Старшеклассник Даниил Казанцев из Екатеринбурга, создавший автономное устройство, интерпретирующее язык жестов, пару лет назад вошёл в пятёрку победителей конкурса юных учёных Google Science Fair. Также он стал лауреатом "Малой Нобелевской премии" от той же американской кампании. На днях об этом молодом изобретателе вновь вспомнили на просторах социальных сетей, одновременно восхищаясь полезным изобретением Даниила, и вместе с этим хая российское государство за то что оно не ценит молодых изобретателей страны. Особенно громко это прозвучало в посте актёра Гошы Куценко в Инстаграмме, назвав это так :"Удачи тебе,Даниил,ТАМ. Потому что здесь наша Страна до тебя ещё не доросла!" (Правда потом всё же дописал что вполне эта информация не правдивая). На фоне этого у многих сразу же сложилось мнение о том, что в России самим государством не ведётся какая либо поддержка изобретателей и тем более пощрения их за свой труд, позволяя иностранным Айти-гигантам поощрять самим их и в итоге "покупать" русские изобретения для своих нужд. На этом всём зародился у многих вопрос - а нужны ли современной России молодые изобретатели и помогает ли им государство? Обо всём это пойдёт речь далее.
Друзья! Вышла в свет книга, над которой долго работал. Она доступна для чтения и скачивания на Литрес и Мубок. Как раз ввиду того что работаю над написанием книг, посты на этом канале выходят редко. Переходите по ссылке, скачивайте, читайте, оставляйте отзывы https://www.litres.ru/maksim-anatolevich-osipov/narod-i-rodina/?ref_offer=1&ref_key=e365b98d54d41e662dbcc0e5e7da2a155dbe0f12de11106bc731eec1e9a1a817
Вернёмся к истории Даниила Казанцева, с того как всё начиналось. Идея создания своего изобретения школьнику пришла после случившейся неприятной истории. Школьник узнал о существовании многодетной матери из Алапаевска, которая общается со своими детьми лишь только при помощи мужа. Но потом муж ушёл из семьи, а по некоторым данным и саму мать лишили родительских прав, так как органы опеки посчитали что глухонемая мать не сможет справиться со своими воспитательскими обязаностями. Школьник решил помочь женщине и всем тем кто попадает в такую жизненную ситуацию, изобретя полезное устройство в виде браслета, который считывает мышечные импульсы при общении на языке жестов и переводит с этого в речь. Это изобретение оказалось успешным и результативным, после чего юноша решил выйти уже на мировой уровень. Даниил принял участие в конкурсе Гугла, а потом и Интела, в ходе чего он и его изобретение победили. Получив "Малую Нобелевскую премию" в 2019 году Даниил получил ещё и грант для обучения в 15 000 долларов США.
Опираясь только на такую информацию как поддержка от иностранного Гугла, здесь у многих возникает закономерный вопрос - почему идёт поддержка молодого изобретателя из США, а не от российского государства или же российских инновационных холдингов? Как известно, Даниил занимается наукой уже давно и даже знаком с трудами мировых учёных Гильберта и Ландау (источник - "RT на русском"). Увлекаясь познаниями наук и имея желание помогать всем людям, Даниил скорее всего сам пришёл к выводу что своё изобретение надо презентовать именно на мировом, и не только на отечественном, уровне. Но чтобы выйти на мировой уровень, и вообще иметь право на такой выход, надо сначала показать свой талант именно в своей стране. И как вскоре выяснилось по "Аргументам и Фактам" Даниил Казанцев был отмечен на нескольких «смотрах»(имеется ввиду на конкурсах) в России, в том числе получил свою первую реальную награду от государства - диплом первой степени на Балтийском инженерно-техническом конкурсе, где он впервые победил. И уже только потом вместе с дипломом Даниил получил и право представлять Россию на Всемирной ярмарке научных достижений школьников Intel ISEF в США. Именно оттуда он привез в Екатеринбург одну из главных наград – Second Grand Award, или малую Нобелевскую премию ("АиФ"). Получается что само российское государство подтолкнуло Даниила на участие в мировом первенстве по изобретениям, дав ему первое признание и победу, и более того он представлял именно Россию на всех мировых состязаниях. Теперь давайте почитаем что про это всё говорит учительница Даниила - Ирина Манькова, благодаря которой школьник смог участвовать в конкурсах и выйти на мировые состязания (приводится интервью из "АиФ"): "... изобретение Даниила было высоко оценено во Всероссийском обществе глухих, и на мировом уровне им заинтересовались многие. Но мальчик – патриот, он бы, конечно, хотел, чтобы первыми пользователями автоматизированного сурдопереводчика стали жители России». Если верить Маньковой, то Даниил действительно хочет чтобы его изобретение помогало не только своим соотечественникам, но и всем людям в мире! И кстати сам Даниил говорил именно так в интервью "Екатеринбург Онлайн": "Я не думаю, что какая-то технология может существовать только для России, только для США или только для Европы. Технологии должны быть для всех, потому что они вне политики".
