Всем привет! Как-то я уже обозревал данную серию игр в одной из подборок, и именно в ее сторону было больше всего ностальгических и положительных комментариев. Именно поэтому я решил в очередной раз вспомнить о, вероятно, одном из лучших представителей отечественного геймдева, который по качеству на тот момент оказался чуть ли не в разы интереснее всего того, что могли предложить на Западе.
Честно говоря, я не удивлен столь положительным отзывам - в отечественной игровой индустрии есть две прямо-таки легендарные изометрические РПГ: это Князь и Златогорье. Обе эти игры совершенно заслуженно народ помнит и любит, хотя они совсем друга на друга не похожи ни по задумке, ни по духу.
К слову, практически уверен, что многие из молодых геймеров даже слыхом не слыхивали про такую игру (особенно из среды тех, для кого первыми "Героями" была пятая часть и далее), а значит есть хороший повод познакомиться! При всей моде на упрощенные рогалики, пиксельную и рисованную графику, а также всяческие ретро-игры - у игр серии "Князь" есть все шансы, чтобы запасть в душу молодому поколению.
Но перед тем, как начать, хочу призвать вас делиться своим мнением в комментариях. Нравятся ли вам игры "Князь"? Или же у вас есть другая ретро-рекомендация? Пишите, возможно именно ваша рекомендация ляжет в основу следующего поста!
Итак, за что мы любим игры серии Князь?
Российский геймдев: бессмысленный и беспощадный
В первую очередь заслуга игр серии Князь хотя бы в том, что они появились на свет в крайне сложное и нестабильное время, причем в не самом подходящей для этого стране. Российская игровая индустрия имеет крайне тяжелую судьбу, но вопреки этому наши соотечественники рождали настоящие шедевры, коим является и оригинальный "Князь: легенды Лесной страны", вышедшая в 1999-ом году. В 2003-ем году на фоне популярности первой игры среди наших геймеров вышла вторая часть саги "Князь 2: Кровь Титанов", получившая фанатское продолжение в игре "Князь 2.5: Продолжение легенды". Именно фанатский Князь 2.5 стал последним настоящим "Князем", часть 3 создавалась совсем другими людьми, которые совсем не понимали, что делают. Ее мы к серии причислять не будем, ибо это грешно.
Совершенно очевидно, что игрушки этой серии не имели бешеных бюджетов современных ААА-проектов, да и до западных своих современников ей тоже было далеко. Однако при этом игровые механики были действительно уникальными, а некоторые решения без преувеличения очень крутыми. Например, приятно удивила возможность управлять собственной деревней во второй части - такую возможность далеко не каждая РПГ могла предоставить в то время! Конечно, из-за недостатка бюджета и производстве "на коленке" в игре есть целый ряд технических сложностей: слабая графика (сейчас принято говорить "ретро"), рваная анимация ударов и стрельбы, спорные игровые ограничения (отсутствие бега и глобальной карты в первой части).
Впрочем, игра на месте не стояла, и уже во второй части Князя исправили практически все те геймплейные недостатки, какие могли - даже графику умудрились подтянуть (она, кстати, прекрасно и сегодня скалируется в Full HD благодаря мододелам). В Князе 2.5 стало еще больше нововведений, главным из которых стал "аватар" вашего персонажа с полностью отображаемой снарягой и одеждой.
Конечно, в первую часть сейчас играть сложновато. Больно уж старая игра, 1999-ый год все-таки, старушке уже 22 года исполнилось. Но последующие версии как будто бы не так сильно наталкивают на мысль о технической отсталости, особенно если разобраться с модами на нормальное разрешение.
Но самое главное - 1999-ый год стал годом, когда российский геймдев родил хороший образец славянского фэнтези, примеров которого совсем немного. Как же так вышло, что после трех игр серии "Князь" и прекрасной "Златогорье" единственным современным примером славянского фэнтези стал польский "Ведьмак"? Печально все это, господа.
Сюжет и квесты: РПГ "на подумать"
Сюжет эпопеи про "Лесную страну" в первой игре не слишком витиеват. В мире есть некий амулет дракона, дарующий бессмертие. Вы играете за одного из тех, кто бросается на поиски этого самого амулета. Простенько?
Да, возможно, но уже со второй части игра начала обрастать куда большим обилием сюжетных подробностей. Во-первых, по канону амулет достался именно викингу Драгомиру, который оказался тем еще подлецом. Получив в руки с амулет с бессмертием, а также некий браслет-владыка, дающий своему хозяину неведомую силу, вчерашний герой решил объединить Лесную страну и подчинить ее себе. Естественно, не самым лучшим и демократическим способом, а чтобы никто не возникал - проводит постоянные репрессии. Во второй части мы получаем на выбор не четырех героев, а целых 6 - 3 девушки и 3 мужика. У каждого из них свои причины не любить Повелителя новой Лесной страны, но в конечном итоге все они стремятся сделать одно - низвергнуть тирана.
Нужно это сделать еще и потому, что тот самый пресловутый браслет-владыка - не просто магическая штука, а самый настоящий злой гений в обличии бижутерии - именно он совратил разум героя Драгомира и заставляет того совершать злодейства. Ну и бонусом - набирающий силу браслет также вызывает по всему миру магические катаклизмы, из-за которых в лесах становится больше монстров и чудовищ, угрожающих спокойной жизни людей. Естественно, победить бессмертного и всесильного героя - та еще задачка, но для пущего эффекта наш антагонист еще и забрался на летающий остров. Видимо, чтобы простые смертные не докучали. В конце, разумеется, мы находим хитрый способ уничтожить повелителя, после чего решаем сами, хотим ли мы остаться на этом самом летающем острове и править Лесной страной дальше, либо раз и навсегда уничтожить чертову побрякушку. Все, фактически Князь 2 заканчивает эпоху Титанов в мире Лесной страны, а следовательно конец приходит магии, чудовищам и всему такому прочему. The end...
