Ужасно не люблю делиться своими ошибками. Хочется всегда выглядеть красиво и успешно. Но в то же время хочется помочь тем, кто только стартует, чтобы не наступили на те же грабли, что и я.
Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому рассказываю всё, как есть.
Ошибка первая: делегировать то, что делегировать нельзя.
Первые проекты я делал полностью сам. От начала и до конца. Вникал в каждую мелочь и деталь. Естественно, отлично сработали все три. И я решил передать функции проектного менеджера сотрудникам, потому что стало просто невозможно успевать все самому.
Конечно, я не пустил процесс на самотёк. Подбирал надёжных и способных людей, писал для них подробнейшие инструкции.
Но забыл, что опыт и видение в инструкциях не передать. В результате проекты посыпались. Что-то удалось спасти титаническими усилиями, забыв обо сне и отдыхе. Но все спасти не удалось, поэтому пришлось извиняться и возвращать деньги. Было ужасно стыдно.
С тех пор я в каждый проект вникаю лично сам. И делегирую не ответственность за проект, а конкретные задачи.
Ошибка вторая: не оговаривать права и обязанности
В первых договорах я тщательно прописывал свои обязанности. И парой строк обязанности заказчика.
Те из вас, кто уже попадался на это, знают, что подавляющее большинство заказчиков обязательно воспользуются такой возможностью.
Вы будете бесконечно пахать, шлифовать, править и доводить до идеала. И отвечать за результат, даже если заказчик саботирует свою часть работы. Просто потому что не оговорили нормально, где начинаются и заканчиваются сферы ответственности.
Это был ценный, хоть и болезненный опыт. Зато теперь в контракте четко прописана ответственность каждой стороны. И заказчик отвечает за свой результат, потому что это все-таки его бизнес.
А мы с командой работаем по-прежнему четко и ответственно, но чувствуем себя защищенными. Понимая, что отвечаем за свою часть работы, и не отвечаем за ту часть бизнеса, на которую никак не можем влиять.
Ошибка третья: брать большую часть денег вперед.
Вы подумаете, где логика? Это же наоборот хорошо! А вот и нет. Есть тут парочка подводных камней.
Первый - это планирование. Даже если у вас огромный опыт, все равно могут возникнуть непредвиденные расходы. А деньги вы уже взяли.
Расходы нужно добавлять к смёте. И просить заказчика оплатить их. Только он может не согласиться: мы уже договорились, деньги я заплатил, дальше не мои проблемы. И вам придется оплачивать эти расходы из собственного кармана.
А второй подводный камень - мотивация. Деньги вы взяли, уже потратили, теперь закрыть бы проект побыстрее и забыть о нем. Пора новый искать, чтобы новые деньги получить.
С таким настроением сработать на 100% намного сложнее. Да и клиент деньги оплатил и ждет чудес вместо того, чтобы работать и вкладываться.
Конечно, ошибок было намного больше. Но эти забрали больше всего нервов и финансов.
Надеюсь, мой опыт поможем вам не наступить на эти же грабли.
И обязательно напишите в комментариях, а вам удалось избежать ошибок ;)