Найти в Дзене
Полярная крачка

Итоги полуторамесячного автопутешествия по России. Километраж, деньги, штрафы, впечатления

За окном сверкает и так поливает, что кажется, по стенам дома текут реки. Деревья тянутся ветками-верёвками в окна, просятся внутрь от этого истерического шквала. А я не могу уснуть. То ли от южных молниеносных сенсаций, то ли от того, что наступил июнь – месяц, когда северянам не спится, то ли от того, что завтра предстоит взять новый курс и карабкаться теперь уже вверх по параллелям, с каждым днем заставляя небо быть светлее. Запись из дневника, Армавир, 2 июня 2021 Большое автопутешествие по европейской части России мы назвали хождением на три моря, потому что хотели добраться до берегов всех трех южных морей – Каспийского, Азовского и Чёрного. Те, кто следил за публикациями об этой поездке, уже знают, что нам это удалось. Мы выехали из Петербурга 20 апреля и вернулись 4 июня. Итого в путешествии мы провели полтора месяца, 46 дней, за которые успели посетить 10 регионов, хотя главной нашей целью был Дагестан. На юг мы ехали с многочисленными остановками, а обратно – почти прямиком.
Оглавление
За окном сверкает и так поливает, что кажется, по стенам дома текут реки. Деревья тянутся ветками-верёвками в окна, просятся внутрь от этого истерического шквала. А я не могу уснуть. То ли от южных молниеносных сенсаций, то ли от того, что наступил июнь – месяц, когда северянам не спится, то ли от того, что завтра предстоит взять новый курс и карабкаться теперь уже вверх по параллелям, с каждым днем заставляя небо быть светлее. Запись из дневника, Армавир, 2 июня 2021
По горным дорогам Дагестана. Здесь и далее – все фото автора
По горным дорогам Дагестана. Здесь и далее – все фото автора

Большое автопутешествие по европейской части России мы назвали хождением на три моря, потому что хотели добраться до берегов всех трех южных морей – Каспийского, Азовского и Чёрного. Те, кто следил за публикациями об этой поездке, уже знают, что нам это удалось. Мы выехали из Петербурга 20 апреля и вернулись 4 июня. Итого в путешествии мы провели полтора месяца, 46 дней, за которые успели посетить 10 регионов, хотя главной нашей целью был Дагестан.

На юг мы ехали с многочисленными остановками, а обратно – почти прямиком. После отдыха на косе Беляус в Западном Крыму мы отправились в Краснодарский край по семейным делам, где провели буквально два дня, затем отправились в Воронеж по платным участкам М-4, там переночевали. Из Воронежа заехали в гости к друзьям во Ржев, а оттуда домой в Петербург на следующий день. Вот примерный план поездки:

Километраж нашего путешествия составил 9419 километров. Я пыталась вести подсчёт во время путешествия, и публиковала пройденное расстояние в каждом мини-отчёте. Итоговый километраж удалось перепроверить и зафиксировать:

Стоить отметить, что у меня автопутешествие подобного масштаба было впервые. Если я и выбиралась куда-то на машине, то по ближайшим окрестностям и, максимум, в путешествие по соседней Карелии. Честно говоря, машинам я всегда предпочитала поезда. Но у нас была идея фикс, мы хотели добраться до Дагестана и решили, что лучше делать это на собственном авто.

Что мы видели?

Мы побывали в Валдае, где застряли на сутки из-за поломки машины в первый же день путешествия, прокатились по старинному Торжку, посмотрели улетающий в небо Ржевский мемориал, ночевали в палатке в Липецкой саванне, гуляли по меловым скалам в Дивногорье, видели, как Родина-мать зовет, гладили руками нежные воды великой реки в Волгограде, после чего поднялись на гору Богдо и хрустели солью Баскунчака.

Ровно неделя, как мы в пути, и сегодня решили устроить выходной. Что такое выходной в путешествии? Это когда не надо никуда ехать, не надо никуда идти, не надо ничего смотреть. Стоим с палаткой на берегу реки. Перескочили 12 широт и поставили весну на ускоренную перемотку, и вот – в Астраханской области все вокруг уже зеленое! Запись из дневника, Ашулук, 28 апреля 2021
-4

После того, как ловили рыбу в одном из многочисленных капилляров Волги, мы покрылись пылью Калмыцких степей, безуспешно искали берега Северного Каспия, а потом наблюдали бирюзовый Сулак в Дагестане. В республике в общей сложности провели неделю, ходили по побережью в Избербаше и Дербенте, покоряли горные виражи, слушали гул ветра в заброшенном ауле, поднимались на золотистый бархан, ловили эхо в каменных теснинах.

Потом заглянули в Грозный, задирали головы, разглядывая минареты Сердца Чечни, слушали пение муэдзина на холмах Ингушетии, любовались видами гор, проезжая по трассе «Кавказ». На несколько дней поставили впечатления на паузу и занимались семейными делами в Армавире – городе, где выросла моя мама. А потом, перемахнув пролив, ходили по ракушкам на берегу Азова, любовались розовыми озерами и розовыми скворцами, купались в холодном майском Чёрном море.

Во сколько всё это обошлось?

