Найти тему
Индустриальный турист

Архитектор Константин де Рошефор: французский граф, преобразивший облик Петербурга

Оглавление

Приветствую всех читателей моего канала! Сегодня я снова хочу поговорить с вами о моей излюбленной теме - об архитекторах Петербурга!

Северная столица знаменита своими зодчими: некоторые имена хорошо знакомы не только старожилам, но даже и гостям города. Однако бывают и такие архитекторы, фамилию которого вспомнит далеко не каждый, зато его творения хорошо известны любому, кто гулял по центру Петербурга. Герой моей сегодняшней статьи - Константин де Рошефор, относится именно к таким мастерам: его постройка на углу реки Мойки и Гороховой улицы известна чуть ли не всей России, однако далеко не каждый сможет сказать - чем ещё известен этот талантливый человек. Об этом и поговорим далее!

И начнём, по традиции, с биографии де Рошефора, а уж потом окунёмся в его творчество!

Биография

Константин де Рошефор родился 26 августа 1875 года в Туле, в семье французского архитектора Николая де Рошефора - личности достаточно известной в России: в юном возрасте Николай Иванович переехал в Российскую Империю, отучился в Николаевском инженерном училище и на протяжении всей своей жизни трудился на крупных стройках - так, он принимал участие в строительстве вокзалов в Самаре и Оренбурге, в строительстве Беловежского дворца в Белоруссии и реконструкции Николаевского дворца в Петербурге.

Нет сомнений, что талант отца передался Константину Николаевичу "по наследству": с детства он тяготел к архитектуре, а потому после получения среднего образования он поступил сначала в Кадетский корпус (размещался в Меншиковском дворце), который он окончил в 1895 году, после чего он продолжил обучение в Институте гражданских инженеров, который успешно окончил в 1900 году.

Константин де Рошефор начинал свою карьеру архитектора на совместных работах со своим отцом, однако уже в скором времени он стал получать самостоятельные заказы - так де Рошефор-младший вошёл в плеяду петербургских зодчих, проектировавших доходные дома и общественные здания в период расцвета петербургской архитектуры - в начале 20 века!

Константин де Рошефор добился огромных успехов в своём деле - он считался одним из ведущих архитекторов Петербурга, у него не было отбоя от заказчиков, однако всё это в одночасье оборвала Первая Мировая война, за которой последовала революция. Де Рошефор поступил так, как поступали в то время многие русские дворяне - перебрался во Францию, которая, к слову, была его исторической родиной.

Во Франции де Рошефор продолжил свою архитектурную деятельность, которую он успешно совмещал с научной: Константин Николаевич опубликовал множество трудов (многие из них - в эмигрантских газетах), посвящённых истории русской архитектуры и русской армии.

Константин де Рошефор прожил долгую и насыщенную жизнь - он скончался в Париже в 1961 в возрасте 81 года. Свой последний приют он нашёл на кладбище Монмартр - одном из самых роскошных и престижных некрополей Европы.

Но не забыта фамилия Рошефора и в России: его постройки по сей день радуют глаз петербуржцев и гостей Северной столицы, пускай многие из них и не знают - кто именно спроектировал эти шедевры русской архитектуры. Предлагаю поглубже окунуться в эту тему и рассмотреть самые интересные творения де Рошефора в Петербурге!

Доходный дом на Серпуховской улице

Дата постройки: 1900-1902
Адрес: Серпуховская улица, 22

Как и многие другие архитекторы, Константин де Рошефор начинал свою профессиональную деятельность с довольно заурядных построек: его первой работой стал простой доходный дом в Семенцах, расположенный по адресу Серпуховская улица, дом 22.

-2

Типичное для петербургской эклектики здание с двумя крупными квадратными эркерами по бокам и идеально симметричным фасадом - довольно устаревшая композиция для начала 20 века. Но это можно простить молодому архитектору, работающему на явно не очень богатого заказчика - дом получился скромным, но качественно сделанным. А чего ещё можно требовать от начинающего зодчего?

-3

В дальнейшем Константин де Рошефор строил куда более искусные постройки (и мы в этом сегодня ещё убедимся), однако я всё равно решил упомянуть его первую работу - так мы отчётливее увидим прогресс архитектора, его творческий рост, произошедший с ним за его жизнь!

