Найти в Дзене

"Это другое". Нестандартный взгляд на "37 год". ч.1

Летом 1991 г. режиссер и актер Иван Дыховичный снял один из самых неоднозначных фильмов о периоде истории СССР , который называется "37 год". Страну уже накрыл вал "огоньковских" статей с разоблачениями ужасов "массовых необоснованных репрессий". "Архипелаг ГУЛАГ", наконец-то, доплыл до "родной" гавани". Правда, особого ажиотажа, который был в стране, когда его в середине 70-х передавали "Немецкая волна" и "Голос Америки", не вызвал. Одно дело, когда тебе передают самые "убойные" выжимки, и совсем другое, когда надо самостоятельно освоить три увесистых кирпича, да еще и написанных очень, мягко говоря. своеобычным языком. Александ Исаич он же на лавры Льва Толстого замахнулся в русской словесности, вот изобретал свой новояз.

Но тут на помощь "официальной линии партии и правительства" о разоблачениях преступлений "сталинаберии" пришли советские кинематографисты, ведь "важнейшими искусствами у нас являются кино и цирк." И понеслось, лучшие режиссеры, в меру своей фантазии и начитанности "Огонька", стали выдавать на гора один за другим фильмы ужасов о "кровавом сталинском режиме" - "Затерянный в Сибири", "Людоед", "Кома", "Пиры Валтасара", "Похороны Сталина", "Десять лет без права переписки" , "Умирать не страшно", "Враг народа Николай Бухарин". Названия то какие, чистой воды кликбейт!

И вот среди всего этого заказного потока в некоторых случаях, кстати. очень качественных фильмов, на экраны страны выходит совместный советско-французско-германский фильм Ивана Дыховичного "Прорва". Время действия стандартное - 1938 год. Персонажи стандартные. Злодеи - кровавые чекисты, их добровольные стукачи из творческой интеллигенции, душители свободного творчества из государственных органов. Их жертвы - "бывшие" из дворян, писатели и поэты, критически относящиеся к самому справедливому в мире социальному строю.

И все это сдобрено сценами чекистских оргий с элементами эротики. Вот, что тогда не умели наши снимать эротику в стиле "Девять с половиной недель", хотя в "Прорве" добросовестно пытаются, что сейчас. Сейчас вообще даже не эротика, а легкое порно получается. Хотя это можно рассматривать и как прогресс. И весь фильм звучит музыка из того времени, в основном танго.

Пришедшее в Европу из портовых кабаков Буэнос-Айреса, танго стало лейтмотивом Европы второй половины тридцатых годов. Европа полным ходом шла к катастрофе Второй Мировой войны, и сладостный, и печальный мотив танго, как нельзя больше соответствовал этому. Недаром одно из самых популярных танго того времени называлось "Последнее воскресенье" или "Танго самоубийц". В СССР оно известно под названием "Утомленное солнце" с совершенно другим текстом. Это танго польского композитора Ежи Петерсбургского, было любимым у коменданта Освенцима, и еврейский оркестрик играл его, когда заключенных вели в крематорий.

Вот и получается, что и у Дыховичного все вроде так, как у всех. Так, да не так. Не поддался Иван Дыховичный соблазну сделать очередную спекулятивную поделку о "37 годе". А сделал фильм о той стране, которую он помнил и любил. О стране, в которой было все. И людей арестовывали и расстреливали, в том числе арестовали и отца режиссера знаменитого писателя-сатирика В. Дыховичного. Но в тот день, когда арестовали его отца, ярко светило летнее солнце, по улицам ходили веселые и счастливые люди. Была великая страна великих свершений.

Я хотел рассказать о прошлом так, как я на самом деле его чувствую. Знаю, картина может вызвать неприязнь у бывших диссидентов. Они могут сказать: «Ты умиляешься тому, что кто-то бил в барабан». Я, кстати, не бил в барабан и не ходил в пионерском галстуке. Но я знал, что мне хотелось бить в барабан и носить пионерский галстук.Я видел глаза людей и помню самых умных, самых тонких, которые были счастливы в то время. Они жили, любили, страдали и вообще были молоды...Почему мы восхищаемся Возрождением? Эта эпоха цельного сознания. И мои герои живут в эпоху цельного сознания — в имперскую эпоху. Мне кажется, тот процесс, который у нас происходит, очень страшен. Все поднапряглись и стронули с места глыбу империи, а когда она стала падать, вдруг закричали: «А почему она падает на нас?»

Фильм очень многослойный. В нем различается несколько сюжетных линий. Первая - это история майора госбезопасности Саши и его жены, из "благородных", самой красивой женщины Москвы Анны. Когда- то Саша спас Анну и ей пришлось выйти за него замуж. Абсолютная несовместимость импотента, труса, серой личности Саши и эффектнейшей, необузданной красавицы Анны. За эту несовместимость Анна мстит Саше изменами.

На роль Анны режиссер пригласил талантливейшую немецкую певицу в стиле джаз и шансон, танцовщицу Уте Лемпер. И не ошибся - это украшение фильма. Уте полная реинкарнация Марлен Дитрих, да и ее репертуар во многом составляют песни Марлен Дитрих и Эдит Пиаф.