Стоит конечно же признать, что про российских учёных, как и про российских школьников-изобретателях, вообще в медийном пространстве, в новостях фед каналов не слышно, несмотря на то что такие люди есть в нашей стране и поощряются государством (о них ещё будет сказано далее). А вместо них на роль "золотой молодёжи" ставят не полне умных Моргернштерна в рекламу Альфа-банка, и с женской натурой Даню Милохина на Петербургском экономическом форуме как главное лицо всего форума. В этом есть ошибка государства, но более того виноваты мы сами, потому что сами продвигаем таких "моргернштернов" в рейтинги и топы. И остаётся лишь восхищаться русскими талантами на просторах социальных сетей чтобы их вообще народная молва не забыла.
А теперь же давайте посмотрим на то как государство содействует в появлении в обществе талантов и изобретателей, поощряет и продвигает таких людей, хоть само государство об этом скромно умалчивает и не сообщает массово в СМИ. Начнём с того, что современная Россия сегодня создала саму инфраструктуру для появления таких людей как Даниил Казанцев. Сначала это был центр "Сириус" в Сочи, потом начали появляться филлиалы этого центра в других городах: в Иркутске есть центр Персей, в Пензе есть центр "Ключевский", в Челябинске - аналог "Сириуса", на Камчатке - центр "Эврика", в Вологде - центр "Импульс" и тд. В дальнейшем в городах начали появляться научные технопарки "Кваториумы", где школьники уже воочию могут создавать различные изобретения и на этом открывать для себя новые знания. Здесь же, побеждая на конкурсах и выставках, школьники начинают создавать себе будущую карьеру в поступлении в различные институты наук, в исследовательские центры, в центры Сколково, Иннополиса, Кольцово или же Академгородка. На текущий момент, в 2021 году работает 110 детских технопарков «Кванториум» в 76 субъектах Российской Федерации (данные сайта Detinform). Такие центры доп.образования помогают не только получать новые знания сверх школьной программы, но и работать уже в школьном возрасте над своими собственными проектами. Многие ребята уже к моменту окончания школы могут похвастаться победами и призовыми местами в региональных, федеральных и международных специализированных конкурсах и фестивалях, конкурируя не только со сверстниками, но подчас и с настоящими профессионалами в сфере IT, робототехники и больших данных. Далее приведу примеры того как эти "Кваториумы", основанные по поручению государства (!), помогли взрастить научную и образованную молодежь (вновь приводятся факты "АиФ"):
"Севастополец Руслан Пензов учился два года в «Data-квантуме». А сейчас он студент первого курса факультета экономики, менеджмента и информационных технологий Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова «Огромный багаж навыков я приобрел в "Кванториуме". И это очень сильно помогает мне в обучении», — поделился Руслан. Еще до его поступления в вуз команда Руслана победила на Первом открытом межрегиональном фестивале информационных технологий IT-Fest 2019 в направлении InEducation".
"Дмитрий Заплавнов из Астрахани прошел обучение в детском технопарке «Кванториум» по направлению «Биоквантум». А сегодня благодаря занятиям в технопарке он студент первого курса факультета биологии и биотехнологии Высшей школы экономики. За время учебы в «Кванториуме» Дмитрий углубленно изучал основы биоинформатики и генетики, стал победителем Международного конкурса детских инженерных команд «Кванториада» (Москва, 2019 г.) в треке «Редактирование генома» и победителем международного хакатона Local Hack Day: Save the world в треке «Биоинформатический анализ генома коронавируса SARS-CoV-2» (Кружковое движение НТИ и Major League Hacking, 2020 г.)".
"Дамир Хасанов из Удмуртской Республики обучался в детском технопарке «Кванториум» на протяжении трех лет. За это время Дамир работал над разными проектами, как личными, так и в составе команд. С сентября 2020 года Дамир Хасанов учится на первом курсе Ижевского государственного технического университета им. М. Т. Калашникова на кафедре «Мехатронные системы». «Мой проект называется FUTURION. Это электрический скейтборд, решающий проблемы малой функциональности и безопасности электроскейтбордов. Скейтборд понимает, когда вы падаете с него либо теряете равновесие», — рассказывает Дамир".
