Классное звуковое сопровождение — это то, что сделает твой ролик запоминающимся. Музыка позволяет усиливать и подчёркивать эмоции, расставить акценты и задать тон.
Но есть лишь одна сложность — подобрать и свести музыку с видеорядом гармонично.
Давай вместе разберёмся, как работать с музыкой на монтаже.
Представь, что ты смотришь мелодраму, где герои на протяжении всего фильма едва касаются друг друга и стесняются своих чувств, но ближе к концу настолько пресыщаются ими, что больше не могут сдерживаться и сливаются в поцелуе. И в этот момент включается музыка из игры DOOM, или музыка подходящая, но включается секунд на 15 позже, или её попросту нет.
Шаг 1. Выбери музыку
Добавляя музыку в ролик, ты получаешь мощный инструмент воздействия на эмоции зрителя. Музыка способна как усилить эмоциональный эффект от просмотра, так и перевернуть восприятие с ног на голову, придав ему совершенно другой смысл.
Поэтому стоит определиться с музыкой как можно раньше. Определи настроение сцены, её тон и темп.
- Какую мысль ты хочешь передать зрителю?
- Какой эмоциональной реакции ты ожидаешь от зрителей?
Не стесняйся использовать «нетипичную музыку».
Например, классическая струнная музыка в комедийных сценах не обязательно приведёт к диссонансу. Наоборот, она может усилить юмор сцены или перевести её настроение в трагикомедийное русло. Это называется аудиальный контрапункт.
Шаг 2. Обработай звук.
Фотографы обрабатывают фотографии, киноделы обрабатывают видеоряд, так скажи мне, почему при вставке аудио в монтажной программе ты не задумываешься о его обработке?
Выравни звук, устрани посторонние шумы и эхо, избавься от «плохих частот», добавь баса или сбавь высокие — сделай свой аудиоряд лучше, чем у тебя было на начало работ.
Шаг 3. Расставь акценты и сведи их.
Интересный факт: Хичкок крутится в своей могиле каждый раз, когда кто-то из монтажёров ставит резкий звук не в момент скримера, а за секунду до или после него.
- Просмотри свой видеоряд и определи эмоционально напряженные моменты.
- Подумай, стоит ли выстраивать взаимодействие видеоряда с музыкой или лучше будет вообще не добавлять музыки?
- Если ответ склоняется в сторону использования аудио, то с точность до миллисекунды просчитай вставку музыки.
Запаздывание или опережение музыкального ряда — это интересный драматургический приём, но только, когда это намеренный шаг, а не просчёт саунд-дизайнера.
- Скример? Громкая музыка должна быть ровно в ту же секунду.
- Герои целуются? Вставь драматическую музыку в момент начала поцелуя.
- Отца убивают на глазах у ребёнка? Определись с музыкой и вставь её в момент, когда у ребёнка пойдут слёзы, чтобы передать нужную эмоцию: печаль и грусть или гнев и желание мести.
Шаг 4. Покажи
Когда человек работает над роликом один, мы в любом случае получаем однобокий взгляд на монтаж и саунд-дизайн. Мы не можем с определенной точностью сказать, что итог понравится большинству аудитории.
Именно поэтому, когда ты выбрал музыку, расставил и обработал её, твоё видео нужно показать кому-то ещё.
Смотри за реакцией зрителя в процессе просмотра, спроси его: «Везде ли музыка подчёркивает происходящее на экране?» и слушай, запоминай, записывай.
Что посмотреть и где вдохновляться?
Красавчик Женя Тен простым языком рассказывает, как обрабатывать музыку.
Видеоэссе Тейлора Рамос и Тони Чжоу о том, как Марвел в начале пути не рисковали с музыкальным сопровождением и соглашались на довольно банальные ходы. Кстати, именно из-за этого эссе в третьем Торе Марк Мазерсбо использовал максимально нетипичную музыку.
Два превосходных видеогайда о том, как ревербовать окончание музыки в Премьере и ДаВинчи.
Смотри на крутейшие примеры музыки и монтажа ниже
1. шоурил SETTERS
2. трейлер Довода
3. Сцена из Мстителей