Найти тему
Apple SPb Event

[Видео] Хорошие продукты родом из России

Оглавление

Есть мнение, что Россия существенно отстаёт от Японии и западных стран в области разработки и производства технологий и гаджетов. Многие даже считают, что в нашей стране и вовсе не производят современных устройств и софта. Но это далеко не так. Сегодня мы поговорим о всём «хай-теке», который можно купить в российских магазинах, а также об отечественных программах и различных сервисах.

Введение и провальные проекты

Для начала стоит вспомнить российские проекты, которые провалились, авансом создав негативное мнение обо всех наших достижениях в области IT и современных устройств. Именно это провалы заставляют многих думать, что «у наших опять ничего не получится».

YotaPhone

В 2010 году корпорация «Ростех» и тогдашний президент России Дмитрий Медведев анонсировали выпуск смартфона YotaPhone. Устройство имело уникальную конструкцию с двумя дисплеями. Спереди находился привычный LCD-экран, а сзади — дисплей E-ink, как в современных электронных книгах. Это позволяло существенно экономить заряд батареи при работе на «чернильном» экране. Без подзарядки он мог прожить около трёх недель.

-2

По техническим характеристикам YotaPhone был на уровне среднего Android-устройства тех лет, но выпущенные в 2013 году смартфоны стоили 500 евро. Для России цена оказалось космической, а европейские покупатели предпочитали проверенные устройства, а не российскую диковинку, от которой можно было ожидать чего угодно.

-3

С продажами у YotaPhone не заладилось, устройство критиковали за излишние навороты и цену, а в 2019 году производитель официально обанкротился. Всего было продано порядка 40 000 устройств.

Ё-мобиль

С 2010 по 2015 год компании «ОНЭКСИМ» и «Яровит-моторс» обещали выкатить первый полностью российский гибридный хэтчбек. Разработчики назвали его «Ё-мобиль» и даже зарегистрировали логотип и торговую марку. Был составлен план, который в семь шагов позволил бы наладить серийную сборку, но выполнить не удалось ни одного пункта.

-4

По итогу было выпущено пять прототипов кроссовера и четыре прототипа хэтчбека, но из-за резкой критики в серию их не пустили. Модели обладали низким уровнем безопасности; дешёвой комплектация не предвиделось; мотор итальянский, а не российский, как было обещано; запас хода на одной зарядке оказался куда меньше, чем ожидалось — менее 70 км от одного заряда.

Всё это создало негативный имидж Ё-мобилю и от него полностью отказались. Не спас даже сомнительный рекламный ход — один из гибридных авто подарили Владимиру Жириновскому, который расхвалил машину.

Поисковая система «Спутник»

В 2010 году власти России решили создать поисковую систему, которая будет отдавать приоритет при выдаче только официальным источникам и федеральным СМИ. Контролировать выдачу и новостную ленту зарубежного поисковика было невозможно, а потому в Кремле решили сделать «наш ответ Гуглу».

Бета-версия «Спутника» была презентована в 2014 году, а рекламная кампания (о «Спутнике говорили в эфире всех федеральных каналов) сыграла с поисковиком злую шутку. В первый день сервисом воспользовались полмиллиона человек, а серверы «Спутника» просто рухнули от такого наплыва.

-5

Но люди, познакомившиеся со «Спутником», не задержались в сервисе. Уже спустя месяц со старта ежедневно поиском пользовались менее 2 тыс. человек. До 2017 года поисковик полностью поддерживался бюджетными деньгами, не принося прибыли, а годом позже его закрыли. Налогоплательщикам провальный проект «Ростелекома» обошелся в два миллиарда рублей.

Смартфоны

Но перейдем к российским разработкам, которые прижились на рынке и нашли своего пользователя. Многие даже не подозревают о том, что пользуются отечественными смартфонами. Объясняется это просто — наши производители не афишируют страну происхождения товара, боясь предвзятого отношения со стороны покупателей. Производятся смартфоны в Китае, что намного выгоднее, чем наладить сборку и построить заводы в РФ. В целом российские смартфоны нарочно делают схожими с китайскими девайсами, которые уже полюбились нашим пользователям.

