Коучинг для профессионалов, глава 22.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru
Системы обучения
Под обучением здесь мы понимаем не просто запоминание информации, и даже не просто формирование нового навыка. Говоря "обучение" я имею в виду способность человека изменить свое поведение в процессе взаимодействия с окружающей средой. Если среда изменилась и мы изменились соответственно - мы учимся. Если мы продолжаем вести себя как раньше - обучение отсутствует. И, рано или поздно, наше поведение перестанет соответствовать реальности, мы будем рассчитывать на один результат, а получать совершенно другой.
К коучу обращаются люди, которые хотят измениться. Иногда они только думают, что хотят, но если есть основа для обсуждения, мы пытаемся понять, на базе чего изменение должно произойти. Для этого нам нужно понимать, как люди в принципе умеют меняться. Поэтому термины «одиночная петля», «двойная петля» и «тройная петля» мы будем употреблять часто, потому что они связаны с сущностью коучинга.
«Одиночная петля» — это достаточно простая вещь. У нас есть поведение человека и ожидания окружающей среды — это могут быть руководитель, коллеги, семья, клиенты и др. Если между ними есть соответствие, то проблемы не возникает, потому что человек ведет себя так, как необходимо в данной ситуации, добивается нужных результатов, и окружающие люди получают то, что они хотят. Конфликт возникает, когда нет соответствия, и в этом случае нужно меняться. Большинство людей пытаются изначально изменить окружающую среду, и чаще всего им это не удается. Умнее попытаться измениться самому, — собственно, коуча именно для этого и нанимают.
Изменение на уровне поведения требует понимания того, что нынешнее поведение ситуации не соответствует, и того, какое поведение будет соответствовать ожиданиям окружающей среды. Иногда такую обратную связь мы получаем от руководителя: «Ты ведешь себя так, а мы хотим, чтобы ты себя вел вот так. Если ты так себя вести не будешь, мы тебя уволим, или понизим, или не повысим». В этом случае у человека нет выбора, и ему необходимо измениться.
Таким образом, обучение на одиночной петле предполагает наличие трех составляющих:
- признание необходимости изменения;
- четкое понимание того, как конкретно должно измениться поведение;
- достаточный уровень мотивации для изменения.
Мотивация в данном случае, как правило, внешняя. Это ситуация, когда родители говорят: "так делать нельзя, а так - нужно". И наказывают, если мы делаем так, как нельзя. Мы с детства привыкаем так учиться. Исследования показывают, что процентов на 70 и у взрослых обучение происходит таким же образом.
У каждого из нас всегда есть предположения, на которых основаны наши действия. Если в результатах наших действий нас что-то не устраивает, мы думаем, что нужно что-то делать по-другому. Если мы просто меняем действия случайным образом - это "одиночная петля". В условиях нехватки информации это очень неэффективный способ обучения. Если же мы спрашиваем себя "почему мы ожидали именно такого результата?" у нас появляется «двойная петля»: есть поведение, есть ожидание, и есть управляющие переменные, которые этим поведением руководят (те самые предположения и убеждения).
Обучение на уровне "двойной петли" возникает тогда, когда человек задумывается почему надо делать так, а не иначе. Часто это происходит в ситуации, когда результат не достигнут и нет четкого понимания, что нужно сделать, чтобы его достичь. Вы хотели подружиться с человеком, но вам отказали в дружбе. Вы вложили деньги в новый продукт, вывели его на рынок, но никто не захотел его покупать. Вы точно что-то сделали не так, но никто не знает, что именно.
Здесь уместно задать вопрос о предположениях. Предположение связывает ваши действия с ожидаемым результатом. Если оно верно, результат будет. Если результата нет, предположение было неверным. Размышления о том, какое предположение будет верным и экспериментирование с ними и есть процесс обучения на "двойной петле".
Существует еще «тройная петля». Психика организована таким образом, что набор предположений и убеждений объединяется и образует некую целостность. Эту целостность можно назвать ролью. В качестве мамы женщина ведет себя одним образом, в качестве жены — другим, в качестве руководительницы предприятия — третьим. Это один и тот же человек, но в ответ на каждую новую ситуацию возникает новая роль, она натренирована и являет собой уже готовый набор предположений и убеждений, поэтому человек в данной роли ведет себя определенным образом. И может быть нежной матерью, но очень жестким руководителем. Конфликт возникает тогда, когда роль не соответствует ситуации, например, человек приходит домой, не успевает переключиться и общается с детьми как руководитель предприятия, учитель или еще кто-то. Домашние такое общение отказываются воспринимать. Здесь один из вариантов решения — помочь человеку понять, какую роль он играет, и изменить ее.
Поэтому важно знать, в какой роли мы находимся, — это усилит рычаг влияния. На "одиночной петле" рычага влияния практически нет, потому что на каждое новое изменение ситуации нам необходимо принимать отдельное решение относительно того, как меняться. В ситуации "двойной петли", когда мы умудряемся понять, какое убеждение стоит за нашим поведением, и меняем его, тогда наше поведение изменяется не только по отношению к данному человеку или данной ситуации, но и по отношению к целому ряду ситуаций. Меняя только одно убеждение, мы получаем более масштабное изменение на уровне поведения. Это и есть рычаг. Эффект рычага становится еще больше на "тройной петле", когда человек может осознавать какая ролевая модель находится в основе его текущего поведения и может сознательно ее изменять.
© Олег Самольянов
Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru