Найти тему
Влад Васюхин

Худшие из лучших

Спектакли сезона 2020/2021, которые вызвали разочарование...

"Театр" в Театре имени Вахтангова.
"Театр" в Театре имени Вахтангова.

Время от времени люди разной степени родства и знакомства (иногда просто мне неизвестные) просят посоветовать им «хороший спектакль». Чаще отнекиваюсь: «Ну я же не знаю ваших вкусов, вашей насмотренности и, в конце концов, широты ваших взглядов!..» Может, вы не то, что от голой задницы или солёного словца, а от кроссовок на каком-нибудь Гамлете в обморок упадёте. Тем более, цены на самые модные зрелища сегодня задраны до неприличия, и порой сходить семьей в театр – это как в Гагры слетать. Насоветуешь от чистого сердца, а человек без штанов останется. Но чтобы совсем уж не отфутболивать неофитов, предлагаю им читать мой фейсбук, обычно после спектакля я сразу пишу два-три абзаца по горячим следам. Эта реакция – самая честная. А там уж сами решайте…

Недавно прочитал тезис, претендующий на афоризм: критика надо оценивать не по тем произведениям, которые он ругает, а по тем, которые хвалит. Иные театральные обозреватели восхищаются ну таким дерьмом, что вечная отговорка «о вкусах не спорят» к их рецензиям просто не применима. С иными хочется спорить до хрипа!

Несколько критиков, блогеров и театроведов уже опубликовали списки лучших спектаклей по итогам нынешнего сезона. Процентов на 80 там одни и те же названия («Горбачев» в Театре Наций, «Сын» в РАМТе, «Король Лир» и «Мертвые души» в Вахтанговском, «Новаторы» и «В день свадьбы» в Театре Маяковского, «Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова, «Все тут» в Школе современной пьесы, «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция» в Театре Фоменко, восстановленная «Поминальная молитва» в Ленкоме и так далее).

Я же, рискуя навлечь на свою голову гнев больших и маленьких театральных деятелей, предлагаю список неудач. Понятно, что это относительные неудачи. Они принадлежат театрам живым и востребованным. Или полуживым. Или живущим на волне прежней популярности. Или мыльным пузырям, заставляющим обращать на себя внимание.

В номинации «Самые пошлые» с недосягаемым отрывом побеждает МХАТ им. Горького, где в начале сезона сыграли «Красного Моцарта» (вампука про великого композитора Исаака Дунаевского, который в этом опусе представлен как Дуня Воробей), а под занавес – «Чудесного грузина». Главным ньюсмейкером в «Грузине» стала Ольга Бузова, а молодой Сталин, главный герой спектакля, по воле режиссера Ренаты Сотириади (она поставила оба отмеченных зрелища) демонстрирует сексуальную акробатику.

"Красный Моцарт", МХАТ им. Горького.
"Красный Моцарт", МХАТ им. Горького.
"Красный Моцарт", МХАТ им. Горького.
"Красный Моцарт", МХАТ им. Горького.

Победу в номинации «Самые скучные», где тесно от претендентов, заслуженно одержал Театр им. Пушкина с поставленным спустя рукава спектаклем «Между делом». Евгений Гришковец вывел на подмостки свою малоудачную пьесу, и режиссура в этом зрелище даже не ночевала. Хорошие артисты, включая приглашенного на главную роль худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича, не спасают ситуацию.

Театр Вахтангова стоит отметить в номинации «Шампанское без пузырьков» за два спектакля. Во-первых, за «Соломенную шляпку» режиссера Михаила Цитриняка, который умудрился превратить в тягомотину водевиль Эжена Лабиша (главная проблема – однообразная, вялая, «никакая» музыка Бориса Кинера и Александра Прокоповича; отчего-то режиссер не взял гениальные мелодии и песенки Исаака Шварца из знаменитого фильма).

Во-вторых, за «Театр» режиссера Ольги Субботиной, которая, отважно взявшись за культовый роман Сомерсета Моэма, начисто проиграла вместе с исполнительницей главной роли Лидией Вележевой телефильму Яниса Стрейча и незабвенной Вие Артмане.

Окончание колонки читайте здесь.

Оставляйте ваши комментарии!