врубель представляет собой некую философскую линию. И действительно: его персонажи неземные. Можно сказать, что до демонического образа его натолкнула однажды "работёнка": художник иллюстрировал поэму М.Ю.Лермонтова "Демон". Здесь Михаил Александрович и увидел своего "брата-близнеца" в великом русском поэте.
По М.Ю.Лермонтову, Демон - существо романтическое, а значит, для этого мира лишнее. В таком же ключе этот религиозный образ начал изображать на своих полотнах и художник. Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом всём величавый.
«Демон» же – это «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения».
М. А. Врубель.
Но по истине настоящим трагизмом картины стали дышать после катастрофического для Врубеля случая: смерть своего ребёнка, который умер после года рождения в результате пневмонии. Такое потрясение бесследно не покинет никакого родителя.
Демон сидящий
Фигура демона вызывает ощущение могучей силы, которая скована столь же сильной тоской. Она кажется исполинской: ей тесно в пространстве картины. Образ наполнен неземной печалью, будто демона гнетёт собственное могущество. Руки вывернуты довольно неестественно: свидетельство о внутренней борьбе персонажа с сами собой.
Фигура сидит на вершине горы среди таинственного, бесконечного космического пространства - признак вселенской скорби и нечеловеческого одиночества.
Этак картина стала своеобразным портретом души художника.
Ниже представлен эскиз картины.
Демон поверженный
Поздний этап творческой жизни Врубеля. Это происходит в то время, когда художника поразила душевная болезнь. В этой картине ему удалось воплотить страдание теряющего зрение творца и великую муку души, постепенно погружающуюся в хаос безумия. Именно с этим демоном художник не может расстаться: он всё время что-то переделывает, поправляет. Тело демона здесь приобрело пыточно вывернутый вид.
Творчество Врубеля, пожалуй, отразило противоречия той эпохи, в которой он прожил. На его похоронах А. Н. Бенуа обронил фразу: "Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдёт в историю, - дивная патетическая* симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения... будут оглядывать на последние десятки лет XIX века как на "эпоху Врубеля"... Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно.
"Самое красивое и самое печальное". Душевное. Врубелевское. На этом, и закончим!
________________________________________________
*патетический - наполненный пафосом, чрезмерно эмоциональный.