Найти тему

Что такое AR и VR ? Как выглядел первый аппарат виртуальной реальности ? И почему в будущем солдаты перестанут гибнуть на войне.

Оглавление

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Для начала давайте разберемся, что вообще это такое, виртуальная реальность?

Еще в 1950-х годах Американский режиссер Мортон Хейлиг представил миру свою концепцию «Театр опыта». Мысль Хейлига была в том, что бы создать кинотеатральное пространство, которое охватит все чувства человека и даст ему возможность влиять на процесс.

В 1955 году Хейлиг подробно изложил свое видение мультисенсорного театра в статье "Кино будущего" (Robinett 1994). И уже в 1962 году он построил первый прототип который назывался "Sensorama". По сути это и был первый в мире аппарат виртуальной реальности. И выглядел он как то так:

"Sensorama" Мортона Хейлига.
"Sensorama" Мортона Хейлига.

"Sensorama" представляла собой механическое устройство, включающее стереоскопический цветной дисплей, вентиляторы, излучатели запаха, стереозвук и подвижное кресло. Он имитировал поездку на мотоцикле по Нью-Йорку и создавал впечатление, заставляющее зрителя поверить в то, что он сидит на воображаемом мотоцикле, ощущая улицу через экран, создаваемый вентилятором ветер, имитируемый шум и запах города. Все эти элементы срабатывали в соответствующее время, например, в случае выброса выхлопных химикатов, когда водитель приближался к автобусу. Бензиновые пары и запах пиццерии так же были воссозданы химическими веществами. Интересно как бы этот аппарат сейчас гармонировал с новенькой Playstation?

Однако проект так и не получил широкой огласки из за дороговизны, индивидуальности применения устройства и в связи отсутствия инвесторов. Людям проще и дешевле было пойти в кинотеатр, и всей семьей насладится просмотром фильма. Чуть позже Хейлиг запатентовал «Телесферную маску». Это было индивидуальное устройство для просмотра кино с ощущением реальности, с запахами, «воздушным бризом», стереозвуком и обзором на 360 градусов.

Изобретатель со своим творением
Изобретатель со своим творением

Так все же что такое AR (Augmented reality) и чем она отличается от VR (Virtual reality)?

  • AR (Augmented reality) - технологии дополненной реальности. Они совмещают отображение действительности и элементы компьютерной графики. Реальность может быть как дополнена, так и замаскирована. Все изображения трехмерны, пользователь может активно влиять на процесс в режиме реального времени. Это происходит на экране смартфона, либо в специальных очках и шлемах. Вы наводите смартфон на свой стол и видите фантастическое животное, как например с технологией APPLAYDU от "Kinder" . Или гуляя по Арбату, наблюдаете медведя с балалайкой от «Яндекс Карты».
  • VR (Virtual reality) — технологии виртуальной реальности. Их результат полностью смоделированный опыт, который может быть похож на реальный мир, а может полностью отличаться от него. Человек надевает шлем или очки, наушники и полностью погружается в новую действительность. Путешествие по Африке, прогулка по МКС, да что угодно — в пределах фантазии разработчиков. Человек может виртуально перемещаться, взаимодействовать с виртуальными функциями и объектами. Делать это можно с помощью контроллеров, либо специальных перчаток. Для более полного погружения используют VR-костюмы. Существуют и целые VR-комнаты, которые можно найти в некоторых развлекательных центрах и университетах (например, в МГУ).

Теперь мы знаем что такое "AR" и чем она отличается от "VR", и все же как эти технологии повлияли на наш мир, какую пользу принесли человечеству?

Многие могут подумать что это дает нам больше возможностей в видеоиграх. Видеоигры это супер, но с применением технологии VR они стали еще более завораживающими, больше экшена, больше ощущений, больше эмоций. Всё же игровые и кино индустрии это не предел возможного применения виртуальной реальности. Так на что же еще способна виртуальная реальность?

