Найти тему
Мир Автолюбителей

Антиблокировочная система. Её назначение, конструкция

Сейчас современный автомобиль оснащается большим количеством так называемых активных систем безопасности. Основная функция таких систем заключается в контроле и корректировке работы определённых систем или механизмом авто независимо от действий водителя. В основном все они направлены на предотвращение возможной потери управления авто при определённых дорожных условиях.
Самой, пожалуй, первой такой системой, массово начавшей использоваться на автотранспорте, является антиблокировочная (аббр. АБС, ABS), установленной в тормозной системе автомобиля. Главная функция этой системы сводиться к предотвращению возможной полной блокировки колеса во время торможения.

Назначение

При сильном нажатии на педаль тормоза, тормозная жидкость, давление которой в магистралях дополнительно повышается вакуумным усилителем, начинает воздействовать на тормозные механизмы с таким усилием, что они полностью прекращают вращение колеса, хотя сам автомобиль ещё движется. При этом между колесом и дорожным покрытием возникает трение скольжения, которое может иметь любое направление.
Если проще, то, когда полностью заблокированное колесо движется по поверхности дороги, то оно уже будет перемещаться в сторону наименьшего сопротивления, которое часто имеет поперечное направление. В итоге автомобиль срывается в юз, и теряет управляемость. Но если колесо будет вращаться до полной остановки машины, трения скольжения не возникнет, а значит, и юзом машина не пойдёт.
Для борьбы с описанным явлением и нужна антиблокировочная система. Она предотвращает полную блокировку колеса путём регулировки давления тормозной жидкости, подаваемого на тормозные механизмы колеса.
АБС интегрирована в тормозную систему, при этом никаких конструктивных изменений в её конструкцию не вносится.

-2

Устройство системы

Состоит ABS всего из нескольких составных элементов:

• Датчики определения скорости вращения колёс (устанавливаются на всех колёсных ступицах).
• Электронный блок управления.
• Исполнительный механизм.

В задачу датчиков входит всего лишь определение скорости вращения всех колёс. Они определяют частоту вращения каждого колеса, формирую электрический импульс, и передают его на блок управления.
Блок управления АБС сравнивает получаемые от всех датчиков импульсы и сравнивает скорости вращения колёс. Если им отмечено, что какое-то колесо вращается медленнее, он задействует исполнительный механизм для регулировки давления в магистрали, ведущей на тормозной механизм требуемого колеса.
Исполнительный механизм – это гидравлический блок, основными рабочими элементами которого являются электроклапану (впускные и выпускные) и аккумуляторы давления. Дополнительно в него установлены насос обратной подачи и демпферные камеры.

-3

На первых АБС исполнительные механизмы были двухканальные. То есть регулировка давления производилась в тормозном контуре, объединяющем два тормозных механизма. Сейчас же используется четырёхканальный гидравлический блок с индивидуальным регулированием давления на каждый тормозной механизм.
Всего в конструкцию такого гидравлического блока включено по комплекту электроклапанов (впускному и выпускному) для всех тормозных механизмов. А вот аккумуляторы давления и демпферные камеры работают с контурами, поэтому их по два, а вот насос обратной подачи и вовсе один.

Принцип действия

Работает антиблокировочная система в трёх режимах:

• Удержание давления в магистрали.
• Сброс.
• Нагнетание.

Далее рассмотрим принцип функционирования АБС. Итак, водитель начинает торможение и АБС включается. При этом датчики определяют скорость вращения и передают эти данные на блок управления. Он их сравнивает и на основе этой информации отдаёт команды исполнительному блоку.

1. Удержание давления. Если блок управления определил, что одно из колёс замедляется быстрее, он отдаёт команду на удержание давления в магистрали механизма этого колеса. При этом оба электроклапана закрываются и жидкость перестаёт поступать на механизм, остальные же механизмы работают в штатном режиме, то есть давление на них продолжает подаваться. При выравнивании скорости вращение удержание давления прекращается;
2. Сброс давления. Происходит в случае, когда колесо все же заблокировалось. Блок управления открывает выпускной клапан, впускной же закрыт. В результате жидкость перетекает в аккумулятор и давление в механизме падает. Если вместительности аккумулятора недостаточно, ЭБУ включает насос, и тот дополнительно откачивает жидкость в демпферные камеры. При этом на механизме давление сильно падает и колесо начинает вращаться;
3. Нагнетание. Если скорость вращения одного колеса выше, чем у остальных, открывается впускной клапан и закрывается выпускной. Происходит процесс, обратный сбросу давления.

И все это электронный блок делает за доли секунды. Среднее количество срабатываний системы при торможении – примерно 20 раз за 1 секунду.
ABS – не только одна из первых систем активной безопасности, она ещё и стала основой для создания ряда других систем – BAS, EBD. ASR, ESP.

Подписывайтесь на мой канал!читайте,ставьте лайки!

Авто
5,66 млн интересуются