В качестве предисловия хотим сказать: "Мы безмерно гордимся нашей командой!". Всё. А теперь набрали воздуха и ныряем в огненный разбор мира графики и глубоких смыслов от нашего проводника! Знакомьтесь!
Многолетняя любовь с комиксами и графическими романами в какой-то период жизни начала определять меня как человека. Мол, это Морена и она любит Бэтмена.
В бесконечном многообразии художки и нон-фика, фэнтези и детективов, рисованные книжки с "текстом в облачках" стоят особняком и, кажется, только сейчас в полной мере проникают в наши жизни с огромной помощью киноиндустрии, все чаще прибегающей к комиксам, как к источнику, разворачивающей на их базе целые киновселенные. Многим по-прежнему кажется, что подобная "литература" всегда должна быть в кавычках. Вроде как и читать там нечего, и пользы практической никакой. Картинки, картинки – тупеем, мол, только на картинки смотреть и можем. Катастрофическое заблуждение!
Жанр графического романа давно вышел за рамки пятистраничных журнальчиков с маленьким отрезком дня очередного супергероя в трико. Комиксы это не про "суперов", вернее, уже давно не только про них. Не только про развлечение. Это, в том числе, способ максимально просто и наглядно раскрыть насущную проблему, проговорить важное. Войны и локальные конфликты, гендерная идентичность, проблемы коммуникации, одиночества, зависимостей, любовь, смерть, боль, счастье. Биографии, автобиографии, графические адаптации классических произведений, вымышленные и реальные события, переплетающиеся друг с другом. Все это пишется и рисуется совершенно разными людьми. От малоизвестных и набирающих обороты русских комиксистов (Юлия Никитина с "Полуночной землей", Аня Смирнова с очаровательной "Дорой" или София Коловская с бесконечно нужной и важной "Маленькой горой") до мастодонтов от мира графического романа (Алан Мур и Дэйв Гиббонс, Стэн Ли и Стив Дитко, Фрэнк Миллер и Брайан Болланд), от тех, кто вырулил в комиксы случайно (скажем, басист "Короля и Шута" Александр Балунов, написавший "Сказку про крабика и рыбку") до тех, кто шёл к ним постепенно, проворачивая нечто гениальное шаг за шагом (Гейман, мой Гейман). Все это создается, а потом тихонько ставится на полки, чтобы однажды кто-то вроде меня или, быть может, вас, наткнулся на него. В правильное время на правильную вещь.
Я нарочно не проговариваю всю историю индустрии от начала, ибо, во-первых, все мы понимаем, что для этого есть поисковики, а во-вторых, мне поскорее хочется перейти к главному.
Как вы уже поняли, меня зовут Морена, и помимо Бэтмена, я просто люблю комиксы. Не сказать, что у меня в квартире их целые залежи, но полка одного из книжных стеллажей все же под них выделена. Бóльшая же их часть хранится в моей голове. И как говаривал герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок»: "...это мой жесткий диск, там целесообразно хранить то, что полезно. Действительно полезно. Люди, как правило, забивают его всяким мусором...", Морена же предпочитает забивать свой жесткий диск прочитанным. А потому: хотите узнать подробности графических сюжетов? Отправляйтесь ко мне! Не понимаете, откуда на истории Темного Рыцаря Готэма появилось имя Нила Геймана? Я уже здесь, чтобы рассказать. Помните комикс по описанию, но совершенно точно не знаете, как он называется? Помощь уже в пути. Морена знает не все, но кое в чем все же разбирается.
Сегодня я здесь ради того, чтобы познакомить вас с золотом своей домашней книжной полки. То, что сама безоговорочно люблю, однозначно советую и всегда держу в голове. Представляю вашему вниманию семь графических романов, которые по мнению Морены стоит прикупить и прочитать на досуге. Почему семь? Потому что пять – маловато, а топ-10 скучно читать.
Итак, вперед!
*звук проворачивающегося колеса Бэтмобиля*
1. "Бэтмен. Убийственная шутка", Алан Мур и Брайан Болланд.
И да, мы начнём с Бэтмена. Этот список составлен не по принципу топа. Мест я никому и ничему не присуждаю. Проговариваю так, как лежит на стеллаже. "Убийственная шутка", на мой взгляд, одна из самых гениальных работ, созданных в комикс-индустрии.
Здесь Брайан Болланд создал, пожалуй, самый узнаваемый образ Джокера, схватившегося за голову в приступе безумного смеха, а Алан Мур прописал готэмскому психопату гениальные монологи о сумасшествии и убийственной (во всех смыслах) смехотворности самой жизни. Супергероика, по факту. Но Мур славен тем, что пишет не карикатуры. Людей, живых, тех, в которых веришь, которых можно узнать. Алан в комиксах делает то, что позже будет проворачивать Нолан, экранизируя историю Темного рыцаря. Оба они создают такой Готэм, который можно пощупать. Где герои осязаемы и противоречивы. Где человек, а не картинка. Омерзительный – омерзителен по-настоящему, а у благородного всегда две стороны. Поэтому персонажи так попадают и западают. Глубоко.
"Убийственная шутка" – любовь и must-read!
С этой истории началось мое знакомство с Гейманом-комиксистом. Это же был, кажется, первый комикс, который довел меня до слез.
*Голосом Ремуса Люпина*: "Заинтригованы?"
Я бы на вашем месте была!
Признаться, я частенько советую "крестоносца в маске" к прочтению тем, кто уже более-менее со Вселенной DC знаком, но какие-то большие вещи, вроде "Долгого Хэллоуина" еще не вкушал. В творении Геймана есть, кажется, все и всё. На похороны к Бэтмену приходят друзья и враги, поочередно рассказывающие свою версию смерти защитника Готэма. "Версий много и все правдивые! Я укажу суть!" Суть, к которой мы пробираемся сквозь выдумки и воспоминания многочисленных гостей. Суть, которая и прибила меня. Суть, проговариваемая самим Брюсом в финальной сцене.
