У режиссера Марка Донского ( 1901-1981) было прозвище - "городской сумасшедший". В старости он откалывал всякие штуки. То высыплет пепельницу с окурками в карман директора студии, то запрет на ключ комнату на "Мосфильме" и люди не могли из нее выйти. И так далее.
А признаки этого "сумасшествия" появлялись гораздо раньше. Жена Донского рассказывала, как Марк за ней ухаживал. Однажды привел её в лес, поставил на голову спичечную коробку, отошел, и выстрелом из винтовки сбил ее с головы.
– а вам было страшно? - спрашивали жену Ирину.
– мне было весело,- отвечала дама.
– Он же мог промахнуться.
– Он прекрасно стрелял! А я была влюблена в него, - ставила точку Ирина. Каков ответ, а?
Позднее, став гением советского кино, Марк Семенович работал с двумя молодыми сценаристами и фантазировал:
– вот герой выбегает со стадиона, садится на велосипед и едет...
Два сценариста в один голос:
– Откуда велосипед?!
Марк, разозлившись:
– Из филейной части!
Дело в том, что в фильме далеко не всегда имеет значение, откуда именно взялась та или иная деталь. Часто их появление оправдывать ни к чему. Молодые сценаристы этого не знали, а Марк учил их уму разуму.
Судьба самого Марка Донского сложилась непросто. В начале 50-ых его выслали из Москвы в Киев. Не угодил Донской Берии. (Как вы понимаете режиссеру еще повезло). Лаврентия Павловича не устроил фильм "Алитет уходит в горы".
В ссылке, в Киеве он начал снимать кино на студии им. Довженко. А происходило это так: шло обсуждение его сценария. Часть экспертов говорили с ним по-украински.
- Я не все понимаю. Говорите, пожалуйста, по-русски - извиняясь, сказал Донской
- А шо вы за така птыця, шо мы мусимо розмовлять по российски? – возразил оратор. – Це наша мова!
- Но вы разбираете мой сценарий. Вы все хорошо говорите по-русски. Надо же уважать гостя, - настаивал Донской.
Два члена худсовета выступили по-русски. А вслед за ними выступающий опять заговорил по-украински. Это было явное #издевательство.
Донской разозлился и заговорил на... идише. Коллеги обалдели от такого нахальства. (Незадолго до это этого #СССР разорвал дипотношения с Израилем). А Донской, жестикулируя, продолжал говорить. Потом внезапно оборвал речь и вышел из зала. Проучил!
На самом деле Донской мог себе такое позволить потому, что был гением, притом известным во всем мире. Итальянские неореалисты называли его своим учителем, между прочим.
А тут в Киев нагрянули французские киношники. На студии Довженко для них накрыли стол. Вместе с французами седели выдающиеся деятели украинского искусства – режиссеры и операторы студии. Директор киностудии представлял каждого. Французы выслушивали. Ни фамилии, ни фильмы им ни о чем не говорили.
Случайно в кабинет директора заглянул Донской. Увидев, что там люди, он закрыл дверь и ушёл. Но кто-то из французов узнал Донского.
Они выскочили из кабинета, догнали Марка, окружили его, пожимали ему руки и были счастливы от такой неожиданной встречи!
Вслед за французами из кабинета вышли украинские работники #кино, которых крайне удивил ажиотаж.
– Тю! Чи воны сказылысь!? (Что они сошли с ума?)
Вот так, мои #читатели. Не все просто было и в то, казалось бы мирное, советское время. Межнациональные отношения вопрос тонкий.
В конце концов ссылка Донского закончилась и он вернулся в Москву. Жил гений на Кутузовском.
Однажды, жена его Ирина, гуляла на улице с собакой. Недалеко остановилась черная «Волга» Из нее вышел человек. Он посмотрел по сторонам, увидел собаку, справляющую свою нужду и возмутился:
– Распустили собак!
Ирина нашлась что ответить. Вы не поверите, но сказала она следующее:
– А ты молчи, жид@вская морда. – Если тебе в Москве не нравится, можешь уезжать в свой вонючий Израиль!
Как вы понимаете, жизнь с Гением накладывает свой отпечаток)
Тут я закончу, напомнив вам список фильмов Марка Донского. Ведь мои современники могу сказать - а что такого великого снял этот великий режиссер? Так вот. Снял он следующие фильмы ( список неполный ):
- "В людях" (1938)
- "Мои университеты" (1939)
- "Сельская учительница" (1947)
- "Мать" (1955)
- "Сердце матери" (1965)
- "Верность матери" (1966)
Статьи по теме:
- Шукшин и Быков. Жертвы интриг коллег по кино.
- Я Бондарчук. А Вы кто? Битва за "Красные колокола"