«Все, что тебе было нужно, как и любой девушке, – верная подруга. Кто-то, с кем можно поговорить, с кем все делить пополам, с кем начать действовать». (Адриана Трижиани «Жена башмачника»)
Существует ли женская дружба? Конечно. Я никогда в этом не сомневалась, потому что на каждом жизненном отрезке встречала подруг, с которыми, даже расставшись, поддерживаю близкие отношения. Школа, институт, опять школа... Что бы я делала без Маринки, Ленки, Иры, Майи, Ларисы и, конечно, Нади...
В них опора и поддержка в любой ситуации.
Счастливая дружба в жизни вызывает и любовь к книгам, где подруги - вовсе не соперницы, не завистницы, а тыл, добрый и надежный.
Андриана Трижиани в «Жене башмачника» сумела воссоздать такие отношения между Энцей и Лаурой, что при чтении порой испытываешь чувство белой зависти. Девушки познакомились в сложный период - бедность, если не сказать нищета, каторжная работа на фабрике. А объединила их общая цель - стать самостоятельными и создавать модели мечты. Вдвоём они преодолели и голод, и холод, перемыли кучу тарелок, пока не устроились на работу в театр, где поет сам Карузо.
Их дружба прошла испытания и годами, и расстоянием, и богатством.
«- Счастлива? – спросила Лаура. – Не отвечай. Лучше просто будь счастливой, и я узнаю об этом. – Она всхлипнула.
– Пожалуйста, не плачь! – попросила Энца. – Клянусь, это не конец всего.
– Но мы начинали вместе. И я не представляю, как буду без тебя. – Лаура рылась в сумочке в поисках носового платка. – Я не хочу, чтобы ты уезжала. Вот такая я эгоистка.
– Нет слов, чтобы выразить мою благодарность за все, что ты для меня сделала. Ты шила для меня самые красивые шляпки, которые я когда-либо носила. Ты всегда делилась со мной своим пирогом в «Автомате», даже когда умирала с голоду. Ты чуть не убила из-за меня человека фабричными ножницами. Ты подарила мне слова. Я не умела читать и писать по-английски, пока тебя не встретила.
– А я не смогла бы говорить с Энрико Карузо, не зная итальянского, которому научила меня ты. Так что мы квиты.
– Правда? – Теперь и Энца заплакала.
– Ладно, признаюсь. Я представляла, что мы всю жизнь будем вместе, – и, может, в один прекрасный день это еще сбудется. Но я хочу, чтобы ты знала: если понадоблюсь тебе, пиши в любое время, и я примчусь в Миннесоту. Ты поняла?
– То же касается и меня. Я вернусь, как только тебе понадоблюсь, – пообещала Энца».
Не менее трепетные отношения связывали Ви и Рашель (Кристин Ханна «Соловей»). Школьные подруги, после замужества они жили рядом, работали вместе - учительницы в школе, их дочери - тоже подружки. Когда началась война, они разделили страх оккупации и тоску по мужьям, что оказались в плену. Чтобы спасти Рашель с детьми от преследования, Ви подвергает свою жизнь опасности, помогая выбраться подруге с детьми за пределы оккупированной зоны, а потом выдает её сына, еврейского мальчика, за собственного ребенка.
«С лучшими подругами хорошие манеры ни к чему», - убеждены героини, ведь их связывают особые узы.
Заслуживает внимание книга Сары Джио «Лунная тропа». Это история о зарождении книги, это история ДРУЖБЫ. Владелица книжного магазина для детей и знаменитая писательница - и история их дружбы в красивых письмах друг другу.
«В конце концов, что толку от жизни, если в ней нет настоящих друзей? У нас могут быть потрясающие романы..., однако ценность истинной дружбы состоит в том, что мы навеки связаны с другим человеком».
Менее значимы романы Джоджо Мойес «Дарующий звезды» и Элены Ферранту «Моя гениальная подруга».
В «Дарующем звезды» Мойес тема дружбы, несмотря на идею - пять девушек, работающих в конной библиотеке, противостоят вместе закоснелости общества, - практически не раскрыта. Сюжет предполагает, но реализовано плохо.
«Моя гениальная подруга» Ферранте, как следует из названия, рассказывает о многолетней дружбе двух женщин. Отношения зародились еще в детстве, развивались всю жизнь.
«Нам было по двенадцать лет, мы долго бродили по раскалённым улицам среди мошкары и пыли, поднятой проезжавшими старыми грузовиками, как две старухи, готовые поставить точку в своей полной разочарований жизни и продолжающие цепляться друг за друга. Никто не понимает нас, только мы, думала я, понимаем друг друга».
Завязка же сюжета - Лила, лучшая подруга, неожиданно исчезает. Исчезает полностью, как будто ее и не было: она уничтожает даже фото, отрезая ту часть, где есть ее изображение. Что остается? Воспомнинания. Книга и построена как экскурс в общее прошлое. Читая, мы понимаем, что не так уж гладко было между полругами, а привязанность между ними какая-то болезненная.
«Мне не хватало только Лилы - Лилы, которая не отвечала на мои письма. Я боялась, что в мое отсутствие с ней что-нибудь случится - плохое или хорошее. Это был давний страх, который никогда меня не покидал; я боялась, что, упустив из виду кусочки ее жизни, потерю и главную силу собственной жизни».
Гимн женской дружбе создала Татьяна Устинова. Какую бы книгу мы ни взяли, найдём яркий пример.
Вот "Подруга особого назначения". Варвара и Татьяна, обе не первой молодости, Варвара - секретарь, хотя окончила престижный вуз. Татьяна - врач, мать-одиночка. Друг для друга они и есть семья, где можно поделиться самым наболевшим, где всегда поддержат.
"Тут Варвара совершенно неожиданно для себя заревела.Вроде и не собиралась, и все как-то отступило и улеглось, и халат она достала, и курицу съела, и почти позабыла о том, как нахальный водитель весело называл ее бабкой, – и заревела! Ревела она долго, со вкусом, подвывала и всхлипывала. Таня косилась на нее, подцепляла со сковороды лепестки картошки, молча жевала и ни о чем не спрашивала.Как хорошо, что есть подруги, которые знают, когда можно спрашивать, а когда лучше жевать картошку и молчать. Раз есть такие подруги, и жареная картошка, и мясо, и тортик – значит, наплевать" на все остальное.
Романы "Мой личный враг", "Большое зло и мелкие пакости", "Пять шагов по облакам" каждый по-своему раскрывает аспекты дружбы, но объединяет их по-настоящему теплые, близкие отношения между героинями.
Так что же такое друзья?
«Это те, кто верит. Вопреки всему. Несмотря ни на что» (Тереза Тур)