Гражданская война в России не стала для многих «непримиримых» белогвардейцев концом борьбы. Если часть бывших белых пыталась устроиться за границей, возвращалась в советскую Россию, то прочие деятели антибольшевистского сопротивления решили «воевать с красными по всему миру, любыми способами».
Тридцатые годы выдали белым хороший возможный «полигон» — Испанию. Разумеется, симпатии «непримиримых» белых офицеров были на стороне франкистов, тогда как более демократическая часть русской эмиграции поддерживала республиканцев.
Воинская организация белых эмигрантов РОВС располагала довольно приличными людскими ресурсами в разных частях Европы. Бывший глава белого движения на севере России, глава РОВС Е.К. Миллер в письменном обращении к штабу Франсиско Франко предлагал националистам... целую армию!
У белых было шесть тысяч человек во Франции, три тысячи в Болгарии, четыре тысячи в Югославии, больше тысячи в Германии и так далее (К.К. Семенов. Русские офицеры-эмигранты на фронтах Гражданской войны в Испании 1936 — 1939 гг.).
Белые планировали перебросить в Испанию своих лучших ветеранов, бойцов «цветных частей» (корниловцы, алексевцы, дроздовцы, марковцы). Не исключалась даже идея о прорыве государственной границы.
Но скажу сразу, что никаких «тысяч» белых в Испании, конечно, не оказалось. Цифры русских белоэмигрантов на стороне франкистов сильно разнятся, но есть определенные границы: от 72 человек до 170 — 180 бойцов. То бишь разница существенная (неудивительно, Гражданская война — это бардак, а белые у франкистов служили в самых разных частях), но это не особо большая цифра.
Среди белогвардейцев в Испании было как минимум два генерала: Николай Всеволодович Шинкаренко и Анатолий Владимирович Фок (последний пал в бою, прорываясь из окружения, в 1937 году). Но какой-то своей собственной крупной части белые в Испании так и не получили. Более того, никому из них испанцы не доверяли командования и не «поднимали» выше лейтенанта. Хотя белые у националистов дрались образцово и понесли большие потери.
Во многом, именно такое «осторожное» отношение Франко к русским добровольцам и стало причиной относительной их малочисленности. Впрочем, тут как всегда, комплекс факторов.
Белогвардейцев в 1937 году «притормозил» Комитет по невмешательству в испанские дела. У данного органа силенок не хватало заявить подобное фашистской Италии или Третьему Рейху. Но вот белые все-же не были какой-то солидной геополитической силой. А потому их можно было тормозить. Кроме того, в 1937 году агентами НКВД был похищен тот самый генерал Е.К. Миллер (расстрелян в СССР двумя годами позднее), предлагавший франкистам тысячи людей.
После Миллера главой РОВСа временно стал генерал Ф.Ф. Абрамов. Но... какая незадача, у него сын оказался... советским разведчиком! Еще раньше, в 1930 году, советскими агентами был ликвидирован непримиримый и идейный генерал А.П. Кутепов.
Короче говоря, деятельность советской разведки во многом ослабила белую эмиграцию. Наконец, многие белоэмигранты выступали против массовой «поездки» русских офицеров в Испанию. Так, к примеру, писал Антон Иванович Деникин. Поэтому в глазах многих белых небольшой отряд добровольцев был идеальным вариантом, мол, мы тут тоже повоевали, свои пять копеек вставили. В дальнейшем Франко лично поблагодарит выживших белогвардейцев, разрешит пройти им на параде, выдаст пенсии и гражданство...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.