Гейман хорош! Очень! Читать!!!
Обещаю, что это последнее о Бэтмене.
"Лечебница Аркхем" – визуально безупречный и до мурашек пробирающий графический роман. Моррисон вновь поднимает самый главный вопрос в отношениях Бэтмена и Джокера: так ли сильно герой отличается от злодея и отличается ли? Многократно проговариваемая в других комиксах, эта тема изворачивается в "Аркхеме", звуча то из уст одного, то из уст другого. Продуманная шахматная партия, где итогом должен был стать цугцванг, если бы не одно Двуликое "но".
Гениальная визуальная составляющая и потрясающая история. Не могу не поделиться! Не могу не призвать прочесть! Или хотя бы насладиться работой Маккина, пролистав эту мрачнятину.
Полагаю, этот графический роман есть ВООБЩЕ ВО ВСЕХ подборках подобного рода. Но что сделаешь, если это действительно великое произведение, навсегда вписавшее имена Мура и Гиббонса везде и всюду. Стоит ли что-то говорить о "Хранителях", если уже и так все сказано? Конечно, стоит. Хотя бы немного.
Чем они так хороши? Тем, о чем я говорила в самом начале: Алан Мур бесподобен в придании вымышленному человеческого, а потому, когда до деталей продуманную Вселенную супергероев он помещает во Вселенную самую настоящую, пусть и альтернативную, но нашу, знакомую, с минутами до ядерной войны, "вьетнамскими флэшбеками" и холодной войной, мы верим ему и его персонажам. И листаем уже не просто картинки, а настоящий роман, да, в супергеройском антураже, но роман. Долгий, многостраничный, продуманный. Великолепный и выдающийся, как сам Алан. А уж чего стоит линия с комиксом внутри комикса! Восторг!
А теперь изменим вектор. Лауреат Пулитцеровской премии - "Маус"!
Вещь, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Поразила, разорвала, всковырнула. Одна из сильнейших книг о Холокосте. Одна из сильнейших биографических книг. Понятная, больная, срывающая корочку с кровавых наростов памяти. Я не могла и помыслить, что о войне, о еврейском вопросе, о всех тех ужасах можно писать ТАК. А Шпигельман написал. Сотворил. Не похожее ни на что. Ни по содержанию, ни по наполненности, ни по живости. О войне и мире. О любви и ненависти. Об отцах и детях. О том, как останавливается время и о том, как быстро оно бежит. Бытовое и далекое, родное и непонятное, страшное и смешное. Нет фальши, нет выдумки.
История, выстраиваемая день за днем, год за годом. Это немаленькая книжка с нелегкой историей. Трогательной и трогающей.
Не проходите мимо! Забирайте, читайте и храните!
If anyone was the Fifth Beatle, it was Brian.
Так говаривал Пол Маккартни о Брайане Эпстайне, менеджере "битлов".
Он был молодым парнем, что вытащил их из "Пещеры" и дал прогреметь сначала на все Соединенное Королевство, а потом и на весь мир. Он был одиноким и несчастным, однако влюбленным в свое дело и в своих ребят. Он нес любовь, что доходит до нас до сих пор. Ведь любовь это то, в чем мы нуждаемся, верно?
Брайан Эпстайн был Пятым Битлом, стоящим, опершись на локти, где-то в самом конце зала, смотрящим, как над его артистами поднимается занавес. Он был их проводником, их другом и их большой удачей.
Об этом комикс. О том, как обожающий музыку и очарованный "четвёркой" где-то в затертом подвальном клубе Ливерпуля человек сделал из Джона, Пола, Ринго и Джорджа настоящих звезд. Но не просто звезд сценических , а сияющих, тех, что светят всем и каждому с небес.
Он был вершителем их истории. Обычным парнем, как и они сами. Только его рок-н-ролльщик сидел внутри совершенного британца, а они рок-н-ролл творили здесь и сейчас. БиоГРАФИЧЕСКИЙ роман, призванный заинтересовать, рассказать, раскрыть. Очаровательно отрисованный, последовательный и понятный. Почему в моем списке именно он, а не, скажем биоГРАФИЧЕСКИЙ роман о Боуи? Наверное, потому что Боуи – синоним вечности, его много всегда, и он понятнее через его музыку, а не биографические книги, а Брайан... Мне хочется, чтобы о нем знали, даже если сперва только через "Пятого Битла".
Прочитанное мной буквально на днях, это чудо не могло не попасть в список "обязательного к покупке и прочтению". Полагаю, это то, что понравилось бы Хантеру Томпсону и Олдосу Хаксли. Нечто, абсолютно кислотное и психоделическое. Вся картинка – сплошная галлюцинация, исчезающая в туман. А текст – укутанная в ночь тройная история, всячески цепляющаяся, кусающая себя за хвост, как символ бесконечности и вторичности происходящего. Три человека – три пряди, сплетенные в тугую косу, которую мы постепенно распускаем, вычесывая застывший лак с блестками, случайно пролитое вино и... откуда здесь водоросли??? Одна ночь – единство времени, места и действия, умирания и оживания, свободы и ее лишения, сумасшествия и умиротворения. Такое обычное и необыкновенное. Мгновенно запавшее в сердце. Прочитанное за ночь. Так, будто бы и сама, как они... Полуночники.
Здесь я ставлю точку. И благодарю за прочтение. Верю, что что-нибудь обязательно попадет и в вас. А нет – приходите ко мне в Дом Книги. С лестницы – направо. Встречу у полки с Бэтменом, поболтаем!*
Живите долго и процветайте🖖🏻
Морена🦇