BQ

Самым востребованным российским брендом на рынке смартфонов можно назвать BQ. Бестселлер бренда, модель 6040L Magic, имеет в основном положительные отзывы.

Владельцы хвалят цену (порядка 7 тыс. рублей), минимальный процент брака, экран с матрицей IPS и обилие ярких расцветок корпуса. Минусы — смартфон быстро разряжается на морозе, а найти официальные аксессуары не всегда легко.

DIGMA

Не отстаёт от BQ и марка DIGMA, которая тоже собирает смартфоны в Китае. Самая популярная модель бренда, Linx Rage, менее чем за 6 тысяч рублей позволяет пользоваться сетью 4G LTE, что может не каждый бюджетный смартфон. Владельцев радует яркий и отзывчивый дисплей, вспышки на камерах спереди и сзади, качественная сборка.

-6

Без недостатков не обошлось — смартфон имеет слабое железо, не лучший звук динамика и всего 16 гб встроенной памяти. Также устройство часто не распознаёт симки МТС, при этом с картами других операторов работает нормально. Проблема актуальна для всех продуктов DIGMA.

Highscreen

Менее популярной является марка Highscreen и её флагман — Power Five Max 2. Стоит смартфон почти 10 тыс. рублей и имеет тактильно приятную нескользящую крышку, Full HD+ дисплей, отличный звук из динамиков и 64 Гб встроенной памяти.

-7

Но выбирать устройство стоит внимательно — процент брака довольно велик, подходят не все беспроводные зарядки, да и сам смартфона разряжается довольно быстро.

Телевизоры

С телевизорами ситуация схожая. В российских магазинах их довольно много, но и они «косят» под китайские товары, доверие к которым у россиян растёт из года в год. При этом многие марки существуют в России уже более 70 лет.

Рассмотрим три ведущих бренда и их самые массовые телевизоры.

Polar

Марка Polar основана в далёком 1992 году. В самом начале своей истории бренд сделал ставку на самые передовые технологии, отказавшись от выпуска клонов советских телевизоров. Уже в 2000 году компания начала внедрять цифровые технологии в свои продукты, а 10 лет спустя в магазинах появились первые российские LCD и LED телевизоры.

-8

Успех марки связан с тем, что в 90-е и 2000-е годы россияне могли себе позволить только аналоговые телевизоры, а Polar предлагала цифровые варианты по умеренной цене. Впервые для наших зрителей стало доступно воспроизведение с внешних носителей и запись видео с ТВ на флешку.

Самым популярным продуктом Polar на сегодня является типичный «телевизор для кухни» — Polar P32L21T2CSM. Простая модель стоит минимум 13 700 рублей и имеет встроенный тюнер для просмотра цифровых каналов без дополнительных приставок. Диагональ равна 32 дюймам, а на борту есть комплекс ArtView, который включает в себя матрицу S-IPS, уникальную систему сглаживания картинки, порты HDMI, раздельные каналы звука.

Erisson

Основанная в 1999 году марка Erisson начинала со сборки телевизоров Toshiba, Samsung и Philips по лицензии. Наработанный опыт позволил бренду отпочковаться от материнских компаний и начать производство под собственным брендом. Уверенно заявить о себе на рынке сходу, как тоже же Polar, Erisson не удалось, но сегодня компания предлагает множество телевизоров с разрешением Full HD и диагональю до 60 дюймов. Покупатели отмечают хорошее качество сборки и тот факт, что бренд не отстаёт от японских и европейских ТВ по многим параметрам.

-9

Чаще всего наши покупатели останавливают выбор на Erisson 50FLEA18T2 Smart. Солидный 50-дюймовый телевизор имеет расширения LAN и Wi-Fi, а также полноценные возможности Smart-TV. Минус всего один — время отклика матрицы целых 10 мс. Для просмотра видео этого достаточно, но играть на консоли будет немного больновато. Стоит такой девайс сегодня от 23 тыс. рублей.