Торговый дом "С. Эсдерс и К. Схейфальс"

Дата постройки: 1906-1907
Адрес: Гороховая улица, 15, набережная реки Мойки, 73

А вот вторая работа Константина Николаевича, выполненная в соавторстве со своим свояком (мужем сестры) Владимиром Липским, стала одной из самых ярких и выдающихся построек в стиле модерн В Петербурге. Одновременно очень красивая и крайне рациональная постройка стала настоящим предвестником советского конструктивизма, но при этом не утратила черт прекрасного дореволюционного модерна!

-4

Фасад здания визуально напоминает одну огромную витрину, разделенную на части перегородками: подобный облик торгового дома вполне логичен, ведь владельцы здания заинтересованы в привлечении клиентов, а значит товар, выставленный на продажу, должен быть виден прохожим - поэтому огромные окна в торговом доме Эсдерса и Схейфальса играют в нём роль выставочных витрин!

Любопытны и межэтажные перегородки: на них вынесено название торгового дома, а также ассортимент представленного в здании товара. Да, фактически эти надписи играют роль рекламы, однако как искусно они исполнены - такая реклама радует глаз!

-5

Ну а завершается здание выразительной угловой башней с изящным куполом с тонким высоким шпилем. Интересно и то, что башня почти прозрачная - она как бы продолжает идею фасада, его визуальную лёгкость!

-6

Забавно, что я неоднократно слышал о том, как люди путают здание Эсдерс и Схейфальс с домом компании Зингер, расположенном на Невском проспекте. И ведь они действительно обладают общими чертами: выдающаяся доминанта в виде купола-башни, общие стилистические детали (всё-таки оба здания относятся к стилю модерн). Однако у них есть и серьёзные различия: дом Зингера архитектора Сюзора выглядит в разы роскошнее и презентабельнее, тогда как работа де Рошефора и Липского гораздо более современна и рациональна, можно даже сказать - прогрессивна.

Дом компании "Зингер" на Невском проспекте, спроектированный архитектором Сюзором
Дом компании "Зингер" на Невском проспекте, спроектированный архитектором Сюзором

Тем радостнее, что самая выразительная черта этого здания - его огромный купол, перекликающийся со шпилем Адмиралтейства, не так давно вернулся на своё законное место - а ведь на протяжении многих лет здание стояло "обезглавленным": в советское время купол снесли за ненадобностью, и только после распада СССР эта жемчужина Гороховой улицы вернулась на место. В целом это радостная тенденция - последние годы многие декоративные купола, утерянные в советское время, восстанавливаются, что очень положительно сказывается на облике улиц Санкт-Петербурга!

-8

Доходный дом В. П. Кончиелова

Дата постройки: 1909-1910
Адрес: Исполкомская улица, 5

В период с 1908 по 1910 де Рошефор возвёл 5 домов по похожему проекту: два дома на Петроградской стороне (Гатчинская, 31-33 и Лахтинская, 20), два здания в Песках (Исполкомская, 5 и 10-я Советская, 9) и один дом на Васильевском острове (10-я линия, 15б) . Предлагаю Вашему вниманию один из этих пяти типовых домов, внешний вид которого представляется мне особенно интересным.

-9

Общие черты всех пяти доходных домов де Рошефора заключаются в одинаковой композиции центрального фасада, в середине которого располагаются два симметричных эркера полукруглой формы, между которыми находится свободное пространство в три окна - эта выразительная черта не даст вам спутать эти дома с другими дореволюционными зданиями в этом районе!

-10

Однако есть у доходного дома Кончиелова и свои уникальные черты, благодаря которым он выгодно отличается от своих "собратьев". Я говорю о северном настроении фасада, выраженном в облицовке стен здания серым кирпичом и натуральным северным камнем, что превращает это здание в представителя стиля северный модерн.

К этому же стилю его можно отнести и из-за его остроконечных щипцов, в которые плавно перетекают уже упомянутые ранее эркеры: эта черта роднит доходный дом на Исполкомской улице со старинными средневековыми замками из камня (конечно, лишь в плане внешнего облика).