Как бы не казалось странным, но первыми за разработку VR-шлемов взялись военные. Еще в 1963 году Американский учёный, профессор Гарварда Айвен Сазерленд (Ivan Sutherland) вместе со своим студентом Бобом Спраулом (Bob Sproull) изобретают «Надеваемый на голову трехмерных дисплей», прозванный неофициально «Дамоклов меч».

HMD система "Дамоклов меч"
HMD система "Дамоклов меч"

И уже в 1970-х начала формироваться индустрия виртуальной реальности. Она поставляла устройства для моделирования полетов, военной подготовки, медицины и автомобильной промышленности.

Сейчас же она представляет из себя нечто такое:

Обучение стрельбе в VR
Обучение стрельбе в VR

Так американские военные упражняются в практической стрельбе. А система электромагнитной отдачи (Electromagnetic Recoil Simulation) компании HapTech делает обучение в виртуальной реальности еще более реалистичным.

Военно-морские силы США совместно с отраслевыми партнерами Magic Leap Horizons и уже упомянутым HapTech разработали среду обучения в AR под названием «Тактически реконфигурируемая искусственная боевая расширенная реальность» (TRACER), в последствии эта программа запустила еще ряд программ, описанных ниже.

Моряки демонстрируют систему TRACER
Моряки демонстрируют систему TRACER

NYPD active shooter training

  • С помощью location-based VR технологии, полиция Нью-Йорка тренирует офицеров, погружая их в сценарии, которые сложно воспроизвести в реальной жизни из-за недоступности локации. Например, Мемориал Всемирного торгового центра или ситуацию с заложниками в государственной школе.
Полиция Нью-Йорка на тренировке
Полиция Нью-Йорка на тренировке

Synthetic Training Environment

  • Синтетическая тренировочная среда (STE) – это программа армии США, которая, по словам разработчиков, произведет революцию в армейской подготовке. STE особенно важна для повышения выживаемости солдат за счет эффективности и реализма тренировок, оттачивания навыков ориентирования на местности, возможности повторять миссии, имитации боя. Сочетая оффлайновые, виртуальные, конструируемые и игровые учебные среды, STE обеспечивает доступное обучение, в котором имитируется реальный ландшафт со всей его сложностью, что просто невероятно.
Картинка из инернета
Картинка из инернета

Ну если с военными теперь все стало ясней, то что на счет медицины, как же дела обстоят там? И тут прежде всего стоит вспомнить робота-хирурга "Da Vinci". Робот предназначен для проведения операций на любом расстоянии. Система состоит из двух блоков: четырехрукий робот, который проводит операцию и блок для хирурга — устройство с очками и джойстиками, в которых врач видит участок в 3D-формате.

Робота-хирург "Da Vinci"
Робота-хирург "Da Vinci"

Так же VR тренажеры помогают в обучении специалистов разных областей медицины.

Хирург в vr симуляции
Хирург в vr симуляции

Вообще скрещивания двух технологий, робототехники и виртуальной реальности дало миру еще больше возможностей. Так в 2017 году Массачусетский технологический институт разработал систему, использующую VR-шлем для удалённого управления промышленным роботом.

Скриншот из видео
Скриншот из видео

С применением подобной технологии недавно компания под названием "SE4" выпустила многообещающую новую операционную систему для удаленного управления роботами, которые все чаще используются в строительстве или при стихийных бедствиях. Один из наиболее вероятных вариантов использования этой технологии - это космос, где роботы смогут исследовать поверхность и даже строить сооружения на других планетах, подготавливая их к колонизации человеком.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

Уже сейчас военные ведут новые разработки над роботами, которыми будут управлять люди из укромного и безопасного места. Так война превратится не в кровопролитное месиво, а в войну средств и технологий, где на поле боя роботы, а после ранений их чинят роботы, да и создают их тоже роботы. И возможно сюжет видеоигры "Detroit: Become Human" не так далек от реальности как нам кажется, и чем дальше, тем интересней.

Если хотите видеть больше новостей из мира техники и науки подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх.