Александр Зархи создает "Анну Каренину" в 1967 году. Ия Саввина сыграет в фильме Долли Облонскую. Несомненная удача, точное попадание характера и темперамента актрисы в образ! Жаль только, что режиссер увлеченно следует за главной героиней, второстепенным же героям в фильме отведено мало места.
Однако ж, надо признать, что Анна в исполнении Татьяны Самойловой получилась какая-то депрессивная, унылая. Даже в минуты счастья Анны. Особенно это заметно на фоне бывшего мужа - Ланового, темпераментного красавца. Может, виной тому болезнь Самойловой, не знаю. Но не спасают образ крупные планы колдовских глаз, обрамленных опахалами ресниц. Еще и эти усы... Можно же было убрать.
Сергей Соловьев снимает "Анну Каренину" до-олго, актеры успеют возмужать и измениться. На роль Кити режиссер пробует Марию Аниканову.
А вы не находите, что Мария вылитая Ирина Купченко в молодости?
Когда Аниканову подготовили к пробам на роль Кити, Соловьев обомлел:
- Ой! Да тебе не шестнадцать... Тебе 12!!
Соловьев, вы неисправимы.
Но я все же хочу вернуться к Долли. Ия Саввина, наша северная фиалка, одарила образ незабываемыми интонациями и сильным характером. Не в пример соловьевскому фильму, где Долли никакая, просто крики из груды белья и все. Зархи же знакомит нас с женщиной с характером, главой дома.
Как же так вышло, что домашний очаг оказался разрушен и дома-то никакого и нет? Может, виной всему Стива? О, эти Облонские, Анна и Стива, эти исчадья ада, они разрушают все, где появляются!
Однако в романе мы читаем: "Степан Аркадьевич хотя и был кругом виноват перед женой, и сам чувствовал это, однако почти все в доме, даже нянюшка, главный друг Дарьи Александровны, были на его стороне". Как так-то?
Семья Облонских "несчастлива" изменой Стивы. Долли застукала его , узнав о связи с гувернанткой. Сделался скандал, Долли требует развода, желает уехать к родителям, забрав детей, но... не уезжает.
Долли Облонской 33 года. У нее пятеро (к концу романа родит шестого), двое умерло. Сам-то Лев Николаевич не рожал, но мог наблюдать за Соней, которая всю дорогу была беременна, вынашивала, у которой были трещины на сосках, мучили боли в животе т.д. Дети болели, не спали по ночам.Так что сам Толстой не рожал, но все знал об этом. А потом, когда дети подрастают, ведь нужно учить их, бороться с дурными наклонностями.
Да Долли радоваться должна, что этот Стива , наконец, оставит ее в покое. Хоть передохнет от родов. Чего она так раскипятилась? А вот чего. Долли боится утратить контроль над мужем. Ради этого она подписывает векселя, оплачивая долги мужа. Напомним, Облонские бедны. За Долли Щербацкой дали хорошее приданое. Так вот, сначала был продан лес, потом имение, а в конце романа Левин отдает уже часть приданого Кити, чтобы погасить долги Стивы, этой бездонной бочки. Лев Николаевич, это что за сомнительные христианские добродетели? Да Левину, как человеку разумному и практичному, нужно было гнать взашей весь этот "щербацкий элемент". Ведь потом эта Долли как пить дать опять нагрянет к Левиным со своим выводком. И Константин Левин будет уже обязан содержать детей Облонских.
В редкие минуты Долли ясно осознает нерадужные перспективы: "вырастут несчастные, дурно воспитанные дети. В будущем "добрые люди" помогут получить ее мальчикам место, а девочки вынуждены выходить замуж за тех, кто посватается. Или станут приживалками".
На взгляд Левина ее дети растут грубыми, плохо образованными, не умеющими ценить чужой труд. (Мол, своих-то я по-другому воспитаю).
А с чего им быть другими, ведь они растут у матери, которая, по мнению Пайнза, "недовольна собой как женщиной, не умеющая принимать отца детей как мужчину. Ей трудно отделить себя от ребенка, ибо она надеется жить в нем заново, наверстать все упущенное ею самой".
При этом Долли Облонская считается образцовой матерью!
Так что, живя со Стивой, у Долли куча выгод. Она святая мученица. Ей важно морально победить, чем практически решить что-то. Она, если вдуматься, ни за что не отвечает. За нее решает прислуга Матрена Филимоновна. Когда дом в имении развалился, лето проводит в Покровском, у Левиных. Незаметно Долли скатывается до приживалки, как презираемая ею княжна Варвара. Той кто приютит, тот и хорош.
Долли - мазохист и хочет она одного - удержать людей возле себя. Она не может жить одна. В детстве не получилось создать цельный образ себя, в романе видим, как княгиня холодна с дочерью. Во взрослом возрасте это ощущение неполноты, плохости сохраняется. А значит, Долли будет платить за право быть с кем-то своим страданием. И будущим своих детей.
Так что для собственного благополучия Левин должен был сказать: "Гуд бай, Долли". Нашел же он силы выгнать Васеньку Весловского, приревновав Кити. Однако, этого не произойдет. Долли - друг Левина. Не потому ли, что сам Лев Николаевич - мазохист?