Лень способна связать по рукам и ногам даже амбициозных, энергичных людей. Особо это заметно в деле изучения иностранного языка: количество людей, успешно завершивших обучение и получивших дипломы намного ниже числа начинающих занятия. Расскажем, как бороться с ленью, вызванной разными причинами в соответствии с типами учеников.
Кратко о причинах лени
Чтобы понимать, как бороться с ленью, нужно уметь выделять ее причины. Чаще всего это состояние вызвано одной из трех причин:
● неспособность к стратегическому мышлению;
● заниженная самооценка;
● дефицит начальной энергии либо неумение ею рационально управлять.
Иногда к каждой из причин добавляется еще одна — страх потерпеть неудачу. В особо тяжелых случаях перечисленные причины комбинируются, в этом случае человеку вообще трудно поддерживать трудоспособность и начинать новые дела. Лень же всегда является защитной реакцией, которая зависит от личностных качеств.
В борьбе с леностью нужно использовать разные способы, пытаясь измерить их эффективность. Дело в том, что у каждого человека свои особенности восприятия информации, склонности к обучению тоже разные, а потому невозможно с точностью сказать, каким методом можно победить лень определенному ученику. Далее дадим инструменты, применимые к конкретным качествам личности
Легкий старт, но нестабильность в процессе
Ученики с такой проблемой с радостью начинают новое дело, прокрастинация им незнакома. Однако в процессе замедляются, колеблются, то бросают учебу, то с неохотой начинают ее вновь. Движение к цели у такого человека похоже на рывки, причем чем дальше от старта, тем слабее их сила.
В случае такой проблемы нужно разбивать большое дело на микрозадачи. Например, уделять на курсы английского не более 25 минут за один раз, а после занятий делать что-то приятное. При необходимости можно сделать еще один рывок на 25 минут. Ученики с описываемым темпераментом не могут долго заниматься чем-то одним, чередование занятий позволяет им легче достигать результата.
Долгий старт, но сосредоточенность на цели
Люди с такой проблемой очень трудно начинают что-либо новое. Они могут днями собираться с мыслями, обдумывать каждое действие, но, включившись однажды в процесс, поддерживают темп стабильно. Теперь они будут искать пути решения проблем, стремиться к цели медленно, но уверенно и методично.
Тут важно начать. Способы могут быть разными: от составления образа цели с привязкой к финансовой выгоде до оборудования рабочего места, закупки учебников и красочных тетрадей. Хорошо расписать на бумаге те выгоды, которые будут доступны после обучения иностранному языку: таких людей конкретная информация сильно мотивирует на начинания.
Характерна нестабильность и неусидчивость
Люди с такой проблемой редко могут сосредоточиться на одном деле. Они постоянно отвлекаются пустыми действиями — перепиской в социальных сетях, ненужными разговорами, созерцанием листопада за окном. Им трудно углубляться в знания, чаще всего они поверхностны, отсюда еще большее пренебрежение ими.
Решение проблемы тут одно: постараться заинтересовать себя. В этом поможет сбор и анализ информации, изучение методических пособий и планов обучения, просмотр обучающих видеороликов. Нередко такие люди справляются с ленью, попав в команду единомышленников, потому для них предпочтительнее групповое обучение.
Сильная зависимость от настроения
Люди с такой причиной лени страдают от перемены настроения. Взявшись за испанский в состоянии воодушевления и попав в трудную жизненную ситуацию они бросают учебу, сосредотачиваясь на личных переживаниях. Ученики отличаются ранимостью, обидчивостью, найти к ним подход очень трудно.
Единственное решение для этой ситуации — удаленное обучение. Хорошо будет окружить себя приятными предметами, сделать комфортный рабочий кабинет. Очень мотивируют таких людей искренне расположенные к ним люди. Еще один вариант: найти эмоциональную пользу от изучения иностранного языка и сделать ее главной целью. Других способов борьбы с ленью для этого человека нет.
Яркая амбициозность в сочетании с хвастовством
Люди с такой проблемой часто учатся напоказ, чтобы другие видели и оценили. Не получив должного внимания разочаровываются и бросают задачу невзирая на результаты. Победить им лень очень трудно, она подогревается задетым самолюбием.
Решение проблемы тут тривиальное: хвалить себя или найти компанию, которая будет восторгаться достижениями. Также полезно прилюдно ставить перед собой задачи по изучению языка и стремиться их решить. Азарт, похвальба и элемент игры — вот три рычага для борьбы с ленью у таких людей.
