Найти в Дзене
Юлия Пономарева

Как мой магазинчик не только выжил весной 2020 года, но и стал сильнее (было не просто)

Оглавление
Всем привет! Я мама двух малышей и создатель, владелец и идейный вдохновитель детского магазина "Торопыжка".

Знаю, что эта тема всем уже порядком надоела. Но здесь не о нем. А о том, как можно сохранить бизнес и репутацию даже в самое сложное время. Даже будучи маленьким начинающим предпринимателем с двумя детьми.

Незадолго ДО

На дворе март 2020 года. Ситуация в мире непонятная, но всем еще верится в лучшее. Нет, не так. Мне ещё верится в лучшее. Да и всему нашему маленькому Хабаровску тоже. Кажется, что до нас, как обычно, ничего не дойдёт.

Так же, как и весь мир, читаем новости, обсуждаем, переживаем, но продолжаем жить своей обычной скучной жизнью. Даже немножко обидно. Что везде есть, а у нас нет.

Единственное - купила в свой магазин маски и антисептик. Лежат, ждут чего-то.

Во ВРЕМЯ

Всё изменилось и перестало быть томно скучным в одну ночь. После выступления президента. Когда оказалось, что нужно срочно закрыть магазин на карантин. На неделю (ха-ха, на неделю!).

А теперь расскажу, что значит закрыть бизнес, пусть даже на неделю (хотя по факту - почти на два месяца).

Обязательные платежи, которые никуда на тот момент не делись: аренда, коммуналка, зарплата, налоги с зарплаты, налог УСН, кредиты. Это порядка 400 тысяч в месяц. Напомню - у меня всего один маленький магазинчик. Помощи от государства - ноль. Да, кто-то получил. Я билась и не добилась. Девочка же. Надо было жёстче, наверное.

Увольнять людей и закрывать бизнес было не вариант. Во-первых, каждый раз искренне верилось, что это ещё на недельку и откроемся. Во-вторых, кредиты бы сами себя не отдали. В-третьих, была стойкая вера и любовь к своему делу.

Открывать магазин и работать на свой страх и риск тоже было не вариант. Здесь причины скорее эмоциональные и нравственные. Было страшно. За работников, за клиентов. Как обеспечить безопасность в магазине? Как заставить детей носить маски и не засовывать ценники себе в рот?

Не хочу никогда осуждать, но 9/10 моих конкурентов тогда открылись через неделю, поставив на полки туалетную бумагу и гречку. Я, вот такая наивная и правильная, не стала.

Но вопрос выживания встал остро. Надо было принимать меры. Паники было всего часов 20, потом началась работа. С двумя детьми на руках (садики на тот момент тоже перестали работать).

Три фактора, которые спасли меня тогда, - наличие достаточно раскрученного Инстаграма, сформированная клиентская база и наличие зачаточной службы доставки.

Сделали акцент на доставке
Сделали акцент на доставке

Люди боялись ходить по магазинам, особенно с детьми. А на улице во всю наступала весна. Светило солнце, появлялась первая травка, текли весенние ручейки. Дети не ходили в садики, но хотели гулять. А не в чем. Выход из ситуации был очевиден и мы его увидели сразу - доставка одежды и обуви домой. Безопасная доставка. Курьер приезжал в перчатках и маске. Ждал в подъезде. Оплата проводилась только бесконтактно.

Вроде очевидное решение. Но оно позволило выжить.

Нас тогда рекомендовали и ставили в пример.

А мы сутками отвечали клиентам на сообщения, собирали/разбирали пакеты на доставки и отвозили-отвозили-отвозили. Было сложно, но очень дружно.

Сразу ПОСЛЕ

Как итог - мы не уволили ни одного человека (даже приняли нового), выплатили все свои обязательства без помощи государства, усилили свою репутацию в глазах клиентов. Стали сильнее. Стали осознаннее.

Прошло полтора года. А антисептики и маски по прежнему лежат у входа. Грустно.

Здорово, что вы дочитали статью до конца, спасибо! Я и дальше буду рассказывать, как не просто строить честный бизнес с маленькими детьми и без богатого папы, если интересно - подписывайтесь, буду рада.

Первые попытки носить маску вместе с очками - запотевают, невозможно
Первые попытки носить маску вместе с очками - запотевают, невозможно