Rubin

Основанная аж в 1956 году компания успешно продавала телевизоры как в СССР, так и в 65 зарубежных странах. После распада Союза производителя немного потрепало, производство практически встало до 1995 года. В наши дни Rubin делает ставку на внедрение современных технологий, оставляя при этом продукты доступными большинству покупателей. Увы, на деле назвать продукты Rubin современными сложно.

-10

Самая популярная модель марки, RB-24SE1T2C имеет диагональ всего 24 дюйма, а работать может только с HD 720p форматом. К интернету телевизор не подключить, а выглядит девайс как монитор из начала 2010-х годов. Всё это компенсируется ценой — стоит бестселлер Rubin порядка 11 тыс. рублей.

Автомобили

Не найдётся в России автомобилиста, который не слышал бы про «АвтоВАЗ» и марку LADA. Vesta, Granta и Largus успешно конкурируют с KIA Rio и Hyundai Solaris, а «Нива», которая по сути не менялась 40 лет, остаётся надёжным и доступным внедорожником. Но есть и скептики, которые не считают LADA российской маркой, ведь 67% акций «АвтоВАЗа» принадлежат альянсу Renault Nissan. Солидная часть комплектующих и даже моторов на наших «тазах» — французского и японского производства.

Продукцию LADA в России принято критиковать, но наши автомобилисты продолжают активно скупать отечественные машины. Основная причина в цене и государственных кредитах. Едва ли найдётся российская машина, которая будет стоить более 1,5 млн рублей. Но в скором времени это может измениться и наш автопром вырвется в высшую лигу как по цене, так и по качеству и ассортименту.

Будущее LADA

В ближайшие годы «АвтоВАЗ» ждет много новшеств и кардинальная смена курса. Альянс Renault-Nissan решил объединить LADA и Dacia — обе марки займутся производство бюджетных авто для России и Европы. Российская марка обещает до 2026 года выпустить сразу 10 новых моделей, но поговорим о самой ожидаемой — «Ниве» второго поколения.

Парадокс, но «Нива» с 1977 года и по сей день не пережила смены поколений, что в мировом автопроме происходит раз в 6-9 лет. По сути, современным водителям продают советскую машину, незначительно украшенную некоторыми опциями. Но в скором времени это изменится, ведь LADA уже готовит долгожданный некстген.

-11

Концепт LADA 4X4 Vision впечатлил публику, но нет сомнений в том, что серийная модель будет не такой яркой в плане дизайна. Опасаются россияне и другого — «Нива» перестанет быть настоящим внедорожником, а превратится в городской кроссовер.

По данным ряда СМИ, новая LADA Niva II по сути будет тем же Renault Duster, но с другой внешностью. Вместо сурового и бесстрашного гряземеса покупателям предложат привычный городской паркетник. При этом старую «Ниву» не перестанут продавать — она просто получит имя LADA Niva Legend.

Aurus

Но есть в России и другие значимые для автоиндустрии проекты. Взять тот же молодой бренд Aurus, который разработал «лимузин Путина» — Aurus Senat. Для президента РФ создан бронированный и в целом до отказа нафаршированный седан, но готовятся и версии попроще.

Увы, это не означает, что модели Aurus будут доступны простым смертным. Лимузин сохранит премиальный дизайн, могучий мотор V8, богатое оснащение и просторный салон. Обойтись придётся только без брони, но и без неё ценник на Senat кусается — выложить придётся минимум 18 миллионов рублей. В будущем Aurus планируют выкатить на рынок внедорожник, минивэн и кроссовер, но о них пока мало что известно.

Критикуют Senat за то же, за что в своё время «разнесли» Ё-Мобиль — почти 46% компонентов авто импортные, а дизайн слизан с Rolls-Royce. В разработке мотора и тормозной системы принимали участие инженеры Porsche, а из российского в Senat только комплектующие и периферия.