Доминируют перфекционизм и недовольство
Человек с такими доминирующими качествами способен споткнуться об мелочь, зациклиться на ней, расстроиться и бросить дело. В его речи часто проскальзывает недовольство, критика, ропот. Многим людям вообще трудно находиться с ним рядом.
Для такого ученика очень важно разбить всю задачу на микрозадачи. Для него полезно применять тактику, планировать процесс обучения или работы, составлять подробные схемы, а потом придерживаться их. Скорее всего до цели человек будет идти медленно, но верно, неуклонно. Других способов борьбы с ленью для ученика с такими качествами нет.
Преобладает безответственность и вспыльчивость
Люди с такими качествами обладают природной изворотливостью, любят перекладывать вину на других и делают это мастерски. Одновременно ими правит нерешительность, а в критических для себя ситуациях они способны на вспыльчивость. Лень для таких учащихся является инструментом защиты организма от стресса.
Борьба в этом случае возможна только если найдется найти партнера со схожими целями. Это может быть другой ученик или учитель, хорошо, если он будет авторитетен — тогда ему захочется подражать. Главное распределить между ленивым учеником и его партнером зоны ответственности, чтобы не удавалось перекладывать вину, тогда борьба с ленью будет успешной.
Агрессивность и максимализм в поступках
Человека с таким типом можно охарактеризовать как вспыльчивого, злопамятного, злобного. Он будет выискивать недостатки в других, только чтобы съязвить или оправдать насмешку. Как правило, недостатки находит всегда и везде.
Работать и учиться он не станет до тех пор, пока не окажется в опасных для себя ситуациях. Например, потеря привлекательной должности из-за плохого знания немецкого, угроза материальных убытков и тому подобное. Бороться с ленью тут можно только осознанно загоняя себя в угол, отрезая все пути к отступлению. Поможет и наличие в учебном процессе условий для критики.
Суетливость и отсутствие чувства меры
Люди с такими наклонностями создают впечатление деятельных, но на этом все и заканчивается. Они много говорят, но ничего не делают. В отношения с другими учениками часто проскальзывает высокомерие. Лень в этом случае является защитной реакцией от рутины, которую такие ученики не переносят.
Бороться с недостатком можно лишь определив яркую цель, которая затмит рутинные процессы. Например, «выучу английский — уеду жить в США и утру всем нос». Другой вариант — подогревать чувство значимости: покупать шикарные пособия, оплачивать дорогие курсы. Главное не перестараться и помнить об отсутствии у ученика чувства меры.
Чрезмерный консерватизм и упрямство
Люди с такими качествами характера предпочитают, когда жизнь течет по плану, без существенных изменений. Изучение английского или любого другого языка для них уже стресс: учеба меняет привычный уклад жизни, выбивает из колеи. Отсюда и лень, как желание защитить себя.
Решение кроется в постепенном включении в процесс. Не спеша найти преподавателя, подобрать учебники, составить план задач. Учиться понемногу, но каждый день. Сделать изучение иностранного языка частью повседневной жизни, врожденное упрямство в этом поможет.
Непредсказуемость и ненадежность в поведении
Никто в здравом уме не захочет иметь дела с таким человеком. Его отличает полное отсутствие терпения, ненадежность, поступки всегда непредсказуемы. Начав изучение английского языка, он может в любой момент переключиться на что-то иное, сильнее взволновавшее его душу. Лень тут работает как гарант свободы.
Проблема решается созданием атмосферы свободы при обучении. Можно окружить себя интересными людьми, не пропускать профильных мероприятий, вступать в клубы по интересам. Очень помогают бороться с ленью специальные программы для изучения иностранного языка и необычные по функционалу гаджеты.
Непрактичность, хаотичные движения
О таких людях говорят, что они витают в облаках. Они могут быть настолько погружены в мечты, что чувствуют себя уже сейчас знающими язык и уверены, что будут владеть им в совершенстве через несколько лет. При этом не утруждают себя повторением правил, потому что убеждены, что их знают. В делах нет систематичности, поступки хаотичны до безобразия.
Решение тут одно: потакать перечисленным моментам. Такой ученик будет лучше всего заниматься, если подогревать его воображение, заинтересовывать творческими способами решения задач, лишать его четкого плана. Иного способа борьбы с ленью тут нет.
В любом человеке может быть сразу несколько групп качеств, а потому нужно последовательно перебирать перечисленные в статье способы. Возможно, что вспыльчивому ученику подойдет постановка яркой цели, а амбициозному и хвастливому — пошаговое планирование учебного процесса. Главное помните, что с ленью бороться можно, не опускайте рук и применяйте наши советы на практике.
Больше интересных статей, учебные программы лучших провайдеров по всем направлениям - заходи к нам на https://trening.market/