Найти тему
Legart вещает

Золотые игры нашей молодости. Серия игр "Князь".

Оглавление

Всем привет! Как-то я уже обозревал данную серию игр в одной из подборок, и именно в ее сторону было больше всего ностальгических и положительных комментариев. Именно поэтому я решил в очередной раз вспомнить о, вероятно, одном из лучших представителей отечественного геймдева, который по качеству на тот момент оказался чуть ли не в разы интереснее всего того, что могли предложить на Западе.

Честно говоря, я не удивлен столь положительным отзывам - в отечественной игровой индустрии есть две прямо-таки легендарные изометрические РПГ: это Князь и Златогорье. Обе эти игры совершенно заслуженно народ помнит и любит, хотя они совсем друга на друга не похожи ни по задумке, ни по духу.

К слову, практически уверен, что многие из молодых геймеров даже слыхом не слыхивали про такую игру (особенно из среды тех, для кого первыми "Героями" была пятая часть и далее), а значит есть хороший повод познакомиться! При всей моде на упрощенные рогалики, пиксельную и рисованную графику, а также всяческие ретро-игры - у игр серии "Князь" есть все шансы, чтобы запасть в душу молодому поколению.

Но перед тем, как начать, хочу призвать вас делиться своим мнением в комментариях. Нравятся ли вам игры "Князь"? Или же у вас есть другая ретро-рекомендация? Пишите, возможно именно ваша рекомендация ляжет в основу следующего поста!

Итак, за что мы любим игры серии Князь?

Российский геймдев: бессмысленный и беспощадный

В первую очередь заслуга игр серии Князь хотя бы в том, что они появились на свет в крайне сложное и нестабильное время, причем в не самом подходящей для этого стране. Российская игровая индустрия имеет крайне тяжелую судьбу, но вопреки этому наши соотечественники рождали настоящие шедевры, коим является и оригинальный "Князь: легенды Лесной страны", вышедшая в 1999-ом году. В 2003-ем году на фоне популярности первой игры среди наших геймеров вышла вторая часть саги "Князь 2: Кровь Титанов", получившая фанатское продолжение в игре "Князь 2.5: Продолжение легенды". Именно фанатский Князь 2.5 стал последним настоящим "Князем", часть 3 создавалась совсем другими людьми, которые совсем не понимали, что делают. Ее мы к серии причислять не будем, ибо это грешно.

-2

Совершенно очевидно, что игрушки этой серии не имели бешеных бюджетов современных ААА-проектов, да и до западных своих современников ей тоже было далеко. Однако при этом игровые механики были действительно уникальными, а некоторые решения без преувеличения очень крутыми. Например, приятно удивила возможность управлять собственной деревней во второй части - такую возможность далеко не каждая РПГ могла предоставить в то время! Конечно, из-за недостатка бюджета и производстве "на коленке" в игре есть целый ряд технических сложностей: слабая графика (сейчас принято говорить "ретро"), рваная анимация ударов и стрельбы, спорные игровые ограничения (отсутствие бега и глобальной карты в первой части).

Первая часть серии выглядела не так уж и плохо для 1999-ого
Первая часть серии выглядела не так уж и плохо для 1999-ого

Впрочем, игра на месте не стояла, и уже во второй части Князя исправили практически все те геймплейные недостатки, какие могли - даже графику умудрились подтянуть (она, кстати, прекрасно и сегодня скалируется в Full HD благодаря мододелам). В Князе 2.5 стало еще больше нововведений, главным из которых стал "аватар" вашего персонажа с полностью отображаемой снарягой и одеждой.

А вот часть 2.5 уже и играется и ощущается значительно бодрее
А вот часть 2.5 уже и играется и ощущается значительно бодрее

Конечно, в первую часть сейчас играть сложновато. Больно уж старая игра, 1999-ый год все-таки, старушке уже 22 года исполнилось. Но последующие версии как будто бы не так сильно наталкивают на мысль о технической отсталости, особенно если разобраться с модами на нормальное разрешение.

