Найти тему
Культурный Петербург

КАЖДОЙ ЖУРНАЛИСТКЕ ХОЧЕТСЯ….СЛАВЫ И ЛЮБВИ

Кантор, Джоди. #MeToo. Расследование, уничтожившее Харви Вайнштейна / Джоди Кантор, Меган Туэхи; [ перевод с английского М. Литвиновой, М, Пономаревой ]. – Москва: Эксмо, 2021. – 384 с.
Кантор, Джоди. #MeToo. Расследование, уничтожившее Харви Вайнштейна / Джоди Кантор, Меган Туэхи; [ перевод с английского М. Литвиновой, М, Пономаревой ]. – Москва: Эксмо, 2021. – 384 с.

Перед нами книга, в которой сосредоточены все комплексы и потаенные желания современных эмансипе, одержимых страстным желанием мстить, мстить и мстить лицам противоположного пола только потому, что они называются «мужчины». И еще потому, что в своих любовных исканиях милые дамы полностью (или почти полностью) зависимы от этих «грубых животных», как на порою они именуют между собою. Хотя, на первый взгляд, нынешняя книга – это тот самый бестселлер, который сочинили две американские журналистки – Джоди Кантор и Меган Тухи,

В нем идет рассказ о нескольких расследованиях, объектами которых становились кандидат в президенты США Дональд Трамп, продюсер Харви Вайнштейн и член Верховного суда США Бретт Кавано. А расследовались вовсе не злоупотребления финансового или политического порядка, а всего лишь недостойное с точки зрения акул пера в юбках поведение означенных мужчин в отношении некоторых, как правило, малоизвестных дам.

Издатели (или, скорее, издательницы) в общем-то мило обманули читателей, назвав русский перевод «Расследование, уничтожившее Харви Вайнштейна». На самом деле эта история занимает лишь половину объема изданного текста. А называется он куда как менее эффектно: «Она сказала: об истории расследования сексуального харассмента, которое помогло основать движение». Название этого движения оголтелых феминисток известно (смотри название книги). Его последствия для отношения между двумя единственными на Земле полами ужасны и печальны. Отсюда и всякие «радужные» дела, и борьба против любого намека на любовные отношения, и преследования ни в чем не повинных мужиков.

Понятно, что обе журналистки отчаянно боролись за свою будущую славу смелых и объективных «разгребательниц грязи», но есть в их упертости для меня некоторая ущербность и сомнение относительно того: кем было испирировано это дело. Видимо, слава Боба Вудворда и Карла Бернстайна из «Вашингтон Пост», опрокинувших самого Ричарда Никсона с помощью Уотергейского скандала, не давала амбициозным дамам покоя. Но кто-то (скажем так – руководство их газеты «Нью-Йорк Таймс») очень сильно их настраивал и терпел их долгие месяцы, когда Джоди и Меган копались в грязном голливудским «белье».

Харви Вайнштейн явно не ангел. Но он не совершал ничего такого, чтобы выбивалось за пределы принятой в мире больших денег и большого кино системы карьерного продвижения по лестнице к высотам славы и признания. Забавно, что из всех «звезд» Голливуда, которые «слили» сладкой одержимой парочке расследовательниц личную информацию, только двух можно считать настоящими звездами – Эшли Джадд и Гвинет Полтроу. С последней я встречала лично в конце 1990-х годов на Берлинском кинофестивале. И она не произвела на меня впечатление слишком хитрой и изворотливой персоны. Наоборот, она была сама непосредственность. И я допускаю, что ее просто-напросто использовали «втемную» при сборе компромата на беднягу Харви.

Конечно, девчата из «Таймс» пытаются с помощью этой книги создать себе моральное алиби относительно того, что у них наличествуют некоторые стереотипы и предубеждения в направлении того, как оценивать любую двусмысленную ситуацию, где слово одной женщины встает против слова другого мужчины. И для этого они даже вытащили абсолютно личные документы, свидетельствующие о тех отступных, которые Харви Вайнштейн отправлял некоторым жертвам своего «диванного кастинга».

Без ответа остается в книге и вопрос о том, как развивалась карьера тех, кто так или иначе прошел нелегкое испытание в гостиничных «люксах», где проживал именитый продюсер. Не говоря уже о том, что в подавляющем большинстве примеров речь идет всего лишь о попытках склонить к интиму, а не о самом интимном процессе. То есть претензии журналистки предъявляют не по свершившимся фактам, а всего лишь за намерения. Здесь самое время вспомнить о «постправде», как методе влияния СМИ и журналистов на аудиторию, когда речь идет не о потвержденном факте, а о некотором допущении по принципу «higly likely».

Когда в мировых медиа возникла волна претензий к Харви Вайнштейну, спровоцированная статьей Джоди и Меган, некоторые российские деятельницы также заявили по принципу #MeToo. Что в дословном переводе на русский язык звучит и вовсе неприлично.

И, наконец, самый главный упрек наша парочка ищущих истины многие годы спустя после того, как плохое событие якобы случилось, относится к вопросу о доверии самим «жертвам». В книге сплошь и рядом встречаются воспоминания двадцатипятилетней, а то и тридцатилетней давности. Особенно ярко это проявилось со свидетельницей Кристин Форд, вспомнившей о том, как ее одноклассник Бретт Кавано пытался якобы ее изнасиловать на школьной вечеринке. Ее путанные признания сегодня ничего, кроме улыбки, не вызывают. Потому что в современной психологии известен эффект «вытесненных воспоминаний». Суть его в том, что под влиянием чьих-то рассказов или где-то узнанной информации (например, в СМИ) начинают «вспоминать» о том, чего просто-напросто не было. Напомню вам о целой книжке на эту тему, о которой приходилось писать совсем недавно - Лофтус Э., Кетчем К. «Миф об утраченных воспоминаниях: Как вспомнить то, чего не было».

И все же некоторый положительный эффект прочитанная книга о харассменте произвела. Теперь я точно знаю, что правдивая американская журналистика также правдива, как и то, что Никсон не вмешивался в уотергейтский скандал. Просто тогда двум решительным мужчинам-журналистам удалось вплотную подобраться к первому лицу государства и с помощью американского же государства довести дело до его отставки.

Барышни из «Таймс» 45 лет спустя смогли побороться только с продюсером и из чисто женской стервозности и мстительности с помощью того же государства посадить его на 23 года в тюрьму. Похоже, что они действовали по принципу «так не доставайся же ты никому!». И если бы при этом пострадал только Харви. Увы! Жертв женской мстительности в мире гораздо больше. Самим же Джоди и Меган слава, естественно, досталась. А вот насчет любви со стороны мужчин я сомневаюсь. Хотя это их личное дело.

Сергей Ильченко