Понятна идея режиссера - показать полную несовместимость бывшей дворянки Анны, этой инопланетянки из других миров, и советской действительности. Немка Уте Лемпер, которая в роли Анны поет французский шансон, бьет степ, имеет свободный и упрямый нрав, идеально подошла для этого фильма. А еще от Уте требуется. чтобы от ее героини исходили такие эротические флюиды, чтобы первый встречный мужик тут же возжелал бы ее. Лемпер и с этим великолепно справляется.

Анна шла по улице и чувствовала, что от нее исходит незнакомое ей раньше вожделение. Она была самкой, готовой к совокуплению. Как будто вчера над ней не надругались, а наоборот - омолодили ее и влили в нее жизнь и похоть.
Анна шла по улице и чувствовала, что от нее исходит незнакомое ей раньше вожделение. Она была самкой, готовой к совокуплению. Как будто вчера над ней не надругались, а наоборот - омолодили ее и влили в нее жизнь и похоть.

А надругались над ней во время поездки на корабле в компании с чекистами, сослуживцами мужа.

Думаете "кровавая гэбня" показана полными отморозками и садистами. Ничуть не бывало. Это вполне себе представители столичной богемы, устраивающие светские рауты с другими представителями столичной богемной тусовки - артистами, адвокатами, музыкантами. Хозяйка этого салона Анна.

Развлекаются люди как могут, в силу своего культурного уровня. Вот что писал будущий "железный нарком" НКВД Н.И. Ежов в 1935 г. в своей докладной записке на имя т. Сталина.


Что собой представляет оставшийся состав чекистов? В большинстве случаев это малокультурные люди. Как правило, они загружены с головой оперативными делами, почти совершенно не берут в руки книги, не читают не только политической и экономической литературы, но даже редко читают беллетристику. Кстати сказать, общее, что бросается в глаза среди чекистов, это пренебрежительное отношение к чтению, к культуре, к знаниям. Особенность чекистской среды, плюс вся сумма их воспитания отражается и на бытовых условиях чекистов. В подавляющем своем большинстве чекисты — это замкнутая среда и в быту их имеются массовые случаи «буржуазности». Достаточно сказать, что жены чекистов стали буквально нарицательным именем.

Вторая сюжетная линия - об Адвокате, одном из бывших любовников Анны, которому приходится защищать серийного убийцу, некую Горбачевскую. Она заманивал к себе мужчин, поила, кормила, проводила ночь, а под утро, как Клеопатра убивала.

Адвокату удалось вытащить ее из тюрьмы, прекратить дело. И она провела с ним ночь. При этом призналась, что очень не любит коренных москвичей, всех бы их поубивала. слишком воспитанные. А Адвоката пока убивать не будет, так как он из Нижнего Тагила. Она сразу это поняла по его уральскому оканью. А так он был бы у нее седьмым. Пришлось Адвокату с перепугу бежать обратно в свой Тагил.

Третья сюжетная линия о молодом Писателе, которого должны проработать на собрании Союза писателей за несоветские произведения, которые он даже не напечатал. А два его друга-писателя, чекистские стукачки, которые донесли на него в НКВД, принесли туда его неопубликованные несоветские произведения, хотят ему помочь на этой проработке. С одной стороны топят, с другой спасают. И вроде совесть чиста, и Писатель им обязан

В фильме есть великолепная сцена проработки Писателя на писательском собрании. У его друзей-стукачей был шикарный план, как спасти своего друга. Выступит один из них, скажет, что Писатель бездарен и надо не обращать на него внимание, что с бездарности взять. И вроде все должно было обойтись. Но тут на собрание приходит зам. наркома культуры, жена чекиста Василия.

Зам. наркома играет Алена Антонова, бывшая актриса Горьковского драмтеатра, жена одного из продюсеров фильма французского режиссера и издателя Пьера Риваля. Это второе украшение фильма наряду с Уте Лемпер. Ее отьезд во Францию, лишил отечественное кино прекрасной актрисы. В сценарии не было этой замнаркомши. Вероятно, Пьер Риваль попросил сделать роль для его жены, которая была уже беременна. Антонова и изображает беременную замнаркомшу. Такую Ларису Рейснер, дожившую до конца 30-х годов, Валькирию революции, прекрасную комиссаршу из "Оптимистической трагедии".

Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина.

А теперь ей приходится жить с идиотом, как она его называет, безграмотным чекистом Василием, быть от него беременной, и пафосно разоблачать "врагов народа". И все это очень точно играет Алена Антонова.

Кстати, после съемок Алена Антонова родила мальчика. Антон Риваль закончил Школу-студию МХАТ и сыграл в 2019 г. главную роль в фильме Андрея Смирнова "Француз".

Ничем хорошим для Писателя, который когда-то был любовником Комиссарши и посвятил ей свои первые стихи, кончиться не может.

И четвертая сюжетная линия - это деятельность наших богемных чекистов. Думаете они все в застенках день и ночь сидят, кровь невинных троцкистов, зиновьевцев и прочих "врагов народа" пьют? Нет, у них более важная задача.

Но об этом во второй части.

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.