На недавнем Гран-при Великобритании мы наблюдали любопытное новшество. Впервые в истории соревнований квалификация прошла в формате спринтерской гонки. Наблюдая за этим экспериментом, я вдруг вспомнил про хрестоматийную историю из американского бизнеса.
В середине прошлого века одна известная компания вела очень агрессивную маркетинговую политику на рынке зубной пасты. Значительные усилия окупились, и эта компания заняла доминирующее положение.
Боссы были одновременно довольны и огорчены. Продажи продукции достигли максимума, и они не знали, как добиться дальнейшего роста. По легенде, идею подсказал ребёнок, который посоветовал увеличить диаметр выходного отверстия тюбика.
Просто и гениально. Немедленно были проведены испытания. В результате выяснилось, что содержимое тюбика действительно расходуется быстрее, причём значительно быстрее! Паста стала заканчиваться раньше, покупать её нужно чаще. Рост продаж был гарантирован!
Приём нехитрый – современная колбаска зубной пасты уже стала привычной, хотя в детстве советская зубная паста выдавливалась из тюбика гораздо более тонкой лентой!
При чём здесь Формула-1 и спринтерские гонки? А ведь идея в основе лежит та же самая! Владельцам чемпионата нужно заработать как можно больше денег. Вся их работа направлена именно на это. Количество этапов ограничено, а календарь раздувать – крайне проблемно.
Добавить даже один дополнительный этап очень трудно, ведь это встречает огромное сопротивление команд и пилотов. Теоретически это возможно, и в календаре уже сейчас гонок больше, чем когда бы то ни было. Но никто не хочет ничего делать дополнительно за бесплатно. Бизнес есть бизнес!
Идея проводить спринтерские гонки лежала на поверхности. Она обсуждалась много лет. Это ведь очевидно. Если нельзя проводить больше этапов, то можно организовать по несколько заездов в рамках одного Гран-при.
Однако этот фокус не работает с Формулой-1. То, что легко реализовать в Ф-2, Ф-3, Мировом Супербайке и других сериях, в Ф1 недопустимо. Дело в том, что в королевских гонках очень сильны традиции. Есть множество адептов классического формата уик-энда. Все нововведения должны быть уместными, соответствовать духу Ф1.
При этом основным товаром для телекомпаний является именно сама гонка. Квалификации смотрят меньше, а тренировочные сессии и вовсе пользуются минимальным спросом. Боссы Формулы-1 внедрили, казалось бы, гениальное решение.
Спринтерская гонка не противоречит духу традиций, ведь она трактуется как квалификация, её вторая часть! Причём это само по себе уже отсылка к истории, ведь раньше практиковалось проведение квалификации в пятницу и в субботу, в две сессии.
Для усиления антуража организаторы спринта накидали праздничных плюшек. Особая церемония после финиша заезда, бонусные очки, свобода выбора шин…
Однако что мы получили в итоге? Унылая трамвайная гонка без всякой интриги. На разных шинах пилоты ехали примерно одинаково, например напарники по Мерседесу. Все в один голос восхищались Фернандо Алонсо, выступление которого «украсило заезд». Испанец, безусловно, заслуживает самых лестных отзывов. Но сам спринт вовсе не стал увлекательным зрелищем от старта до финиша. Скорее – наоборот.
Вообще, логика квалификации в Формуле-1 в том, чтобы на старте гонки пилоты выстроились по силе на данном конкретном этапе. Первым должен стартовать самый быстрый гонщик на самой быстрой машине.
В последние годы велась целенаправленная работа по перемешиванию стартовой решётки. Идея в том, чтобы, не нарушая этот базовый принцип, перемешать пилотов на старке гонки. Регламент ограничил количество и время тренировок, число попыток, комплектов шин, настроек машин. Зачем? – Чтобы кто-то из лидеров где-то ошибся, и стартовал из глубины пелотона!
С этой точки зрения спринт как элемент квалификации – затея бестолковая, ведь в гоночных условиях фавориты расставятся по своим местам. Лидер, который не смог собрать один лучший круг из-за ошибки в одном из поворотов, за пару десятков кругов вернёт своё!
Даже сам формат, когда квалификации чередуются с тренировочными сессиями, выглядел странно. Но что в итоге? Никто этот театр абсурда не критиковал! Все высказывались в положительном ключе, с осторожным оптимизмом.
Вершина фарса – это риторика Росса Брауна, который отметил, что смотрел бы на такие спринты постоянно! Понятно, что его положение обязывает говорить программные речи. Но вот остальные официальные лица как будто «читали с бумажки».
Любопытно, что сама по себе идея спринта- квалификации в прошлом году едва не получила жизнь в правильном виде. Без ненужной первой части, гонщики по замыслу должны были проехать пару десятков кругов, выстроившись на старте в порядке, обратном положению в чемпионате.
Вот это было бы действительно и захватывающее и увлекательное зрелище от старта до финиша! Но в Мерседесе заблокировали эту идею. В итоге получилось как в знаменитом анекдоте про строительство бани.
Двое строителей по сюжету совместными усилиями сделали всё, кроме пола. Здесь их мнения разошлись – обстругивать доски или нет. Одного смущали возможные занозы, а другого – скользкий пол. В итоге выбрали средний вариант – доски обстругали и обструганной стороной положили вниз.))
Нечто подобное вышло и с экспериментальной спринтерской квалификацией. Компромисс вышел унылый. За восторженными отзывами его создателей и напускным позитивом - у рядовых зрителей и болельщиков возникло недоумение. «Нам впаривают суррогат!»
Да, первый эксперимент все посмотрели, ведь это первый опыт. Просто из любопытства. Но в дальнейшем это смотреть не будет никто, кроме самых фанатичных любителей Формулы-1. Всё это затевалось ради высоких телерейтингов, а их как раз и не будет.
Формула-1 – это своего рода деликатесное блюдо. Нарушать фирменный рецепт крайне опасно. Можно сколько угодно рукоплескать и расхваливать неудачный товар, но рядовых зрителей не обманешь! В конце концов, это они создают рейтинги телекомпаниям и голосуют своим кошельком!
В заключение хотелось бы вспомнить ещё одно всемирно известное произведение в тему. Вся эта идея спринтерской квалификации оказалась похожа на голое платье короля. На торжественном шествии все расхваливали этот наряд и рукоплескали монарху. Однако, как и в сказке, обязательно найдётся тот, кто скажет очевидное: «А король-то голый»!
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!