КАМА-1

Готовится к реализации и другой перспективный проект. Завод «КАМАЗ» в конце 2020 года показал публике концепт электрокара КАМА-1. Небольшой городской кроссовер будет полностью электрическим, а одной зарядки батареи хватит на 250 километров пути. Зарядить аккумулятор при помощи экспресс-устройства можно будет за полчаса.

По слухам, на витринах электрокары появятся не ранее декабря 2021 года, но в «КАМАЗ» официальных дат не называют. Известно только то, что на базе КАМА-1 в будущем будет собрана целая модельная линейка — внедорожник, хэтчбек и даже небольшой коммерческий автобус. Прогнозируемая цена на серийный КАМА-1 — 1,3 млн рублей, но эксперты называют эту цифру слишком оптимистичной.

Родстер «Крым»

Менее известным проектом является спортивный родстер «Крым». Мало кто знает, но на сегодняшний день спорткар существует уже в двух поколениях, но его тираж можно пересчитать по пальцам. В третьем поколении разработчики, по большей части студенты и профессора МГТУ им. Баумана, планируют исправить эту проблему.

Машинокомплекты, то есть спорткары в разобранном виде и без кузова, будут производиться на «АвтоВАЗе» в количестве 10 тыс. единиц в год. Уже с этими заготовками будут работать студенты, которые на данный момент разрабатывают внешность для молодёжного родстера. Стоимость спорткара пока не озвучивалась, но вряд ли она перевалит за 4-5 млн рублей.

Сфера IT

Производство программного обеспечения и IT-продуктов сегодня — важная часть индустрии любой страны. В России тоже есть свои гиганты в этой области, а об их товарах и сервисах стоит поговорить подробнее.

«Яндекс» и «Яндекс.Станция»

Компания Яндекс начинала с создания простого интернет-поисковика, но сегодня разрослась до огромной IT-корпорации. Один только поисковик занимает четвёртое место в мире по объёмам обработки запросов. Сегодня в портфеле «Яндекса» множество сервисов — доставка еды, совместное с Uber такси, мониторинг цен на любую электронику и другие продукты, собственная онлайн-площадка по продажам разнообразных товаров, мониторинг пробок и многое другое. Но поговорим о том, что рядовой пользователь может послушать и пощупать.

«Яндекс» вкладывается и в развитие искусственного интеллекта*, а наиболее известным сервисом является голосовой помощник Алиса. Искусственный интиллект способен не только обрабатывать поисковые запросы через Яндекс, но и вести с пользователем диалог на несложные темы и даже рассказывать анекдоты и шутки.

Алиса стала базой для другого продукта корпорации — умной колонки «Яндекс.Станция». По сути устройство является аналогом колонки Amazon Alexa, но последняя способна обрабатывать запросы только на английском языке. На сегодняшний день «Яндекс.Станция» стоит около 13 тыс. рублей, а «младшая» версия обойдётся в 5 тыс. рублей.

«Яндекс.Станция» тоже может вести беседу с пользователем, проигрывать треки из «Яндекс.Музыки» по запросу, информировать о погоде и пробках, а также выполнять несложные просьбы — к примеру, завести будильник.

Есть в «Яндекс.Станции» и своеобразная «радио-няня». Колонка умеет читать детям сказки и аудиокниги, загадывать загадки, вести несложный диалог. В «детский» интерфейс также включена возрастная фильтрация запросов и музыки.

С 2019 года «Яндекс.Станция» научилась управлять элементами умного дома. Совместима колонка с оборудованием Philips, Xiaomi, Redmond и Samsung. По голосовому запросу Алиса может включать робот-пылесос, регулировать автономное отопление, управлять чайниками, кондиционерами и телевизорами.

Mail.ru Group

В 1998 году российский IT-специалисты обратили внимание на американский сервис Yahoo! , который сочетал в себе электронную почту, каталог сайтов и тематические разделы. В итоге был создан портал Mail.ru, который разросся до общероссийской славы и перестал быть всего лишь почтовым сервисом.