Но самое главное - 1999-ый год стал годом, когда российский геймдев родил хороший образец славянского фэнтези, примеров которого совсем немного. Как же так вышло, что после трех игр серии "Князь" и прекрасной "Златогорье" единственным современным примером славянского фэнтези стал польский "Ведьмак"? Печально все это, господа.

Сюжет и квесты: РПГ "на подумать"

Сюжет эпопеи про "Лесную страну" в первой игре не слишком витиеват. В мире есть некий амулет дракона, дарующий бессмертие. Вы играете за одного из тех, кто бросается на поиски этого самого амулета. Простенько?

-5

Да, возможно, но уже со второй части игра начала обрастать куда большим обилием сюжетных подробностей. Во-первых, по канону амулет достался именно викингу Драгомиру, который оказался тем еще подлецом. Получив в руки с амулет с бессмертием, а также некий браслет-владыка, дающий своему хозяину неведомую силу, вчерашний герой решил объединить Лесную страну и подчинить ее себе. Естественно, не самым лучшим и демократическим способом, а чтобы никто не возникал - проводит постоянные репрессии. Во второй части мы получаем на выбор не четырех героев, а целых 6 - 3 девушки и 3 мужика. У каждого из них свои причины не любить Повелителя новой Лесной страны, но в конечном итоге все они стремятся сделать одно - низвергнуть тирана.

-6

Нужно это сделать еще и потому, что тот самый пресловутый браслет-владыка - не просто магическая штука, а самый настоящий злой гений в обличии бижутерии - именно он совратил разум героя Драгомира и заставляет того совершать злодейства. Ну и бонусом - набирающий силу браслет также вызывает по всему миру магические катаклизмы, из-за которых в лесах становится больше монстров и чудовищ, угрожающих спокойной жизни людей. Естественно, победить бессмертного и всесильного героя - та еще задачка, но для пущего эффекта наш антагонист еще и забрался на летающий остров. Видимо, чтобы простые смертные не докучали. В конце, разумеется, мы находим хитрый способ уничтожить повелителя, после чего решаем сами, хотим ли мы остаться на этом самом летающем острове и править Лесной страной дальше, либо раз и навсегда уничтожить чертову побрякушку. Все, фактически Князь 2 заканчивает эпоху Титанов в мире Лесной страны, а следовательно конец приходит магии, чудовищам и всему такому прочему. The end...

-7

Третья игра из интересующей нас серии (Князь 2.5) уже сделана фанатами и была, как по мне, еще более витиеватой в плане сюжета и квестов. Так как часть 2 вполне себе завершает повествование, о чем недвусмысленно говорится в финальных титрах, то часть 2.5 (она не даром так называется) - это приквел.

-8

Героев здесь тоже достаточно, один из которых - свежеиспеченный повелитель Драгомир, который обзавелся и амулетом бессмертия, и браслетом "владыка". Среди других героев появляются представители нового народа - Желтых Собак Пустыни, то есть эдаких арабо-татаро-монголы в мире Князя, такой коллективный "Восток". С ними, кстати, и связан сюжет - все герои по тем или иным причинам стремятся предотвратить наступление восточных кочевников на Лесную страну, то есть фактически обыгрывается сюжет татаро-монгольского игра в реалиях русской цифровой сказки.

-9

И вроде бы все очевидно - нужно "прийти, увидеть, победить", но путь героев оказывается куда дольше и запутанней, а по пути нам вскрываются любопытные отсылки и сюжетные подробности, связывающие пропасть между играми Князь 1 и Князь 2. Например, в одном из квестов в деревне Холмогорье, мы встречаем настоящего дракона! Который делает пару ремарок в сторону нашего амулета, который по идее должен даровать бессмертие...

При этом уже с самой первой игры Князь удивлял своими сложными и достаточно живыми квестами. Благодаря квестам в игре шла львиная доля повествования и раскрытие мира. В сущности, никто вам сразу не выкладывал - все квесты делаются самостоятельно: либо методом "проб и ошибок", когда вы бегаете и пытаетесь взаимодействовать со всем чем только можно; либо включать голову и пытаться пораскинуть мозгами... Прелесть игр той поры заключается в том, что никто не "водил" игрока за ручку из точки А в точку Б, не давал сразу все готовенькие рецепты крафта и не упрощал геймплей донельзя, всему приходилось учиться самому и буквально экспериментировать "на коленке".

