Найти тему
Осиянная Русь

Крещение Руси в живописи

Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187.
Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве.
Третьяковская галерея, Москва
Крещение Руси. В. М. Васнецов. 1885-1896 гг. Холст, масло, 214×187. Эскиз к фреске Владимирского собора в Киеве. Третьяковская галерея, Москва

Праздник Крещения Руси отмечается 15 (28) июля, в день памяти равноапостольного святого князя Владимира.

Святой Владимир. Н. К. Бодаревский. Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге
Святой Владимир. Н. К. Бодаревский. Мозаика собора Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге

Христианство начало проникать в пределы Древней Руси уже в IX веке. Известно, что во время похода на Константинополь (Царь-град) в 866 году приняли святую веру бояре Аскольд и Дир, призванные киевлянами княжить бояре новгородского князя Рюрика. К концу царствования князя Игоря, при новом договоре с греками в 944 году, русские разделяются уже на крещеных и некрещеных, причем крещеные упоминаются на первом месте. В 955 году во время своей поездки в Константинополь ко двору византийских императоров крещение приняла княгиня Ольга.

Крещение княгини Ольги в Константинополе. Акимов, Иван Акимович (1754-1814). 1792 г. Холст, масло, 102,5x139,5.
Государственный Русский музей Ж-10724
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Акимов, Иван Акимович (1754-1814). 1792 г. Холст, масло, 102,5x139,5. Государственный Русский музей Ж-10724

Примерно в 987 году древнерусский князь Владимир, которого еще называют Владимир Ясное Солнышко, решил избрать религию для своего народа и, остановив свой выбор на христианстве, крестился в 988 году и в то же время вступил в брак с греческою царевною Анной, сестрою византийских императоров Василия и Константина.

Великий князь Владимир избирает религию. Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Холст, масло. 192х265.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Великий князь Владимир избирает религию. Иван Егорович Эггинк. 1822 г. Холст, масло. 192х265. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Крещение Владимир принял в Корсуне или Херсоне, греческом городе на юго-западном берегу Крыма, и оттуда привез в Киев первых духовных лиц и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.

Крещение Руси. Василий Перов. 2-я пол. 1870-х - нач. 1880-х гг.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Крещение Руси. Василий Перов. 2-я пол. 1870-х - нач. 1880-х гг. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Жители крестились в Днепре. Немецкий хронист Дитмар (975-1018), современник святого Владимира, свидетельствует, что в его время существовало в Киеве более четырехсот храмов. Трудно представить, что они возникли в десять-пятнадцать лет со времени обращения князя Владимира. Можно предположить, они возникали мало-помалу со времен еще Аскольда и Дира.

Первые христиане в Киеве.  Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156x247. 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Первые христиане в Киеве. Перов Василий Григорьевич. (1834-1882). 1880 г. Картон, масло, 156x247. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Впервые в летописи Хельга (в русском произношении — Ольга) упоминается в 903 году как жена, которую князь Игорь взял из Пскова. Согласно Иоакимовской летописи она принадлежала к роду князей Изборских.

Святая великая княгиня Ольга. Бруни, Николай Александрович (1856 – 1935). 1901 г. Холст, масло. 40 х 40.
Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге.
Государственный Русский музей
Святая великая княгиня Ольга. Бруни, Николай Александрович (1856 – 1935). 1901 г. Холст, масло. 40 х 40. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова (Спас-на-крови) в Петербурге. Государственный Русский музей

После смерти Игоря дружина признала Ольгу достойным представителем Святослава, законного наследника престола. Взяв бразды правления в свои руки, она проявила энергию в деле усмирения древлян, которым жестоко отомстила за смерть мужа. С 947 года осуществляла преобразования в управлении княжеством, упорядочив сбор податей в подвластных Киеву землях. С именем Ольги связано начало каменного градостроительства на Руси, при ней же появились первые храмы. Согласно большинству источников, в 957 году (в «Повести временных лет» называется 955) в Константинополе приняла крещение под именем Елены. Уже в княжение Владимира Святославовича стала почитаться как святая. Официально причислена к лику святой равноапостольной в 1595 году.

Равноапостольная княгиня Ольга. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1893 г.
Образ иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора
Равноапостольная княгиня Ольга. Нестеров, Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1893 г. Образ иконостаса южного придела на хорах Владимирского собора

Крестили ее, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина) и патриарх Полиевкт. Визит Ольги в Константинополь описал в «Церемониях» византийский император Константин Багрянородный. Согласно сохранившейся легенде, великая княгиня перехитрила византийского царя, когда тот, подивившись разуму и красоте Ольги, захотел взять ее замуж. Первоначально она отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься, а после крещения обосновала свой отказ тем, что теперь приходится ему крестной дочерью

Святые Владимир и Ольга. Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). 1833 г. Бумага, акварель. 59,2 х 43,9.
 Государственный Русский музей
Святые Владимир и Ольга. Нотбек Александр (Иоганн-Вильгельм, фон) Васильевич (1802 – 1866). 1833 г. Бумага, акварель. 59,2 х 43,9. Государственный Русский музей

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1. Глава 9. Великий князь Владимир, названный в крещение Василием. Г. 980-1014:

"Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская, утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели сообщить Владимиру. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого и Нового Завета: Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного, искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в раю с первыми...

Обращение князя Владимира в христианство. Заболотский, Петр Петрович (1842 – не ранее 1916). 1866 г. Холст, масло. 170 х 230.
Государственный Русский музей
Обращение князя Владимира в христианство. Заболотский, Петр Петрович (1842 – не ранее 1916). 1866 г. Холст, масло. 170 х 230. Государственный Русский музей

Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию, собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев, Католиков, Греков и требовал их совета. "Государь! - сказали Бояре и старцы: - Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству" - и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего! сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал Литургию.

Крещение князя Владимира. Васнецов, Виктор Михайлович. 1885-1893 гг.
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев, Украина
Крещение князя Владимира. Васнецов, Виктор Михайлович. 1885-1893 гг. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве Владимирский собор, Киев, Украина

Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется... Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском, заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной". Владимир желал еще слышать мнение Бояр и старцев.

Великий князь Владимир Равноапостольный. В. П. Верещагин. 1890 г.
Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»
Великий князь Владимир Равноапостольный. В. П. Верещагин. 1890 г. Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей»

"Когда бы Закон Греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его". Великий Князь решился быть Христианином".

Проповедь христианства. Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г.
Проповедь христианства. Клавдий Васильевич Лебедев. 1908 г.

В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о дополнении перечня памятных дат России новой датой: 28 июля стал Днем крещения Руси. В православном церковном календаре 28 июля (по ст. ст. 15 июля) – День памяти равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.

Памятник князю Владимиру в Москве
Памятник князю Владимиру в Москве