-11

Дополняет эту картину и очень интересно обустроенный главный вход в здание, напоминающий по своей форме каменный грот - интересная находка де Рошефора, отдалённо напоминающая входную группу легендарного "дома с совами" архитектора Ипполита Претро (только там эта деталь выглядит ещё искуснее).

-12

Доходный дом М. Ф. Трифахина

Дата постройки: 1910-1911
Адрес: набережная реки Карповки, 32, улица Всеволода Вишневского, 22

Ещё одна очень выразительная постройка с ярко выраженной доминантой в виде угловой башни была построена де Рошефором в, мягко говоря, не самом презентабельном районе Петербурга начала 20 века: в северно-западной части Петроградской стороны, на берегу реки Карповки (в те времена набережная Карповки не была убрана в гранит и представляла собой дикий берег с грязными и неухоженными отвесными склонами). Однако, не самая благоприятная обстановка не помешала де Рошефору создать прекрасную постройку - пускай и не особо яркую с точки зрения декора, но очень интересную с точки зрения своих форм!

-13

Постройка де Рошефора на Карповке идеально вписывается в архитектурный ансамбль набережной (о котором я подробно рассказывал в отдельной статье): на ней находится ещё несколько зданий с угловыми шпилями, и все вместе они гармонируют с расположенным с другой стороны реки Иоанновским монастырём.

-14

Что любопытно, изначально здание выглядело немного иначе: его современное необычное углубление на углу (на том месте, где визуально так и просится объёмная башня) не задумывалось таковым по проекту де Рошефора - такой облик здание приобрело уже после войны, во время которой в него попал авиационный снаряд, сильно повредивший угол доходного дома.

Фото 1914 года, взято с сайта pastvu.com
Фото 1914 года, взято с сайта pastvu.com

В итоге было принято решение не восстанавливать угловую часть здания, которая до этого момента состояла из центральной части, от которой по обе стороны отходили балконы-выемки, а оставить её, скажем так, вогнутой. Решение странное, но интересное - так здание выглядит куда более оригинально, однако заслуги де Рошефора в этом, само собой, нет. Но факт есть факт!

-16

Кстати, декор у здания пускай и скромный, но всё же любопытный: руст на нижних этажах отсылает нас ко временем царившей в 19 веке в Петербурге эклектики (приём достаточно устаревший), тогда как сам декор имеет классические черты: интересные полуколонны, выразительные барельефы, спрятанные в небольшие ниши - всё это придают зданию своеобразного шарма. Жаль только, что его давно не реставрировали - фасад выглядит грустно, зданию явно требуется ремонт. Остаётся надеяться, что в ближайшее время его произведут, и доходному дому Трифагина вернётся его былое величие!

-17

Доходный дом А. А. де Рошефор

Дата постройки: 1911-1912
Адрес: Мытнинская улица, 24, 9-я Советская, 39

Ну и в качестве заключительного аккорда творческой карьеры Константина де Рошефора рассмотрим строгое классическое здание, построенное им в 1912 году на углу Мытнинской 9-ой Рожественской (ныне 9-ой Советской) улиц.

-18

Всем своим видом это здание отражает дух эпохи, в которую оно было построено - на смену праздному модерну пришёл строгий, но помпезный классицизм, и эти веяния не обошли стороной и де Рошефора!

Хотя стоит отметить, что здание обладает и некоторыми чертами модерна: полукруглые эркеры, увенчанные окном (а точнее окнами) необычной формы - они представляют собой две скруглённые "дольки", отходящие от стандартного прямоугольного окна. Казалось бы, незначительная деталь, но на таких деталях и строится качественная, красивая архитектура!

-19

Но чем ниже по фасаду, тем более строгим и классическим он становится. Однако здание всё равно радует глаз за счёт своего скромного, но вполне симпатичного декора - при беглом осмотре его можно даже не заметить, однако при детальном изучении фасада вся его красота раскрывается перед вами в полной мере!

-20

Ну а на этом я завершаю свой небольшой экскурс по творческому пути Константина Николаевича де Рошефора. Очень надеюсь, что мне удалось открыть для вас что-то новое, потому что лично моя "база данных" архитекторов Петербурга пополнилась ещё одной очень интересной личностью!

Спасибо за внимание и до встречи в следующих публикациях!