Найти в Дзене
Море внутри - life & travel

Тамбовские истории. Торговые ряды центрального рынка, и их подземки

В исторической части города находится Центральный рынок, на котором еще частично сохранились старинные торговые ряды (правда, их состояние оставляет желать лучшего). В рамках проекта #тамбовские истории море внутри активист и общественный деятель Федор Фирсов поделился рассказом о тамбовских торговых рядах, и подземных ходах под ними.

Фото для статьи предоставлены каналу Федором Фирсовым. Далее - с его слов.

Торговые ряды Тамбова сегодня являются обьектом культурного наследия, памятником истории федерального значения. Каменные ряды были возведены в 1852-м году, но на самом деле - история уходит корнями в 1787г., когда ряды уже существовали, но только деревянные.

Старое фото. Так выглядели ряды раньше
Старое фото. Так выглядели ряды раньше

Торговые ряды - здания, которые предназначались для торговли, и были разделены на торговые помещения (лавки), объединённые открытой галереей. Частенько на втором этаже располагались комнаты, в которых жили владельцы лавок.

Чего здесь только не продавали - воск, музыкальные инструменты, хлеба, ветошь, мед, муку, мясо, скотину, калачи, сапоги, ткани, свечи, дрова, конную амуницию, и многое многое другое.

-2
-3

Тамбовское наместничество, а затем и Тамбовская губерния были медосбореными и хлеборобными, а город Тамбов – центром оптовой торговли зерном. На территории края города насчитывалось около 12 ветряных мельниц. Потом, естественно, появились и водяные. За городом, по всей губернии, их было более ста.

 В 1902 году в «Полном географическом описании нашего отечества» сообщалось:

«Торговля города довольно значительна: главные предметы ее: хлебные товары, лошади, кожа, шерсть и отчасти рогатый скот. Количество товаров, грузимых на тамбовской станции железных дорог, доходит до 19 мил. пуд., в том числе одни направляющиеся к западу хлебные грузы составляют 12 мил. пуд.». Пишет Марина Климова.

Главным торговым местом в Тамбове являлась Сенная, базарная площадь, кто-то называл её Хлебная (сейчас это центральный рынок) с торговыми рядами, гостиным двором и конюшнями.

Из книги «Справочник-путеводитель. Тамбов». Горелов А.А., Щукин Ю.К
Из книги «Справочник-путеводитель. Тамбов». Горелов А.А., Щукин Ю.К

Кстати, каменные торговые ряды, которые сохраняются и сегодня, строили постепенно, вводя в эксплуатацию частями – с 1790-х годов до 1856 года.

Сейчас торговые ряды в плачевном состоянии
Сейчас торговые ряды в плачевном состоянии
-6

Об истории строительства рассказывают не только архивные документы, но и детали зданий. Если хорошо оглядеться, и посчитать подвалы, то в некоторых местах торговые ряды четырёхполые. Три этажа над землёй, и один в подвале. Более 20 лет торговые ряды остаются заброшенными, как бы не больше.

-7
-8
Внутри они очень необычные и интересные, но на данный момент постройки назодятся в очень плохом, аварийном состоянии.

Весь исторический город имеет под собой частично сохранившиеся подземки. На Коммунальной 24 подземный ход соединялся с центральном рынком. Очень хорошо помню, как друзья, которые постарше, рассказывали, как они спускались в данный подземный ход, часть из которого попадала под здание, где находился ремонт холодильников, и часовая мастерская. Дальше ходы продолжали идти к торговым рядам. Подземный ход был завален военной зимней формой, и было множество противогазов. Мы отрывали пуговицы от шинелей - они были как новые. Собственно, из-за них туда и лазили.

-9

Но больше всего, и круче всего, были подземные ходы на территории торговых рядов. Во-первых, они очень старые, а во вторых, как я понимаю, были построены для обслуживания и подачи к месту торговли нужного товара. Все четыре маленьких коридора соединялись между собой подземными ходами, а также все большие коридоры соединились с двойными подземными ходами между собой. Туда могла спуститься запряженная лошадь, и с лёгкостью проехать.

-10

Даже сейчас можно увидеть на фотографиях - они объемного размера. В одной части установлены вагонетки, чтобы с лёгкостью проезжать под землёй. Вагонетка сверху заходила вниз, и оперативно доставляла товар по деревянным рельсам в то место, где он требовался. Сейчас на этом месте сохранились металлические механизмы для опущения объемного продовольствия в погреба.

На территории подземных ходов имеется множество подвесных крюков в части центрального рынка, так как там была большая скотобойня. Животных забивали, разделывали, и там же продавали. Также шла обширная торговля зерном - пшеницей, рожью, и готовой мукой. Понимая, какой объем продовольствия они могут принести, не зря рекомендовалось построить их в виде каре с премыкающими постоялыми гостиными дворами и конюшнями, продовольственными складами.

-11

Сами постройки очень необычные - стоит один раз спустится в подвалы торговых рядов, и ты понимаешь, насколько этот объект был мощным.

-12

Кроме этого, они построены таким образом, что ровно все дороги пересекаются на них. Если нанести прямую линию от края города до другого края, от самой маленькой точки до большой, и также наоборот - то торговые ряды появятся именно ровно на середине. В каре, если его посмотреть сверху и заполнить его изнутри, можно увидеть интересный знак - в виде креста иезуитов, к которым когда-то принадлежала Екатерина великая (по ее одобрение и происходила подобная планировка подземных ходов). Понятное дело, что ходы представляли опасность, поэтому их перекапывали, переделывали, засыпали, избавлялись, всячески прятали от внешних глаз.

=======

Обязательно поделитесь в комментариях, интересно ли вам читать такие заметки! Ваши лайки, комментарии, и репосты помогают развитию канала.