Для начала давайте разберемся, что вообще это такое, виртуальная реальность?
Еще в 1950-х годах Американский режиссер Мортон Хейлиг представил миру свою концепцию «Театр опыта». Мысль Хейлига была в том, что бы создать кинотеатральное пространство, которое охватит все чувства человека и даст ему возможность влиять на процесс.
В 1955 году Хейлиг подробно изложил свое видение мультисенсорного театра в статье "Кино будущего" (Robinett 1994). И уже в 1962 году он построил первый прототип который назывался "Sensorama". По сути это и был первый в мире аппарат виртуальной реальности. И выглядел он как то так:
"Sensorama" представляла собой механическое устройство, включающее стереоскопический цветной дисплей, вентиляторы, излучатели запаха, стереозвук и подвижное кресло. Он имитировал поездку на мотоцикле по Нью-Йорку и создавал впечатление, заставляющее зрителя поверить в то, что он сидит на воображаемом мотоцикле, ощущая улицу через экран, создаваемый вентилятором ветер, имитируемый шум и запах города. Все эти элементы срабатывали в соответствующее время, например, в случае выброса выхлопных химикатов, когда водитель приближался к автобусу. Бензиновые пары и запах пиццерии так же были воссозданы химическими веществами. Интересно как бы этот аппарат сейчас гармонировал с новенькой Playstation?
Однако проект так и не получил широкой огласки из за дороговизны, индивидуальности применения устройства и в связи отсутствия инвесторов. Людям проще и дешевле было пойти в кинотеатр, и всей семьей насладится просмотром фильма. Чуть позже Хейлиг запатентовал «Телесферную маску». Это было индивидуальное устройство для просмотра кино с ощущением реальности, с запахами, «воздушным бризом», стереозвуком и обзором на 360 градусов.
Так все же что такое AR (Augmented reality) и чем она отличается от VR (Virtual reality)?
- AR (Augmented reality) - технологии дополненной реальности. Они совмещают отображение действительности и элементы компьютерной графики. Реальность может быть как дополнена, так и замаскирована. Все изображения трехмерны, пользователь может активно влиять на процесс в режиме реального времени. Это происходит на экране смартфона, либо в специальных очках и шлемах. Вы наводите смартфон на свой стол и видите фантастическое животное, как например с технологией APPLAYDU от "Kinder" . Или гуляя по Арбату, наблюдаете медведя с балалайкой от «Яндекс Карты».
- VR (Virtual reality) — технологии виртуальной реальности. Их результат полностью смоделированный опыт, который может быть похож на реальный мир, а может полностью отличаться от него. Человек надевает шлем или очки, наушники и полностью погружается в новую действительность. Путешествие по Африке, прогулка по МКС, да что угодно — в пределах фантазии разработчиков. Человек может виртуально перемещаться, взаимодействовать с виртуальными функциями и объектами. Делать это можно с помощью контроллеров, либо специальных перчаток. Для более полного погружения используют VR-костюмы. Существуют и целые VR-комнаты, которые можно найти в некоторых развлекательных центрах и университетах (например, в МГУ).
Теперь мы знаем что такое "AR" и чем она отличается от "VR", и все же как эти технологии повлияли на наш мир, какую пользу принесли человечеству?
Многие могут подумать что это дает нам больше возможностей в видеоиграх. Видеоигры это супер, но с применением технологии VR они стали еще более завораживающими, больше экшена, больше ощущений, больше эмоций. Всё же игровые и кино индустрии это не предел возможного применения виртуальной реальности. Так на что же еще способна виртуальная реальность?
Как бы не казалось странным, но первыми за разработку VR-шлемов взялись военные. Еще в 1963 году Американский учёный, профессор Гарварда Айвен Сазерленд (Ivan Sutherland) вместе со своим студентом Бобом Спраулом (Bob Sproull) изобретают «Надеваемый на голову трехмерных дисплей», прозванный неофициально «Дамоклов меч».
И уже в 1970-х начала формироваться индустрия виртуальной реальности. Она поставляла устройства для моделирования полетов, военной подготовки, медицины и автомобильной промышленности.
Сейчас же она представляет из себя нечто такое:
Так американские военные упражняются в практической стрельбе. А система электромагнитной отдачи (Electromagnetic Recoil Simulation) компании HapTech делает обучение в виртуальной реальности еще более реалистичным.
Военно-морские силы США совместно с отраслевыми партнерами Magic Leap Horizons и уже упомянутым HapTech разработали среду обучения в AR под названием «Тактически реконфигурируемая искусственная боевая расширенная реальность» (TRACER), в последствии эта программа запустила еще ряд программ, описанных ниже.
NYPD active shooter training
- С помощью location-based VR технологии, полиция Нью-Йорка тренирует офицеров, погружая их в сценарии, которые сложно воспроизвести в реальной жизни из-за недоступности локации. Например, Мемориал Всемирного торгового центра или ситуацию с заложниками в государственной школе.
Synthetic Training Environment
- Синтетическая тренировочная среда (STE) – это программа армии США, которая, по словам разработчиков, произведет революцию в армейской подготовке. STE особенно важна для повышения выживаемости солдат за счет эффективности и реализма тренировок, оттачивания навыков ориентирования на местности, возможности повторять миссии, имитации боя. Сочетая оффлайновые, виртуальные, конструируемые и игровые учебные среды, STE обеспечивает доступное обучение, в котором имитируется реальный ландшафт со всей его сложностью, что просто невероятно.
Ну если с военными теперь все стало ясней, то что на счет медицины, как же дела обстоят там? И тут прежде всего стоит вспомнить робота-хирурга "Da Vinci". Робот предназначен для проведения операций на любом расстоянии. Система состоит из двух блоков: четырехрукий робот, который проводит операцию и блок для хирурга — устройство с очками и джойстиками, в которых врач видит участок в 3D-формате.
Так же VR тренажеры помогают в обучении специалистов разных областей медицины.
Вообще скрещивания двух технологий, робототехники и виртуальной реальности дало миру еще больше возможностей. Так в 2017 году Массачусетский технологический институт разработал систему, использующую VR-шлем для удалённого управления промышленным роботом.
С применением подобной технологии недавно компания под названием "SE4" выпустила многообещающую новую операционную систему для удаленного управления роботами, которые все чаще используются в строительстве или при стихийных бедствиях. Один из наиболее вероятных вариантов использования этой технологии - это космос, где роботы смогут исследовать поверхность и даже строить сооружения на других планетах, подготавливая их к колонизации человеком.
Уже сейчас военные ведут новые разработки над роботами, которыми будут управлять люди из укромного и безопасного места. Так война превратится не в кровопролитное месиво, а в войну средств и технологий, где на поле боя роботы, а после ранений их чинят роботы, да и создают их тоже роботы. И возможно сюжет видеоигры "Detroit: Become Human" не так далек от реальности как нам кажется, и чем дальше, тем интересней.
Если хотите видеть больше новостей из мира техники и науки подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.