Найти тему
Часы и Мысли

Стоит ли делать из старых часов новые?

В году 1996 или 1997 мне достался по случаю винтажный Patek Philippe Calatrava.Часы конца 1950-х годов, подарочные, с монограммой югославского лидера Иосипа Броз Тито – тот был любителем дарить нужным людям часы. Помимо монограммы, модель отличалась очень красивым циферблатом – золотым, покрытым серебром, сквозь которое как бы «прорезывались» золотом основы выпуклые часовые индексы. К сожалению, когда-то часы подверглись испытанию водой, на которое не были рассчитаны, и оказались в нерабочем состоянии. Пострадал, но не смертельно, и необычный циферблат. В то время я не интересовался старыми часами, меня привлекла историческая монограмма на задней крышке и сам бренд, это был первый РР, который я держал в руках. Я решил их восстановить. Я не имел раньше дела с винтажем и не разбирался в ньюансах его собирательства. С помощью товарища, отправил часы прямо в мануфактуру PP для полного ремонта. Где же смогут все сделать как надо, если не на родном же заводе? Получил обратно месяцев через шесть. Часы вернулись совершенно новыми на вид и с красивой выпиской из архива РР. Но замечательный серебрённый циферблат исчез. Вместо него на заводе поставили новый из старых запасов, которым, видимо, тоже комплектовалась в свое время эта модель. Новый циферблат был совершенно обычным и неинтересным, с традиционными накладными метками. Calatrava выглядела, как будто ее вчера выпустили с завода, имела прекрасный ход, но совершенно потеряла свою индивидуальность, это были уже не те часы, которые Тито подарил кому-то шестьдесят лет назад. Восстановление обошлось мне недешево, но я потерял интерес к этим РР и при случае обменял их на что-то. К сожалению, не имел привычки в то время фотографировать свои часы, так что проиллюстрировать эту историю могу лишь другим похожим примером.

Разница между оригинальным циферблатом и сервисным, заменным, хорошо видна в сравнении двух одинаковых винтажных моделей PP 530.

Слева - PP 530 с оригинальным циферблатом, справа - с замененным. Фото позаимствовано из интернета
Слева - PP 530 с оригинальным циферблатом, справа - с замененным. Фото позаимствовано из интернета

Модель с неидеальным, но оригинальным циферблатом, стоит в два с половиной раза дороже модели с замененным, чистеньким и блестящим. И эстетическая разница немалая.

В нашей стране со старыми иностранными часами небогато. Удивляться не приходится: в СССР часы не импортировались и те попадали за Железный занавес случайно – загранработник купил себя порадовать, подарили кому-то или дали взятку. Обслуживать и чинить такие часы было труднее, чем иномарки, для тех хотя бы существовала 7-ая техстанция недалеко от киностудии им.Горького. Так что выживали иностранные часы, как могли. Редкие дожили без увечий и потрясений, в полном своем первоначальном качестве. Но уж как есть, так есть. Не надо делать из них новые часы.

Многие этого не понимают: ведь стоящая вещь, даже если она в преклонном возрасте, не должна выглядеть хламом или старьем! Ее же всегда можно и нужно привести в порядок…

И достойно состарившиеся часы с собственной историей полируются до неузнаваемости, подкрашивается циферблат и стрелки, «обновляется» или заменяется оригинальное стекло и получается нечто, похожее на Донателлу Версаче после хирургических улучшений. Владелец горд – часы как новые.

Это, увы, касается не только часов, это общий принцип подхода у многих ко всем винтажным и антикварным предметам.

GMT-master 1675, принадлежавший Марлону Брандо.  Фото позаимствовано из интернета
GMT-master 1675, принадлежавший Марлону Брандо. Фото позаимствовано из интернета

Исходя из подобной логики, GMT-master Марлона Брандо надо было бы перед аукционом восстановить как следует и уж точно вернуть на место потерявшийся когда-то безель, чтобы все было как надо. Но почему-то этого делать не стали и такой побитый некомплектный хлам ухитрились «втюхать» кому-то почти за два миллиона долларов безо всякого восстановления. Без безеля! Да как же так? Да так. Потому что именно в этих часах без безеля Марлон Брандо и запомнился миллионам зрителей в фильме «Апокалипсис сегодня». Это цена индивидуальности, персонализации часов. Восстановленные часы стали бы безликими и цена им бы была соответствующая ($20K-25K).

