Кому сейчас известен литератор Ф.В. Булгарин? Хотя его снова начали издавать. А был, со своих слов, популярнее А.С. Пушкина, из-за чего тот его будто бы недолюбливал.
Популярность, сопряженная с положением в обществе, прошла, а творчество не обнаружило эстетической ценности.
Вот и на фоне первоисточника, книги, эстетическая ценность кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец» крайне мала.
Киношные гном Гимли – клоун, эльф Леголас – аморфное создание; самоотверженный Фродо – на экране беспомощен и нелеп; предприимчивые и неробкие хоббиты Мерри и Пиппин – два недоумка, чья задача, маскируя сценарные дыры, спасать сюжет от капризов режиссера. Мечтательный и любознательный садовник Сэм в фильме предстает карикатурой на преданность. Арагорн, наследник трона Гондора, лишен мотивации и целеполагания. Орки вместо вселяющих ужас созданы напыщенными и тупыми. Тонкий и предусмотрительный в книге Фарамир, младший сын наместника Гондора, изображен вымученным тугодумом. Сам наместник, Денетор, –какой-то психованный мужчина пожилого возраста.
И всю эту фантасмагорию персонажей «оживляют» нелепые крупные планы, схематичные диалоги, клиповая последовательность действий и спецэффекты.
Однако искушенную публику и массового зрителя кинотрилогия покорила с подачи легендарных мастеров – звездного Голливуда.
«Властелин Колец» был объявлен непререкаемым шедевром и по-голливудски обожествлен.
Как такое возможно?
Стивен Спилберг (он вручал Оскар за лучший фильм), Мартин Скорсезе, Джеймс Кэмерон, Ридли Скотт, – творцы проникновенных сюжетов, образов, характеров, миров. И никто из них не встал на церемонии награждения и не сказал: что за… поделке мы рукоплещем? Что за… ходули мы возвеличиваем?
Ладно, была бы политическая подоплека, – левый дискурс, позитивная дискриминация и другие инклюзивные благоглупости. Так ведь не было!
Это круговая порука? В свободном обществе? Или тусовка нигде не бывает свободной?
Смешно относиться к обязанности голливудских богов и богинь рукоплескать миллионным бюджетам как к мерилу совершенства.
Впрочем, время остается верховным судьей. Во времени Толкин переживет Джексона. И хотелось бы в будущем увидеть экранизацию «Властелина Колец», достойную эпохального первоисточника.