Джефф Безос улетел в космос, вернулся и поблагодарил своих работников за то, что они оплатили его полет. «Спасибо в карман не положишь», - таков вольный перевод ответа работников Безосу. Характерно то, что полет космического (и по объему его состояния тоже) магната вызвал обсуждение моральной оценки его поступка, а не технико-экономической.
ЧТО МОЁ - МОЁ
Есть две диаметральных оценки полета Безоса в космос, первая – он тратит свои деньги так, как хочет; вторая – лучше бы пустил деньги на улучшение условий труда свои работников (и в довесок – лучше бы платил налоги).
Безос, конечно, герой бизнеса. Но именно для бизнеса. В той среде, где оценка успеха измеряется количеством заработанных долларов или их эквивалента, на бритой голове основателя Amazon красуется лавровый венок. Моральная оценка просто не нужна, потому что какая может быть мораль там, где крутятся миллиарды долларов? Однажды я уже цитировал звезду Конгресса США из Нью-Йорка, демократку с сильным социалистическим уклоном Александрию Окасио-Кортес, но ее слова снова окажутся к месту: «Никто не зарабатывает миллиард долларов, вы просто берете миллиард долларов». У Безоса их 177 (по версии Forbes) и, похоже, мало кто верит, что это его зарплата.
Ежели где-то прибудет, то где-то завсегда убудет – у конкурентов, клиентов, работников. Но не в этом ли суть свободного рынка – кто может и хочет, тот зарабатывает. Так за что же ругать Джеффа Безоса, если он трудоголик, целеустремленный человек, который четверть века поднимал свое детище и делал его номером первым в интернет-торговле, первым (или среди первых) нащупывал новые рынки, как с Amazon Web Services, внедрял новые методы работы с подрядчиками и аутсорсерами, и так далее, и так далее – не будем здесь цитировать любую книжку по бизнес-коучингу.
На самом деле претензии к нему остаются и в позиции «тратит свои деньги как хочет» есть существенный изъян. Давайте разберемся, все ли деньги – его.
А ГОСУДАРСТВУ?
Не так давно Amazon и его владелец, а также и другие богачи из списка Bloomberg, в том числе и сам Майкл Блумберг, были уличены в том, что платят налог по ставке, меньше, чем большинство американцев. Вообще, уход от налогов с помощью перевода подразделений, дочерних компаний или даже регистрации холдинга в оффшоре, выстраивание путаных схем из дочерних фирм и многие другие ухищрения – часть бизнеса и конечно же в команде Безоса есть люди, чья работа в этом и заключается – искать пути обхода налогового законодательства.
Но то, что видят американцы и весь мир от этого не меняется – состояние Безоса на фоне пандемии в моменте было чуть ли не вдвое выше, чем до нее, а в среднем примерно в 1,6 раза выше, налогов он заплатил очень мало, работники постоянно недовольны ужасающими условиями труда, высоким травматизмом, нечеловеческим отношением, а сам он в образе космического ковбоя бороздит ближний космос.
Эксплуатируя героический образ из своей молодости, мэр Нью-Йорка Билл де Блазио сказал, что «настоящие астронавты платят налоги», подразумевая, что ценность полета Безоса – пшик, не более чем удовлетворение эго бизнесмена и никакой он не герой Америки.
Тут Безос оказался этаким двуликим Янусом – американцы любят предприимчивых трудоголиков и умение зарабатывать много – добродетель. Но в то же время налоги в казну выстраданного в войне за независимость государства – святое.
ДВУМЯ РУКАМИ
Про то как работается на складах и в службе доставки Amazon или его подрядчиков написано было уже так много, что нет смысла повторять. Но есть один нюанс, на который стоит обратить внимание.
Соединенные Штаты – одна из ведущих стран по малым инвестициям. Более трети населения США инвестируют свои сбережения в акции. Происходит это следующим образом – небольшая сумма денег дается в управление инвестиционному фонду в выбранный один или несколько пакетов. Пакеты диверсифицированы, то есть яйца кладутся не в одну корзину, а покупается много акций самых разных компаний с целью опираться на рост определенного сегмента рынка в целом, а не одной фирмы, с которой мало ли что может случится. Дивиденды скорее всего тоже вкладываются управляющей компанией.
Этот экскурс к тому, что рост благосостояния Безоса опирается на инвестиции в Amazon, значительная часть которых идет через инвестиционные фонды, которые аккумулируют средства примерно трети населения США. Чтобы быть привлекательным для инвесторов, финансовые показатели Amazon должны быть на высоте. Поэтому подъем продаж за счет удобной доставки (для клиента, разумеется – комфорт курьера мало кого заботит) и обработка все большего и большего количества заказов малыми ресурсами – стратегия увеличения прибыли ради привлечения инвесторов. Больше инвесторов – дороже акции, а значит и богатство Безоса растет.
Иными словами, множество американцев (и не только) сами того не ведая потворствуют социально безответственному бизнесу. И когда они одной рукой рисуют Безосу рожки, другой они вкладывают свои деньги в его бизнес.
ВСЕ В ПОРЯДКЕ ВЕЩЕЙ
Что из всего этого войдет в историю? Частный полет человека в космос закономерное развитие космической индустрии. Если раньше для того чтобы отправить человека на околоземную орбиту или на Луну нужно было аккумулировать колоссальные средства и труд десятков тысяч людей, что было под силу только государству (и то не каждому), то сейчас, как это бывает с любой индустрией, требования снизились и один человек, оказывается, может располагать средствами для полета в космос. Это показал не только Безос, но и более позитивно-харизматичный Ричард Брэнсон. Надо полагать, что на этом список не остановится.
Историю делают первые. Первый полет человека в космос, первый выход в открытый космос, первый, кто ступил на Луну. Даже первая женщина в космосе, правда ее историческая роль состоялась на другом поприще. Все остальные полеты – уже детали. Судя по тому, что Безос уже вовсю продает билеты на космические полеты – его в меньшей степени интересует космос, а в большей – деньги. В этом он куда больший прагматик, чем Илон Маск, которым, по крайней мере публично, движут идеи выхода человечества за пределы Земли.
Полет Безоса на самом деле не демонстрация возможностей частного космобизнеса, не манифест второй космической эры – это реклама и демонстрация уверенности. New Shepard безопасен и я сам вам это покажу – за билетиками в кассу. Самым красивым во всем полете было приземление носителя – он встал ровно в круг, вертикально, почти что в готовности к новому полету. А то что капсула с Безосами (с Джеффом полетел его брат) и гостями подлетела на 107 км вверх – так этим мало кого удивишь с 60-х годов прошлого века. Да и куда больший энтузиазм по приземлении продемонстрировала 82-летняя Уолли Фанк, ветеран ВВС США и теперь – самый пожилой человек в космосе.
Что сам миллиардер думает обо всем этом? Думаю, формой космического корабля New Shepard, он прекрасно показал свое отношение ко всей критике в свой адрес.
Камиль Айсин, журналист газеты "Солидарность"