-10

Интереснее всего то, что не все решения квестов доступны для каждого персонажа. Где-то важен пол, а где-то нужен какой-то определенный уровень навыка, но говорить вам об этом заранее игра не будет. Опять же, очень интересный подход - сейчас вам не только скажут, сколько нужно той или иной характеристики для какого-либо действия, но и любезно рассчитают вероятность успеха.

-11

Ну и конечно важно отметить, что квесты в Князе - это в первую очередь интересные истории. Чего только стоит квест с "синим" ребенком, который на поверку оказывается не просто замерзшим карапузом, а дитем настоящей речной кикиморы... Или же спасение девицы из рук культистов, желающих ее сжечь на костре? Но, вероятно, наиболее интересный - превращение страшного чудовища, бродящего по лесу, в обычную девушку, которая кроме того с удовольствием пойдет служить вам в отряд.

Короче, основная крутизна игры заключается не в прокачке и боях, что характерно для большинства РПГ игр, а в обилии и необычности собственных квестов, которые писались вручную и бесконечно круче типовых "убей\принеси\нафиг-пойди".

Атмосфера: музыка и визуал

Еще одна крайне сильная часть игры - ее атмосфера. Какой еще проект позволит вам на полном серьезе погрузиться с головой в настоящую русскую сказку, да еще с примесью культурных веяний Византии и Викингов? Так и кажется, что речь идет не про какую-то абстрактную сказочную Лесную страну, а про нашу с вами историю века эдак 7-ого или 8-ого, как ее видели и воспринимали тогдашние представители славянских племен.

Фирменный славянский стиль в архитектуре. У византийцев и викингов тоже свой архитектурный стиль в поселениях.
Фирменный славянский стиль в архитектуре. У византийцев и викингов тоже свой архитектурный стиль в поселениях.

Атмосфера сказки здесь реально наблюдается везде, особенно когда встречаешь на своем пути различных волшебных существ и чудищ. Тут вам и мстительные навьи, и добрые мудры волхвы, живущие в старых избушках в гуще леса. Все это очень выгодно отличается от приевшихся фэнтезийных штампов, выросших из произведений Толкиена. Нет, ничего против мэтра я не имею, но фэнтезийный жанр и сделанные в его рамках игры очень часто все выглядят и ощущаются крайне однообразно. Здесь же такой проблемы нет, ведь наш фольклор воистину уникален и не мозолит глаза: на этом во многом выиграл тот же компьютерный "Ведьмак".

Промежуточные заставки и заставки локаций выглядят очень стильно
Промежуточные заставки и заставки локаций выглядят очень стильно

Главных опоры у сказочной атмосферы у проекта 2: это уникальная, качественная рисовка и максимально подходящая к этому всему музыка. Последняя, кстати, совсем ненавязчивая - она то подчеркивает спокойный деревенский быт, то напоминает вам про опасности лесной чащи. Музыка здесь не резкая и не броская, очень спокойная и с множеством звуков: скрип двери, пение лесной птицы, завывание зверя - все это позволяет вам почувствовать себя по ту сторону экрана. К слову, прошло уже много-много лет с моего первого знакомства с Князем, но я до сих пор не встречал более уместного музыкального сопровождения в играх. Если вдруг не в курсе - вбейте в поиске VK фразу "Князь ost" и послушайте. Тогда поймете :)

К слову, не смотря на популярность Князя в свое время, никто не пытается его повторять или хомажить: уникальная "князевская" стилистика и музыкальное оформление так и остались в серии трех оригинальных игр, что крайне печально, господа.

***

А вы играли в игры серии "Князь"? Если да, то ставь лайк и делись статьей в социальных сетях! Только с твоей помощью я смогу достичь первой тысячи подписчиков, а вот без твоей помощи буду сидеть и горевать.