Что касается жилья, то я об этом написала отдельную статью. Повторюсь, больше двух недель мы жили в палатке в разных местах, примерно столько же провели в бабушкиной квартире в Армавире. Итого, снимать жилье нам приходилось лишь 14 ночей из всех полутора месяцев, и мы выбирали наиболее бюджетные варианты, поэтому потратили на проживание всего 14,5 тысяч рублей. Подробнее читайте здесь.

Рассвет в Липецкой саванне
Рассвет в Липецкой саванне

Больше всего денег мы потратили, конечно, на бензин. По примерным подсчетам на все передвижения по маршруту у нас ушло около 1200 литров 95-ого бензина. Если брать среднюю розничную стоимость одного литра по стране (50 рублей), то на топливо мы потратили около 60 000 руб. Сумма внушительная. За такие деньги можно было дважды куда-нибудь слетать (куда-нибудь из тех регионов, что мы посетили). Если бы мне сказали, что столько денег уйдет на бензин, я бы ещё подумала – ехать или нет.

Что касается еды, то подсчётов я никаких не делала, потому что в кафе мы не ели, готовили сами, покупали продукты в супермаркетах – то есть питались точно так же, как бы мы делали это дома. Сделали исключение на обратном пути, трижды обедали в столовых на трассах. Средняя стоимость такого обеда на двоих – 550 руб. Подробнее читайте здесь.

Пикник на обочине. Крым
Пикник на обочине. Крым

Планируя эту публикацию, я хотела написать о том, как аккуратно мы проехали весь маршрут (за рулем почти всегда был муж Алексей) без единого штрафа. Но, спустя две недели после нашего возвращения, один штраф все-таки пришёл на портал «Госуслуги». И что вы думаете? Единственный раз, когда было зафиксировано превышение скорости на 20 км/час, случился в последний день путешествия – в Ленинградской области, за пару часов до прибытия в Петербург. Видимо, так сильно хотелось домой, что на последних километрах нога слишком активно жала на газ. Но, тем не менее, все предыдущие 9000 километров мы проехали идеально.

За полтора месяца нас только четыре раза останавливали инспекторы ГИБДД, но всегда исключительно для проверки документов (два раза на КПП на границах субъектов) и только в северокавказских республиках.

-8

Выводы

Что мне больше всего понравилось в путешествии? Перематывать весну. Мне нравилось ускорять изменения природы, перепрыгивать параллели и видеть, как на глазах распускаются цветы и появляются листья на деревьях, как зацветает сирень. Нам удалось застать цветение сирени на всем протяжении европейской части России – в Астрахани в конце апреля, в Краснодарском крае в начале мая, а месяц спустя – на берегах Волги во Ржеве. (А ещё месяц спустя на Кольском полуострове, но это уже другое путешествие).

Из всех мест, что мы посетили, больше всего мне запомнился Сулакский каньон в Дагестане, панорамы Дона и меловые останцы Дивногорья (туда я давно хотела попасть), а также Опукский заповедник в Крыму, где мы почти что в полном одиночестве любовались многотысячной колонией розовых скворцов.

Главное разочарование поездки – мусор. Мы начали путешествие в апреле, и почти в каждом регионе наблюдали завалы – на обочинах, на стоянках, возле достопримечательностей. Об этой проблеме я написала здесь. Обрадовало, что, когда ехали обратно, обочины после зимы много где уже успели привести в порядок.

-9

Всё-таки, по прошествии полутора месяцев я убедилась, что автопутешествия не мой формат. Я люблю пешие походы и медленное, медитативное восприятие окружающего мира, погружение в дикую природу с головой. Поход это отдельная жизнь, которую ты проживаешь от и до, которая засасывает тебя настолько, что никакие дела оставленного позади мира с его бытовыми проблемами не способны проникнуть и отвлечь от происходящего здесь и сейчас. Это удивительные ощущения, которых мне не хватало в путешествии на машине.

На несколько дней мы сменили море на горы, поездили по серпантинам, видели аул-призрак, ущелье, теснины, заснеженные вершины и зелёные террасы на склонах гор. Ночевали в палатке. Сегодня уезжаем из Дагестана. Впечатлений много, от них мы даже устали. Автопутешествие слишком динамично для тех, кто полгода безвылазно сидел в тайге. Запись из дневника, 8 мая 2021
В горах Дагестана
В горах Дагестана

Такое впечатление, что мы все брали наскоком, мчались галопом, хотя вроде никуда не спешили. Хотелось иногда просто застрять в каком-то месте и пожить там недели две. Конечно, это еще и вопрос нашего планирования мы слишком много мест включили в маршрут. Но смысл ехать на машине, если планируешь посмотреть что-то одно?

В общем, это был интересный, ценный опыт. Удалось увидеть места, куда я вряд ли бы отправилась отдельно. Посетить города, в которые я не поехала бы целенаправленно. Но больше городов и асфальтированных дорог я люблю горные тропинки и дикую природу без связи и вдали от шума цивилизации. Так что вряд ли в ближайшее время я ещё раз решусь на подобное путешествие. Пока могу ходить, буду ходить пешком.

Спасибо, что дочитали до конца. На все вопросы, если они возникнут, отвечу в комментариях. Отчёты из поездки по-прежнему доступны по тегу #хождение на три моря