Кадр из фильма "Apocalipse Now", 1979 г.  Фото позаимствовано из интернета
Кадр из фильма "Apocalipse Now", 1979 г. Фото позаимствовано из интернета

Я не призываю вообще ничего не делать со старыми часами. Естественно, часы не должны превращаться в инвалидов с ограниченными возможностями, они должны нормально функционировать - точно ходить и показывать время. Если механизм в них поврежден, то его следует отремонтировать. Если стекло треснуло, то оно должно быть заменено. Но, если оригинальное стекло того времени найти уже невозможно, пусть уж тогда стекло останется треснутым.

Дело в том, что настоящая реставрация старых часов – дело деликатное и очень, очень дорогое. Для качественной реставрации необходим доступ к оригинальным запасным частям соответствующего времени, специальные знания и навыки. В мире не так уж много высококлассных часовых мастеров-реставраторов, их услуги стоят совсем недешево. Ну, а в нашей стране я таковых вообще не знаю.

VC "Don Pancho" с замененным оригинальным NOS циферблатом. Фото позаимствовано из интернета
VC "Don Pancho" с замененным оригинальным NOS циферблатом. Фото позаимствовано из интернета

Реставрировать недорогие часы, если только это не предмет личной памяти, не имеет смысла – овчинка выделки не стоит.

Бакелитовый безель NOS к Rolex 6542, проданный на аукционе Antiquorum за 32500$. Фото позаимствовано из интернета
Бакелитовый безель NOS к Rolex 6542, проданный на аукционе Antiquorum за 32500$. Фото позаимствовано из интернета

Если нельзя сделать хорошую реставрацию, лучше не делать никакой.

Поэтому то, что не влияет на функциональность часов, я бы посоветовал оставить как есть. Часы, по крайней мере, будут оригинальными и аутентичными своему времени. Честные шестидесятилетние часы не могут выглядеть новыми, как не может выглядеть молодым их ровесник-человек. Если только они не лежали все это время спящими в ящике стола. Это редкость, но, в отличии от людей, с часами так бывает.

На одной отечественной торговой площадке мне недавно попалось объявление о продаже личного Ролекса космонавта Германа Титова. Часы предлагаются с подтверждающими документами, продавец с гордостью заявляет, что они были восстановлены в сервисном центре компании Mercury и ныне пребывают в состоянии новых. Да, судя по выставленным фотографиям, GMT-master 1675 выглядят «совсем как новые».

Rolex 1675, выставленный на продажу, как часы Германа Титова. Фото позаимствовано из интернета
Rolex 1675, выставленный на продажу, как часы Германа Титова. Фото позаимствовано из интернета

Часовых дел умельцы «освежили» (т.е. отполировали) корпус, заменили старый тритиевый циферблат вместе со стрелками на сервисный комплект с современной светомассой Luminova (светится - огонь!), поставили новый безель взамен выгоревшего оригинального, поменяли штампованный браслет на более поздний литой. И что же получилось? По крайней мере, совсем не те часы 1974 года выпуска, которые когда-то носил космонавт Титов. Их историческая и коммерческая стоимость, на мой взгляд, была убита подобной «реставрацией». Слава богу, снятые оригинальные детали были сохранены и остался шанс восстановить первоначальный облик этих часов.

В отличие от моего случая с PP Calatrava, где оригинальность часов была безвозвратно утеряна.

Любая старая вещь и особенно вещь личная, такая, как наручные часы, за прожитые годы, подобно человеку, обретает свой индивидуальный характер, который ценен не меньше, чем сам этот предмет. Рекомендую собирателям-ценителям всегда это помнить и уважать!