"По итогам вступительной кампании в 2020 году большинство учащихся «Кванториума-33» выбрали инженерный и естественнонаучный профили обучения. Например, Виктория Кунышева, занимавшаяся в «Промробоквантуме», стала студенткой МГУ им М. В. Ломоносова по направлению «Фундаментальная и прикладная физика». Благодаря обучению в технопарке за её плечами — победа во всероссийском конкурсе «ЮниКвант», в первом всероссийском фестивале специальной робототехники «РобоEmercom-2017» и многие другие достижения. Еще один слушатель «Промробоквантума» — Артемий Пономарев — стал студентом МГТУ им. Баумана по направлению «Транспортные средства специального назначения».
"А Егор Иванов пока только мечтает о поступлении в вуз и обучении профессии инженера-программиста. Сегодня он учится в 11 классе, готовится к ЕГЭ и успевает посещать детский технопарк «Кванториум» в Тамбове. Молодой человек успешно прошел заочный этап всероссийского конкурса молодежных проектов стратегии социально-экономического развития «РОССИЯ-2035» и готовится к участию в финале. Проект Егора — «Система контроля и управления доступом». Егор рассказывает, что главная задача системы контроля — ограничение на вход в помещение определенного круга лиц, контроль посещаемости, обеспечение безопасности, расчет баллов для дальнейшего поощрения учащихся или работников". (Аргументы и Факты - https://aif-ru.turbopages.org/aif.ru/s/society/education/130_parkov_dlya_umnyh_v_regionah_otkryvayutsya_vse_novye_kvantoriumy)
Это были приведены истории успешного научного развития школьников благодаря "Кваториумам" и государством в целом. А теперь же посмотрим на известных российских школьников, известные своими изобретениями как и Даниил Казанцев, которым тоже помогли научные парки, центры и естественно государство, и чьи изобретения несут пользу людям. Так, восьмиклассница Арина Филимонова изобрела костюм для реабилитации пациентов с переломом позвоночника. Целый год Арина работала в Квантортиуме Минпросвещения Нижнего Новгорода над проектом: консультировалась с наставниками, ходила к врачам местной больницы, заказывала датчики, искала специальную компрессионную ткань, из которого шьют спортивную одежду. Арина стала двухкратным победителем конкурса "Шустрик", а в 2020 году была признана "Человеком года" в Нижнем Новгороде.
Девятиклассник из Москвы Максим Громаков разработал антенную установку для поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Изобретение будет использоваться для беспилотной авиации и поможет искать потерявшихся людей. Девятиклассник увлекается робототехникой уже несколько лет. На его счету победы в российских и международных соревнованиях. Максим – трёхкратный победитель Московской олимпиады школьников по робототехнике, призёр международного финала робототехнических соревнований Eurobot (Франция 2019) и победитель конкурса компетенций «Роботон-МиР-2019» (Об этом сообщает "Рамблер". Далее: https://news.rambler.ru/other/43984821/?utm_content=mnews_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink)
А вот схожая история с Даниилом Казанцевым. Кемеровский одиннадцатиклассник Вадим Санников стал победителем крупнейшего в мире ежегодного конкурса исследовательских и инженерных проектов школьников Regeneron International Science and Engineering Fair (ISEF) (США). Проект юного кемеровчанина, как отметили в пресс-службе Фонда, направлен на решение проблем обработки электромиографии (ЭМГ). Школьник разработал методику программной обработки электромиографических сигналов, а также создал программно-аппаратный комплекс распознавания движений кисти под руководством преподавателя Центра детского научного и инженерно-технического творчества (ЦДНИТТ) при Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ) "УникУм" Владислава Немова. "Как только стало известно, что Вадим представит наш Центр, вуз, Фонд, Россию на ISEF, началась активная подготовка к конкурсу
", — прокомментировала директор ЦДНИТТ при КузГТУ "УникУм" Татьяна Мамзина. По словам пресс-службы Фонда, помимо медали финалиста Regeneron ISEF и премии в 5000 долларов, кемеровского школьника ждет специальный приз от Американского статистического общества (ASA). Regeneron ISEF прошел С 16 по 21 мая в онлайне. Финалисты, отобранные из почти 400 партнерских ярмарок в 64 странах, получили право представить свои исследовательские проекты на Regeneron ISEF, выиграв на местном, региональном или национальном научном конкурсе. Одним из них стал воспитанник ЦДНИТТ при КузГТУ "УникУм", созданного при поддержке Фонда Андрея Мельниченко, Вадим Санников. Проект кемеровского школьника "Фильтрация и анализ различного рода интенсивности сигналов электромиографии для программно-аппаратного комплекса распознавания движений кисти" был признан одним из лучших на III Детском научном конкурсе Фонда Андрея Мельниченко, который с 2019 году является ассоциированной ярмаркой Regeneron ISEF в России и может ежегодно делегировать своих победителей и призеров в финал глобального турнира. Ранее российские школьники занимали 1-е место на главном международном турнире юных исследователей и изобретателей в 2000 году (Благотворительный фонд Андрея Мельниченко — частный фонд инфраструктурных образовательных проектов в сфере естественных наук. Его миссия состоит в создании среды для развития талантов в российских регионах) (РИА Новости,2021 год).
