Спектакли сезона 2020/2021, которые вызвали разочарование...
Время от времени люди разной степени родства и знакомства (иногда просто мне неизвестные) просят посоветовать им «хороший спектакль». Чаще отнекиваюсь: «Ну я же не знаю ваших вкусов, вашей насмотренности и, в конце концов, широты ваших взглядов!..» Может, вы не то, что от голой задницы или солёного словца, а от кроссовок на каком-нибудь Гамлете в обморок упадёте. Тем более, цены на самые модные зрелища сегодня задраны до неприличия, и порой сходить семьей в театр – это как в Гагры слетать. Насоветуешь от чистого сердца, а человек без штанов останется. Но чтобы совсем уж не отфутболивать неофитов, предлагаю им читать мой фейсбук, обычно после спектакля я сразу пишу два-три абзаца по горячим следам. Эта реакция – самая честная. А там уж сами решайте…
Недавно прочитал тезис, претендующий на афоризм: критика надо оценивать не по тем произведениям, которые он ругает, а по тем, которые хвалит. Иные театральные обозреватели восхищаются ну таким дерьмом, что вечная отговорка «о вкусах не спорят» к их рецензиям просто не применима. С иными хочется спорить до хрипа!
Несколько критиков, блогеров и театроведов уже опубликовали списки лучших спектаклей по итогам нынешнего сезона. Процентов на 80 там одни и те же названия («Горбачев» в Театре Наций, «Сын» в РАМТе, «Король Лир» и «Мертвые души» в Вахтанговском, «Новаторы» и «В день свадьбы» в Театре Маяковского, «Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова, «Все тут» в Школе современной пьесы, «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко, восстановленная «Поминальная молитва» в Ленкоме и так далее).
Я же, рискуя навлечь на свою голову гнев больших и маленьких театральных деятелей, предлагаю список неудач. Понятно, что это относительные неудачи. Они принадлежат театрам живым и востребованным. Или полуживым. Или живущим на волне прежней популярности. Или мыльным пузырям, заставляющим обращать на себя внимание.
В номинации «Самые пошлые» с недосягаемым отрывом побеждает МХАТ им. Горького, где в начале сезона сыграли «Красного Моцарта» (вампука про великого композитора Исаака Дунаевского, который в этом опусе представлен как Дуня Воробей), а под занавес – «Чудесного грузина». Главным ньюсмейкером в «Грузине» стала Ольга Бузова, а молодой Сталин, главный герой спектакля, по воле режиссера Ренаты Сотириади (она поставила оба отмеченных зрелища) демонстрирует сексуальную акробатику.
Победу в номинации «Самые скучные», где тесно от претендентов, заслуженно одержал Театр им. Пушкина с поставленным спустя рукава спектаклем «Между делом». Евгений Гришковец вывел на подмостки свою малоудачную пьесу, и режиссура в этом зрелище даже не ночевала. Хорошие артисты, включая приглашенного на главную роль худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича, не спасают ситуацию.
Театр Вахтангова стоит отметить в номинации «Шампанское без пузырьков» за два спектакля. Во-первых, за «Соломенную шляпку» режиссера Михаила Цитриняка, который умудрился превратить в тягомотину водевиль Эжена Лабиша (главная проблема – однообразная, вялая, «никакая» музыка Бориса Кинера и Александра Прокоповича; отчего-то режиссер не взял гениальные мелодии и песенки Исаака Шварца из знаменитого фильма).
Во-вторых, за «Театр» режиссера Ольги Субботиной, которая, отважно взявшись за культовый роман Сомерсета Моэма, начисто проиграла вместе с исполнительницей главной роли Лидией Вележевой телефильму Яниса Стрейча и незабвенной Вие Артмане.
Окончание колонки читайте здесь.
Оставляйте ваши комментарии!