Третья игра из интересующей нас серии (Князь 2.5) уже сделана фанатами и была, как по мне, еще более витиеватой в плане сюжета и квестов. Так как часть 2 вполне себе завершает повествование, о чем недвусмысленно говорится в финальных титрах, то часть 2.5 (она не даром так называется) - это приквел.
Героев здесь тоже достаточно, один из которых - свежеиспеченный повелитель Драгомир, который обзавелся и амулетом бессмертия, и браслетом "владыка". Среди других героев появляются представители нового народа - Желтых Собак Пустыни, то есть эдаких арабо-татаро-монголы в мире Князя, такой коллективный "Восток". С ними, кстати, и связан сюжет - все герои по тем или иным причинам стремятся предотвратить наступление восточных кочевников на Лесную страну, то есть фактически обыгрывается сюжет татаро-монгольского игра в реалиях русской цифровой сказки.
И вроде бы все очевидно - нужно "прийти, увидеть, победить", но путь героев оказывается куда дольше и запутанней, а по пути нам вскрываются любопытные отсылки и сюжетные подробности, связывающие пропасть между играми Князь 1 и Князь 2. Например, в одном из квестов в деревне Холмогорье, мы встречаем настоящего дракона! Который делает пару ремарок в сторону нашего амулета, который по идее должен даровать бессмертие...
При этом уже с самой первой игры Князь удивлял своими сложными и достаточно живыми квестами. Благодаря квестам в игре шла львиная доля повествования и раскрытие мира. В сущности, никто вам сразу не выкладывал - все квесты делаются самостоятельно: либо методом "проб и ошибок", когда вы бегаете и пытаетесь взаимодействовать со всем чем только можно; либо включать голову и пытаться пораскинуть мозгами... Прелесть игр той поры заключается в том, что никто не "водил" игрока за ручку из точки А в точку Б, не давал сразу все готовенькие рецепты крафта и не упрощал геймплей донельзя, всему приходилось учиться самому и буквально экспериментировать "на коленке".
Интереснее всего то, что не все решения квестов доступны для каждого персонажа. Где-то важен пол, а где-то нужен какой-то определенный уровень навыка, но говорить вам об этом заранее игра не будет. Опять же, очень интересный подход - сейчас вам не только скажут, сколько нужно той или иной характеристики для какого-либо действия, но и любезно рассчитают вероятность успеха.
Ну и конечно важно отметить, что квесты в Князе - это в первую очередь интересные истории. Чего только стоит квест с "синим" ребенком, который на поверку оказывается не просто замерзшим карапузом, а дитем настоящей речной кикиморы... Или же спасение девицы из рук культистов, желающих ее сжечь на костре? Но, вероятно, наиболее интересный - превращение страшного чудовища, бродящего по лесу, в обычную девушку, которая кроме того с удовольствием пойдет служить вам в отряд.
Короче, основная крутизна игры заключается не в прокачке и боях, что характерно для большинства РПГ игр, а в обилии и необычности собственных квестов, которые писались вручную и бесконечно круче типовых "убей\принеси\нафиг-пойди".
Атмосфера: музыка и визуал
Еще одна крайне сильная часть игры - ее атмосфера. Какой еще проект позволит вам на полном серьезе погрузиться с головой в настоящую русскую сказку, да еще с примесью культурных веяний Византии и Викингов? Так и кажется, что речь идет не про какую-то абстрактную сказочную Лесную страну, а про нашу с вами историю века эдак 7-ого или 8-ого, как ее видели и воспринимали тогдашние представители славянских племен.
Атмосфера сказки здесь реально наблюдается везде, особенно когда встречаешь на своем пути различных волшебных существ и чудищ. Тут вам и мстительные навьи, и добрые мудры волхвы, живущие в старых избушках в гуще леса. Все это очень выгодно отличается от приевшихся фэнтезийных штампов, выросших из произведений Толкиена. Нет, ничего против мэтра я не имею, но фэнтезийный жанр и сделанные в его рамках игры очень часто все выглядят и ощущаются крайне однообразно. Здесь же такой проблемы нет, ведь наш фольклор воистину уникален и не мозолит глаза: на этом во многом выиграл тот же компьютерный "Ведьмак".
Главных опоры у сказочной атмосферы у проекта 2: это уникальная, качественная рисовка и максимально подходящая к этому всему музыка. Последняя, кстати, совсем ненавязчивая - она то подчеркивает спокойный деревенский быт, то напоминает вам про опасности лесной чащи. Музыка здесь не резкая и не броская, очень спокойная и с множеством звуков: скрип двери, пение лесной птицы, завывание зверя - все это позволяет вам почувствовать себя по ту сторону экрана. К слову, прошло уже много-много лет с моего первого знакомства с Князем, но я до сих пор не встречал более уместного музыкального сопровождения в играх. Если вдруг не в курсе - вбейте в поиске VK фразу "Князь ost" и послушайте. Тогда поймете :)
К слову, не смотря на популярность Князя в свое время, никто не пытается его повторять или хомажить: уникальная "князевская" стилистика и музыкальное оформление так и остались в серии трех оригинальных игр, что крайне печально, господа.
***
А вы играли в игры серии "Князь"? Если да, то ставь лайк и делись статьей в социальных сетях! Только с твоей помощью я смогу достичь первой тысячи подписчиков, а вот без твоей помощи буду сидеть и горевать.