Я продолжаю знакомить вас с малоизвестными пока российскими уличными фотографами. Сегодня в гостях у меня фотограф из Санкт-Петербурга - Александр Дрызлов.
Меня зовут Дмитрий Егоров. Я уличный фотограф и популяризатор стрит-фотографии, один из создателей паблика @streetphotorussia , где мы, собственно, и публикуем работы российских авторов в этом направлении.
Работы Александра всегда для меня стояли как-то особняком, с того самого момента, когда впервые мой взгляд зацепился за ироничный кадр неизвестного мне тогда ещё фотографа. С тех самых пор снимки Саши в ленте своего инстаграма я узнаю сразу же, не глядя на имя. Это, без сомнения, признак уникальности его фотографического взгляда на жизнь.
Приблизительно неделю назад состоялся и наш первый телефонный разговор. Для меня такие созвоны с авторами, о которых я собираюсь рассказывать, стали уже традиционными. Лично я так устроен, что мне всегда хочется знать о человеке чуть больше, нежели он скромно сообщает в присланном для статьи собственном тексте.
Проговорили чуть менее двух часов и я в очередной раз убедился, что фотографии способны очень неплохо охарактеризовать своего автора. Саша оказался тактичным, интересным, а главное действительно вдохновлённым фотографией собеседником. Он рассказал мне историю своего знакомства с Александром Петросяном - известным уличным фотографом из Петербурга, чьё творчество нравилось и вдохновляло нашего героя. А позже, как Петросян стал для Саши и наставником и учителем.
Александр Дрызлов работает в сфере гостиничного бизнеса и, казалось бы, как и многие с кем мне довелось познакомиться ближе, максимально далёк от уличной фотографии.
Сейчас Александр фотографирует на Olympus E‑M1 Mark II и камерой своей полностью доволен.
Но давайте уже послушаем его самого и посмотрим удивительно живые снимки Саши!
Мое увлечение фотографией началось со съёмок в путешествиях и с естественного желания научиться делать хорошие семейные портреты. Постепенно я начал знакомиться с творчеством известных фотомастеров, читать о приемах и технике съёмки. В 2013 году купил первую зеркалку, а годом позже поступил на Фотофакультет - петербургскую школу фотокорреспондентов с многолетней историей, но проучившись там всего пару месяцев, я понял, что у меня нет большого желания заниматься фотожурналистикой.
Находясь в поиске своего пути в фотографии, я пришёл на курс «Городография» к Александру Петросяну, знакомство с которым сильно на меня повлияло. С тех пор, вот уже несколько лет подряд я практически не расстаюсь с фотоаппаратом.
Я работаю в центре Петербурга и снимаю в основном во время поездок на работу и с работы, а также в обеденный перерыв. Иногда выезжаю «на этюды» и в выходные.
До пандемии в будние дни я около полутора часов в день проводил в метро. Оказалось, что там тоже можно «поймать кадр».
С наступлением пандемии количество моих поездок в центр города резко сократилось, поэтому я стал больше снимать вблизи от дома - в Мурино (это стремительно растущий город на границе с Петербургом со 100-тысячным населением). В общем, не являясь профессиональным фотографом, я стараюсь использовать любую свободную минутку для съёмки.
Жанр стрит-фотографии привлекает меня невероятной свободой. В нём есть масса возможностей для самовыражения. Однако больше всего меня привлекает съёмка людей. Я снимаю тех, кто случайно повстречался мне на пути и показался интересным. Чем конкретно - в момент съёмки я не задумываюсь об этом. Желание сфотографировать кого-то обычно появляется спонтанно, решение нажать на кнопку затвора принимается как бы на подсознательном уровне.
Мне не очень нравится абстрактная стрит-фотография, где люди обезличены и являются всего лишь частью композиции. Иногда это выглядит красиво, конечно, но в таких снимках мне не хватает некой смысловой нагрузки. Я стремлюсь изобразить людей «объёмно», показать их индивидуальность, сиюминутное состояние, настроение, а зрителям дать пищу для размышления.
Честно признаюсь, снимать незнакомых людей мне не всегда легко. Я до сих пор иногда ощущаю робость при съёмке. Психологический барьер уже не такой мощный, как был, скажем, ещё 5-7 лет назад. Но всё же, и сейчас, чтобы преодолеть его, мне каждый раз приходится выходить из зоны комфорта.
Наверное поэтому во время съёмки я чаще всего пытаюсь быть незаметным, хотя знаю, что иногда как раз реакция «на фотографа» и делает кадр. Так что, если тебя все-таки заметили - это не обязательно плохо сказывается на конечном результате.
Кроме того, как показал опыт, если мне и приходится контактировать с незнакомыми людьми на улице в процессе съёмки, в 99,9% случаев - это вполне нейтральный, а иногда даже приятный опыт.
