С точки зрения постановки и решения базовых исследовательских задач все научные работы, выполненные в данном направлении, можно разделить на три группы: 1) работы теоретико-методологического характера (З. Фрейд, А.Н. Лук, А. Зив, Ю.Б. Борев, В.Я. Пропп, А.Г. Козинцев, А. Кестлер, В. Раскин, С. Аттардо, В. Рач, С. Свебак, М. Аптер, Т. Витч, 1998); 2) работы практико-методического характера (Е.М. Иванова, Г. Гарднер, Х. Браунелл, Н.В. Дедов, А.В. Цветков, А.В. Дмитриев, Э. Берн, Ю.Г. Тамберг); 3) работы, интегрирующие оба эти подхо- да (Р. Мартин, П. МакГи, Дж. Чапмен, Б. Дземидок, Л.В. Карасев, М. Минский, Р. Томас, С. Стревей).
Представители первого направления, изучая природу чувства юмора, рас- сматривают его характеристики и отличительные особенности. А. Зив, говоря о чувстве юмора, предлагает различать процессы понимания, оценки и создания юмора.
Оценкой юмора он назвал способность понимать и получать удовольствие от замечаний, имеющих юмористический характер. Создание юмора — следствие восприятия отношений между людьми, объектами или идеями в их несоот- ветствии, а также передача воспринятого другим.
В практико-методическом направлении разрабатываются конкретные приемы развития чувства юмора, возможности его использования на практике. М. Такеда с помощниками рассматривали пользу юмора как дополнительную альтернатив- ную терапию для людей со слабоумием.
Они предлагают включить юмор в об- щепринятый комплекс CAM (Complementary and Alternative Medicine), поскольку юмор ассоциируется с положительными эмоциями, помогает снять напряжение. М.П. Беннет, К. Ленахер изучали возможности юмора в комплексной терапии ра- ковых больных. М.М. Цзе и коллеги также показали, что терапия юмором явля- ется эффективным нефармакологическим вмешательством.
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, No 3 (источник)
Ученые, работающие в третьем направлении, в равной мере уделяют внима- ние как теоретико-методологическим описаниям, так и практико-ориентирован- ным исследованиям. Р.Г. Томас и С.Дж. Стревей, выделив в структуре чувства юмора три фактора — эмоциональное благополучие, личностное развитие и эф- фективное функционирование, — разработали опросник, в котором лучшим по- казателем чувства юмора и измерений психологического благополучия стало восприятие юмора.
В настоящее время реализуются два подхода в исследовании чувства юмора. С позиций аналитического подхода чувство юмора рассматривается целостно, чаще всего как эмоциональное, когнитивное или социальное свойство личности (З. Фрейд, А. Зив, А. Бергсон, Ю.Б. Борев, А. Кестлер, В. Раскин, С. Аттардо). В рамках данного подхода накоплено достаточное количество эмпирического ма- териала, при этом чувство юмора рассматривается через призму отдельно взятых его характеристик в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием.
Представители поликомпонентного подхода выделяют несколько составля- ющих (характеристик) в структуре изучаемого свойства (Р. Мартин, А.Н. Лук, М.И. Стакин, М.В. Мусийчук). Отметим, что многие авторы склонны абсолю- тизировать одну из сторон этого свойства, делая акцент либо на внешнепове- денческой (формально-динамической), либо на содержательной (мотивационно- смысловой) стороне, игнорируя исследование их внутренних связей.
В исследовании чувства юмора можно выделить следующие направления: — исследование когнитивных аспектов чувства юмора;
— изучение природных характеристик чувства юмора;
— исследование мотивационно-целевой стороны чувства юмора;
— изучение результативных аспектов чувства юмора.
В исследованиях когнитивных аспектов юмора рассматриваются психические явления (механизмы), обеспечивающие восприятие несоответствия, являющего- ся основой юмора. А. Кестлер вводит понятие «бисоциации», которое является ранней формулировкой несоответствия, при которой ситуация, человек, событие или идея одновременно воспринимаются с двух внутренне непротиворечивых, но обычно несовместимых или несопоставимых точек зрения. М. Аптер описывает понятие «когнитивной синергии», имеющей сходное значение: две несовмести- мые интерпретации одновременно активированы в сознании.
Чаще всего юмор начинается с одной интерпретации ситуации, затем внезапно активируется вто- рая противоречащая интерпретация. Р. Уайер и Дж. Коллинз расширяют идеи М. Аптера, говоря о том, что юмор усиливается, когда он не требует слишком серьезной умственной работы, но и не слишком легок.
Традиция изучения природных предпосылок чувства юмора связана с иссле- дованиями феномена юмора как особой активности головного мозга. Особенно детально природные детерминанты чувства юмора изучались в клинической пси- хологии. При учете того, что ни одного участка головного мозга, ответственного за «юмор вообще», не выявлено и ни одна из зон головного мозга не специфичнА.
Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии
для юмора [4], обнаружено, что больные с приступообразно-прогредиентной ши- зофренией характеризуются трудностями в распознавании юмора из-за нарушений мышления по типу искажения процессов обобщения .
Х. Гарднер, Х. Браунелл выявили, что поражение любого полушария воздействует на восприятие юмора. Поражение правого полушария не позволяет пациенту понять «соль» анекдота.
При поражении же левого полушария ни удивления, ни удовольствия, ни смеха не возникает, когнитивные реакции тесно сцеплены с аффективными, пациент все принимает всерьез. Д. Берлайн связал юмор с повышенным возбуждением вегета- тивной нервной системы, утверждая тем самым, что усиление возбуждения, неза- висимо от его источника, может увеличивать последующее эмоциональное удо вольствие от юмора.
Важным фактором, определяющим природные характеристики юмора, яв- ляется предпочтение в способах воспроизведения и восприятия юмора. Проблемы формирования данных предпочтений изучались с позиции психологии личности (А.Н. Лук, Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Г. Олпорт, З. Фрейд, Р. Мартин, Г. Лефкурт, Ф. Хелл, У. Рач, С. Свебак). А.Н. Лук, основываясь на данных, полученных Г. Айзенком, говорит о том, что экстраверты предпочитают шутки, связанные с жес- токостью и сексом, в то время как интроверты отвергают эти темы. В. Рач, исследуя факторную структуру чувства юмора, показал, что юмор следует клас- сифицировать в соответствии с предпочтениями людей относительно юмора, касающимися структуры, а не содержания.