Как видим, этого кемеровского школьника вовсю поддерживало государство в лице ЦДНИТТ при КузГТУ "УникУм" и частный фонд Мельниченко, и оно же специально послало ученика на мировое состязание чтобы он выйграл и также получил мировое признание. И сделано это было специально чтобы юный талант рос в своем свершении и приносил пользу своей Стране!
А вот еще из того же разряда. Ученик 11 класс школы № 27 Данил Петров разработал термоэлектрические стельки с климат-контролем. Школьник получил грант в 500 тысяч рублей на международном конкурсе «Мой первый бизнес» в Москве за своё изобретение. (Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/novosti/5061732-izhevsky-shkolnik)
Хотелось в заключение также сказать что государство поощряет талантливых школьников различными выплатами. Так в 2020 году 850 учащихся, которые имеют высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий, получили гранты от государства в размере 125 тысяч рублей. На получение грантов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» могли претендовать победители или призёры профильных олимпиад и конкурсов по математике, информатике и цифровым технологиям, проведённых в 2018/19 учебном году, ребята, имеющие награды или призы за научно-исследовательские работы по профилям «математика», «информатика» и «цифровые технологии», а также школьники, получившие патенты или свидетельства (сайт Министерства просвещения РФ).
Также ещё идёт ежечастная регистрация изобретений в патентах в России. Далее будут приведены общие итоги регистрации патентов от самих граждан, компаний, научных центров на территории России. Конкретно отдельно здесь мы не увидим сколько из этого итога приходится на долю школьников, но это пример того что государство вообще обращает внимание на изобретения своих граждан и всех тех, кто трудится на отечественную науку. Итог 2020 года по данным Роспатента: "В 2020 году было подано 34 984 заявки на изобретения, что на 1,5% меньше, чем за тот же период 2019 года (35511 заявок). При этом к концу года наметился тренд патентной активности – в декабре по сравнению с ноябрем 2020 года наблюдался резкий рост подачи заявок на изобретения на 61,14% (4341 против 2694).
В прошлом году было подано на 9,3% меньше заявок на полезные модели по сравнению с показателем 2019 года (9195 против 10136). Однако, начиная с сентября 2019 года, наблюдается рост числа заявок на полезные модели (в сентябре - 604, в декабре – 1296). Он объясняется сохранением в России неблагоприятной эпидемиологической обстановки и повышением спроса на средства индивидуальной защиты.
В 2020 году на 11,8% увеличилось количество заявок на промышленные образцы (до 7740). Всего поступило 6634 национальные заявки и 1106 заявок, поданных в соответствии с Гаагским соглашением.
Что касается подачи международных заявок на изобретения и полезные модели по процедуре РСТ, то по итогам 2020 года наблюдается снижение на 9,2% по сравнению с показателем 2019 года (1000 заявок против 1096 соответственно)".
За предоставление изобретения для регистрации его в патент, изобретатель естественно получает долю прибыли от его применения в какой либо компании или организации. Естественно и изобретения школьников тоже подпадают на регистрацию в патент чтобы от них была польза и внедрялись в массовое применение. В данном случае с изобретением Даниила Казанцева, который желает чтобы его труд приносил пользу как в России, в США и других странах он должен будет запатентовать своё устройство в патентных структурах каждой страны чтобы нашелся частник и спонсор, который осуществит мечту юного гения и пустит изделие в массовое производство. Нам же всем остается пожелать Удачи русскому юному изобретателю, чье изобретение вполне возможно завоюет многие страны мира!