Кроме создания огромного количества тематических новостных подсайтов, Mail.ru решил вкладываться в гейминг на территории РФ. На данный момент компания эксклюзивно распространяет в нашей стране такие игры как Perfect World, «Аллоды Онлайн», WarFace, ArcheAge и даже танковый симулятор Armored Warfare: Проект Армата, разработанный легендарной студией Obsidian эксклюзивно для Mail.ru.

Интересно, что более половины от всей прибыли Mail.ru зарабатывает за пределами России. Ключевыми рынками для компании являются США, Германия и Япония. Mail.ru принято ругать за обилие навязчивой рекламы в играх и других сервисах, но именно это — львиная доля выручки компании, ведь игры у них условно-бесплатные.

Процессор «Эльбрус» и почему его зря критикуют

В рамках стратегии импортозамещения в 2014 году в производство была запущена первая партия процессоров «Эльбрус-8С», а тесты были проведены без привлечения прессы. Позже характеристики нового процессора показали публике и они оказались на том же уровне, что и средние по цене решения от Intel и AMD.

В том же году процессор адаптировали для работы с оперативной памятью знакомого всем стандарта DDR4 SDRAM, а в 2016 году началась сборка первых устройств на базе «Эльбрус-8С». Когда первые ноутбуки и десктопы попали в руки покупателей, в сети поднялся вой негодования.

-12

Проблема заключалась в том, что один только российский процессор стоит 120-140 тысяч рублей, а цена настольного системного блока составила минимум 200 тыс. рублей. От такой дорогой машины многие ждали внушительной производительности в играх и ПО, но тут всех ждало разочарование.

На ПК с «Эльбрусом» программы работали сносно, но не идеально. В играх ситуация была более плачевная. Поиграть на российском процессоре удалось только в устаревшие GTA: Vice City и TES III: Morrowind. Но в чём же причина такой несправедливости?

-13

Всё дело в том, что процессор «Эльбрус» работает на архитектуре VLIW, а не на привычной всем x86 и x64, как у Intel и AMD. Для запуска игр пришлось установить программу, которая внутри системы на «Эльбрусе» эмулировала по сути целый компьютер на x86. А эта процедура довольно ресурсоемкая.

Критиковать «Эльбрусы» неправильно хотя бы потому, что эти процессоры попросту не предназначены для домашнего использования и работы с мультимедиа. Целевой потребитель для такого ПК — бизнес-структуры, государственные и военные учреждения. Одним словом те, кому нужен максимальный уровень защиты данных и высокая вычислительная мощность.

Российское программное обеспечение и мобильные приложения

Многие считают, что российское ПО ограничивается только «Антивирусом Касперского», но наши разработчики предлагают множество продуктов, которые пользуются спросом даже за рубежом. Расскажем о самых примечательных продуктах.

«1С: Бухгалтерия» и «1С: Предприятие»

Сегодня сложно представить работу бухгалтера без программ от 1C. Софт «1С: Бухгалтерия» — это комплексный инструмент, который позволяет автоматизировать бухгалтерскую работу на предприятии. ПО также содержит все актуальные налоговые и юридические правила, что облегчает работу бухгалтеру. На сегодняшний день официальными клиентами сервиса от 1С являются порядка 600 тыс. предприятий. Не секрет, что некоторые компании используют нелицензионную версию программы в качестве шпаргалки, поэтому фактически пользователей у «Бухгалтерии» куда больше.

-14

Более комплексным решением для бизнеса является «1С: Предприятие». В программу уже включена вся функциональность обычной «Бухгалтерии», но плюсом стали комплексные решения по управлению предприятием. Начисление зарплаты, руководство кадрами, учёт расходов и доходов, франчайзинг — всё это есть в «1С: Предприятии».

Dr.Web и «Антивирус Касперского»

Рядовые российские пользователи не жалуют Dr.Web и «Касперского» из-за навязчивых сервисов и большого потребления ресурсов. Но всё это — проблемы стереотипов и условно-бесплатных версий софта. Российские и зарубежные предприятия хорошо отзываются о платных версиях продуктов, а даже бесплатные версии «Касперского» были «тормознутыми» только в ранних своих итерациях.

-15

Но сегодня, по словам самого разработчика Евгения Касперского, плохая производительность — миф, который плохо влияет на продажи. Многочисленные обзоры современных версий в YouTube подтверждают это.

FaceApp

Нельзя не упомянуть и FaceApp — популярный фоторедактор для мобильных девайсов на iOS и Android. До 2019 года приложение оставалось малоизвестным, но прославилось благодаря фильтру, меняющему пол на фото.

-16

Снимки «сменивших пол» знаменитостей стали вирусными, что привлекло к FaceApp колоссальное количество пользователей. — только в Google Play значатся 100 миллионов скачиваний при средней оценке в 4,6 из 10. В 2020 году вокруг FaceApp из-за его популярности в США разразился скандал — власти обвиняли разработчиков приложения в слежке за американцами в пользу Кремля. К счастью, фактов, подтверждающих это, так и не нашлось.

BOOM

Российское музыкальное приложение BOOM изначально называлось «Музыка ВКонтакте», что намекает не характер контента. В 2017 году подписка на приложение стала платной, а вся музыка — лицензионной. Это вызвало негодование пользователей, которые закидали BOOM негативными отзывами в Play Market.

-17

При этом BOOM дешевле конкурентов – 149 рублей в месяц, а Apple Music и Spotify — 169 рублей. Бесплатная подписка доступна для владельцев отдельных тарифов «Мегафон».

Робототехника

Пока американцы из Boston Dynamics показывают невероятные возможности своих роботов (о них у нас есть отдельное видео на канале), в России с созданием подобных машин дела складываются плачевно.

Отечественные роботы, которыми хвастались на Олимпиаде в Сочи, на деле оказываются пустыми болванчиками. Разобрав их можно увидеть, что конструкция состоит из движущейся платформы, а в роли мозга выступает простенький планшет на Android. Подобных роботов часто можно увидеть в торговых центрах в роли рекламных машин.

Но есть у России более сложная, но не менее провальная разработка. В 2005 году компания «Андроидная техника» по заказу «Роскосмоса» начала создание робота SAR-400. Первые результаты публике показали только через семь лет.

Робот получился довольно неуклюжим, но мог выполнять простые задачи — ходить на двух ногах, работать с дрелью, наливать воду из бутылки в стакан. При массе в 140 килограммов андроид мог поднять всего десять килограммов. Загвоздка лишь в том, что все действия были не автономными, а управлялись человеком извне. Слабовато, как для семи лет разработки.

В дальнейшем робота назвали Спасатель, а россияне уже начали догадываться, что деньги на проект попросту распилили. Косвенно подтвердил этот факт забавный случай. В 2014 году по ошибке внутренний сайт разработчиков проиндексировался в Google и «Яндекс», а сам портал назывался красноречиво — rs.fpi.do-nothing.ru.

Спасателя переименовали в Фёдора и начали во всю готовить его к полёту в космос. Журналистам показали, как Фёдор стреляет из пистолетов, водит квадроцикл и отжимается (нужные в космосе навыки). Робот прошёл испытания для космонавтов «Выход-2», но никаких подтверждений этого не показали. Странновато, как для такого любимчика прессы.

-18

По итогу Фёдора таки отправили на МКС 22 августа 2020 года, но уже 7 сентября робота вернули обратно на Землю. Причины столь короткого срока работы официально не назвали, но ролики со способностями Фёдора намекают, что в космосе он оказался бесполезен. На разработку проекта за все 15 лет было потрачено более 127 миллиардов рублей.

***

Пожалуй всё. Если вы знаете еще какие-то интересные примеры отечественной разработки – поделитесь в комментариях.

Не забудьте поставить лайк под видео, нажать колокольчик и отправить видео друзьям – все наши стандартные ритуалы.
И приходите к нам в крутой питерский паб посмотреть на разработки зарубежные. В частности на то, что придумает Apple. Посмотрим в прямом эфире очередную трансляцию.

Будет интересно!

Больше интересного в нашем Telegram: https://t.me/applespbevent