Непредсказуемость стрит-фотографии меня одновременно и привлекает, и немного угнетает. Как переменится мизансцена уличной пьесы в следующее мгновение не знает никто. Но иногда случаются приятные сюрпризы. Унылая действительность может оставаться унылой очень долгое время и вдруг неожиданно расцвести ярким цветком, который нужно успеть сфотографировать прежде чем он стремительно начнёт увядать.
Пресловутый «решающий момент» не наступает по расписанию. Порой самое сложное - это дождаться его. На это не всегда хватает терпения. Вот, например, для этого снимка понадобилось около получаса ожидания. И когда мне уже совсем надоело ждать непонятно чего, и я хотел опустить руки, а вместе с ними и объектив, на суровом урбанистическом фоне муринских линий электропередач показался велосипедист в красном, и пазл сложился.
В процессе гонки за «решающим моментом», я заметил одну загадочную и даже немного мистическую вещь. Без каких-либо объективных причин у меня иногда появляется предчувствие: «Сейчас что-то случится - готовься снимать!», - и чаще всего, если успел среагировать на этот звоночек из подсознания - действительно удаётся снять что-то стоящее.
Несмотря на все сложности жанра, я люблю сам процесс съёмки на улице. Он отчасти напоминает охоту. Хотя от охоты в привычном понимании я далёк, но вероятно «охотник» засел в нашем днк ещё с доисторических времён.
Однако, наибольшее удовольствие мне доставляет все-таки не процесс, а результат - новый удачный кадр в копилку. Причём мне больше важна собственная оценка, а не зрительское одобрение, скажем, в соц. сетях, хотя, не скрою, лайки и восторженные комментарии зрителей мне приятны и являются сильными мотиваторами.
Скажу честно, у меня даже появилась определённая эмоциональная зависимость. Если я понимаю, что мне не удалось снять ничего заслуживающего внимания, я ощущаю подавленность и опустошенность. Но когда удача улыбается, и я уверен, что запечатлел что-то действительно стоящее - я чувствую воодушевление и желание снимать ещё и ещё.
Я люблю снимать в цвете и практически никогда не перевожу свои снимки в ч/б. Мне нравятся классическая черно-белые фотография, но я почти не воспринимаю современные цифровые фото, лишенные цвета. Да, о проблематике съёмки в цвете вполне убедительно высказался когда-то Картье-Брессон, но всё же - я абсолютный сторонник цвета! Возможно ещё и потому, что мой родной Петербург так часто окрашен во все 500 оттенков серого.
Я считаю, что удачное сочетание цветов или любопытная цветовая перекличка может вывести хороший снимок на совершенно иной уровень.
Когда Дима обратился ко мне с предложением сделать эту статью на Дзене, кроме прочего он написал: «В твоих фотографиях так много иронии и юмора». Безусловно, я люблю юмор, но на самом деле, целенаправленно никогда не стремлюсь снять что-то смешное или забавное. Это как-то выходит само собой.
Считается, что любое художественное произведение является автопортретом его создателя. Я разделяю это мнение. Наверное, иронический взгляд на вещи одно из присущих мне качеств.
Единственное, что мне хотелось бы - это чтобы мои «ироничные» фото не выглядели грубой насмешкой над теми, кто на них изображён. Я понимаю, что существует очень тонкая грань и стараюсь не перейти её, стремясь, насколько это возможно, деликатно относиться к героям своих снимков.
Наверное, перед каждым фотографом встает вопрос: что он хочет снимать и для чего. Для меня фотография - это прежде всего способ творческого самовыражения, который делает мою жизнь более наполненной и счастливой.
И ещё одно хочется сказать... В замечательном фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» главный герой, которого играет Евгений Леонов, работает фотографом в обычном фотоателье и в одной из сцен сетует на то, что ему надоело заниматься скучными портретами на документы: «Я хочу снимать поток жизни! Мне бы в «Огонёк»...», - говорит он. Этот тезис: «снимать поток жизни» и для меня звучит очень привлекательно. И, как оказалось, чтобы притворять его в жизнь не обязательно устраиваться фотокором в «Огонёк» или ещё куда-то. Стрит-фотография вполне для этого подходит! В общем, на сегодняшний день я так вижу свою творческую цель: создать портрет современников через непостановочную фотографию, отразив характерные черты эпохи. Хочется надеяться, что мне удастся справиться с этой сложной задачей, а потомки будут иметь возможность разглядеть в моих работах и мой собственный портрет.
Друзья, если вам понравились фотографии Александра Дрызлова, вы можете перейти в его инстаграм @a.dryzlov, чтобы выразить своё одобрение ему лично. Поверьте, иногда авторам этого очень не хватает.