Помните шкафы, в которых бабушки хранили одежду? С ностальгическим запахом нафталина и пыли. Многие давно от них избавились. Но есть те, кому подобные вещи памятны. Как-то нам довелось делать на заказ такой "ждановский" шкаф. Было много непростой, кропотливой и интересной работы, а в итоге вся она пошла насмарку и вот почему...
Работу мы выполняли для знакомого, у которого такой шкаф заказал один из клиентов. Особенность заключалась в том, что предмет не просто повторял старые модели, а делался по подобию в увеличенном масштабе. Как правило, "ждановские" шкафы были около 2 метров в высоту, имели глубину порядка 60 сантиметров и ширину 135-140 сантиметров (если речь о трехстворчатом). Наш же гигант в высоту получился аж 2,5 метра, а в ширину 2,3 метра.
Немного о названии — причем тут Жданов?
Этот предмет интерьера появился в СССР в 50-е годы. Свое название он, вероятно, получил от развернувшейся в 1946 году кампании партийного контроля за интеллектуальной жизнью страны (шла до конца 50-х), вошедшей в историю как «ждановщина», поскольку возглавлял ее любимец Сталина, Андрей Жданов.
Жданов ратовал за создание новой философии художественного творчества, избавление от иностранного влияния. Послевоенный период стал особенно благодатным для таких изменений: много мебели было утрачено, и вместо нее большими тиражами начали выпускать однотипную новую. Но она не была похожа на прежнюю. Людям очень хотелось простого комфорта: мягких диванов, лаконичных шкафов, скатертей из бархата. Такие вещи как раз подходили к помпезному стилю сталинских новостроек.
Есть также версия, что шкафы эти выпускали на судоверфи им. Жданова, где в том числе были столярные цеха, в которых делали мебель как для кораблей, так и "гражданскую".
Как мы делали шкаф: материалы, сложности, лайфхаки
В качестве модели был взят старый хозяйский двухстворчатый шкаф. Поставленная задача — сделать такой же, только с тремя створками и антресолью.
У нас и у самих был когда-то похожий шкаф, доставшийся от бабушки. А у вас? Поделитесь в комментариях, какой именно.
В качестве основного материала мы использовали МДФ, который фанеровали шпоном дуба и красного дерева.
Согласитесь, дубовые рубашки, набранные «елочкой», смотрятся эффектно? Но воссоздать их было непросто.
Очень пригодился здесь вакуумный пресс, т.к. мешок, в котором происходила фанеровка, прозрачный: можно видеть центр рубашки из шпона относительно центра фасада и следить за тем, чтобы сохранялась вертикальность стыка «елочки».
Однако самым сложным моментом в работе оказалось сделать угловые радиусные элементы из массива березы и зафанеровать их шпоном красного дерева. Пришлось изготовить лекало на ЧПУ-станке и вручную подгонять геометрию, проверяясь лекалом.
Вот что у нас получилось в итоге.
Что было дальше?
А дальше было самое "интересное". Наш знакомый решил сделать отделку сам. Тонировал шкаф он концентрированной морилкой, не сделав образцы на конкретном шпоне, рассчитывая на магазинные выкраски. В итоге получился очень насыщенный оттенок, который не принял заказчик. Ориентир был на американский орех, а получилось «венге». Чем закончилась вся эта история, мы не знаем. Единственный известный нам факт, что тонировку пытались исправить, но в итоге протерли шпон до дыр в некоторых местах...
Мораль
Конечно, нам очень жаль, что проделанная кропотливая работа пошла насмарку. После этого случая еще раз убедились в том, что над всеми предметами мы должны работать от начала до конца, чтобы точно контролировать финальный результат и не испытывать в итоге ощущение потраченного впустую времени.
А сталкивались ли вы в своей работе с подобными казусами и какие выводы сделали? Расскажите в комментариях, может быть, мы что-то возьмем на заметку!
Если вам понравилась эта история, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал в Дзене, чтобы не пропустить новые статьи о создании и реставрации стариной мебели в нашей мастерской.
Кстати, если вам интересна реставрация, то можете прочитать историю о том, как мы спасли антикварный стол, на котором раньше рубили дрова здесь.